Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРИСОВСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА







Борисовский шпалопропиточный завод находится в городе Борисов Минской области Республики Беларусь, в непосредственной близости от одноимённой станции на магистральной железнодорожной линии Орша — Минск (историческая Московско-Брестская железная дорога).

Завод является единственным шпалопропиточным предприятием Белорусской железной дороги. До 2007 года на нём действовала узкоколейная железная дорога, использовавшаяся в технологическом процессе.

Шпалопропиточный завод построен в 1902 году на месте болота, к югу от путей станции Борисов. Одной из причин для выбора такого места являлась близость как к станции, так и к сплавной реке Березине, по которой на завод поступала древесина.

Пути узкой колеи на заводе были с первого дня его работы. Но вначале вагонетки по ним перемещали вручную.

В 1918-1920 годах Борисов был оккупирован вначале немцами, затем — белополяками. Значительная часть оборудования шпалопропиточного завода была разрушена.

В начале 1920-х годов завод был восстановлен. При этом на него был доставлен узкоколейный мотовоз. Рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1986 году (нанесена условно).


Первоначально завод работал сезонно, 6-7 месяцев в году. С 1938 года перешёл на круглогодичную работу.

С июля 1941 года по июль 1944 года Борисов был оккупирован фашистской Германией. Восстановление разрушенного завода продолжалось три года.

Завод был пущен в работу в 1947 году. Поступили узкоколейные паровозы.

С 1963 года вместо узкоколейных паровозов используются мотовозы и тепловозы. Среди известных тепловозов — ТУ2МК-274.

В 1980-х годах старые мотовозы и тепловозы были заменены тепловозами ТУ7А.

Вплоть до 1991 года завод являлся подразделением в составе Белорусской железной дороги МПС СССР. Позднее — часть Белорусской железной дороги, принадлежащей независимой Беларуси.

По состоянию на 2005 год, на узкоколейной железной дороге работал один тепловоз — ТУ7А-2915. Возможно, другие тепловозы находились в запасе. Движение было ежедневным и активным.



В 2006 году Борисовский шпалопропиточный завод подвергся большой реконструкции. Старый пропиточный цех был закрыт. Открылся современный пропиточный цех с новейшим оборудованием.

Узкоколейной железной дороги с момента завершения реконструкции нет. Есть лишь небольшие рельсовые пути узкой колеи с канатной тягой. Узкоколейной железной дорогой их назвать нельзя.

Тепловоз ТУ7А-2915 был увезён в посёлок Ганцевичи Борисовского района, на узкоколейную железную дорогу Ганцевичского торфопредприятия.



Я побывал на Борисовском шпалопропиточном заводе 12 ноября 2008 года. Руководители завода приняли меня хорошо, устроили детальную экскурсию. Подарили книгу, посвящённую истории завода.

Но я опоздал на два года. Завод продолжает работать и не собирается закрываться, в отличие от аналогичных заводов Российской Федерации. Но теперь он работает без узкоколейной железной дороги...







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    РАЗНОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ    










14.12.2014 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Минской области»

на главную страницу