Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРИСОВСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА







Борисовский шпалопропиточный завод находится в городе Борисов Минской области Республики Беларусь, в непосредственной близости от одноимённой станции на магистральной железнодорожной линии Орша — Минск (историческая Московско-Брестская железная дорога).

Завод является единственным шпалопропиточным предприятием Белорусской железной дороги. До 2007 года на нём действовала узкоколейная железная дорога, использовавшаяся в технологическом процессе.

Шпалопропиточный завод построен в 1902 году на месте болота, к югу от путей станции Борисов. Одной из причин для выбора такого места являлась близость как к станции, так и к сплавной реке Березине, по которой на завод поступала древесина.

Пути узкой колеи на заводе были с первого дня его работы. Но вначале вагонетки по ним перемещали вручную.

В 1918-1920 годах Борисов был оккупирован вначале немцами, затем — белополяками. Значительная часть оборудования шпалопропиточного завода была разрушена.

В начале 1920-х годов завод был восстановлен. При этом на него был доставлен узкоколейный мотовоз. Рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1986 году (нанесена условно).


Первоначально завод работал сезонно, 6-7 месяцев в году. С 1938 года перешёл на круглогодичную работу.

С июля 1941 года по июль 1944 года Борисов был оккупирован фашистской Германией. Восстановление разрушенного завода продолжалось три года.

Завод был пущен в работу в 1947 году. Поступили узкоколейные паровозы.

С 1963 года вместо узкоколейных паровозов используются мотовозы и тепловозы. Среди известных тепловозов — ТУ2МК-274.

В 1980-х годах старые мотовозы и тепловозы были заменены тепловозами ТУ7А.

Вплоть до 1991 года завод являлся подразделением в составе Белорусской железной дороги МПС СССР. Позднее — часть Белорусской железной дороги, принадлежащей независимой Беларуси.

По состоянию на 2005 год, на узкоколейной железной дороге работал один тепловоз — ТУ7А-2915. Возможно, другие тепловозы находились в запасе. Движение было ежедневным и активным.



В 2006 году Борисовский шпалопропиточный завод подвергся большой реконструкции. Старый пропиточный цех был закрыт. Открылся современный пропиточный цех с новейшим оборудованием.

Узкоколейной железной дороги с момента завершения реконструкции нет. Есть лишь небольшие рельсовые пути узкой колеи с канатной тягой. Узкоколейной железной дорогой их назвать нельзя.

Тепловоз ТУ7А-2915 был увезён в посёлок Ганцевичи Борисовского района, на узкоколейную железную дорогу Ганцевичского торфопредприятия.



Я побывал на Борисовском шпалопропиточном заводе 12 ноября 2008 года. Руководители завода приняли меня хорошо, устроили детальную экскурсию. Подарили книгу, посвящённую истории завода.

Но я опоздал на два года. Завод продолжает работать и не собирается закрываться, в отличие от аналогичных заводов Российской Федерации. Но теперь он работает без узкоколейной железной дороги...







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    РАЗНОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ    










14.12.2014 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Минской области»

на главную страницу