Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ
СМОЛЕВИЧИ — ШЕМЕТОВО — НАЦИОНАЛЬНЫЙ АЭРОПОРТ МИНСК








Железнодорожная линия Смолевичи — Шеметово — Национальный аэропорт Минск находится в Минской области Республики Беларусь. Протяжённость железнодорожной линии составляет 26 километров. Линия однопутная, неэлектрифицированная.

Это первая железнодорожная линия, на которой в эпоху существования независимой Беларуси было организовано пассажирское движение. До 2014 года пассажирского движения здесь не было.

В апреле 2017 года в рамках общей деградации Беларуси движение пассажирских поездов на железнодорожной линии Смолевичи — Шеметово — Национальный аэропорт Минск было прекращено.

Железнодорожная линия строилась одновременно с аэропортом Минск-2. Аэропорт Минск-2 строился в качестве замены действующего аэропорта Минск, расположенного слишком близко к центру города, и оказавшегося в окружении городской застройки.

Место для нового аэропорта было выбрано на значительном удалении от города, в Смолевичском районе Минской области. Строительство аэропорта началось в 1977 году.

Аэропорт изначально планировался как международный, что было редкостью для СССР. Пассажирский терминал аэропорта должен был стать одним из самых больших в СССР, а возможно, и самым большим. С ним мог сравниться только московский терминал «Шереметьево-2».

Пассажирские рейсы в аэропорту Минск-2 начались в 1982 году. Но грандиозное здание терминала на тот момент не действовало. Оно стало «долгостроем» и открылось лишь 23 февраля 1993 года.

Старый аэропорт Минск-1, расположенный в городской черте, принимал небольшое число пассажирских рейсов до 29 октября 2012 года. Затем он был закрыт, впоследствии будет застроен. Аэропорт Минск-2, официально называемый «Национальный аэропорт Минск», остался единственным пассажирским аэропортом Минска и всего региона.

Железнодорожная линия от станции Смолевичи до стройплощадки аэропорта Минск-2 была открыта на начальном этапе строительства аэропорта. Расположенная у аэропорта станция была названа Шеметово — по ближайшей деревне.

Линия Смолевичи — Шеметово принадлежала и принадлежит Белорусской железной дороге. Пассажирского движения на ней в эпоху СССР не было, что для того времени в целом являлось редкостью. Пассажирские платформы нигде на линии не строились.

Грузовое движение на линии всегда было редким. Грузовые поезда здесь — в основном наливные, то есть состоящие из вагонов-цистерн. Основной грузополучатель — склад горюче-смазочных материалов у станции Шеметово.

Линия неоднократно использовалась для съёмок художественных фильмов. Она была удобна для этой цели, благодаря слабому движению и относительной близости к городу. При съёмках задействовался паровоз, старинные пассажирские вагоны.

Единственным средством сообщения между аэропортом Минск-2 и городом долгое время была многополосная автодорога. Она имеет хорошее качество, повсеместные разноуровневые развязки, освещена в тёмное время. Но железнодорожный транспорт всегда будет комфортабельнее и цивилованнее автомобильного.

В 2013 году было принято решение, верное во всех отношениях: создать пассажирское железнодорожное сообщение с аэропортом Минск-2.

Линия Смолевичи — Шеметово, на тот момент — малодеятельный участок с редким грузовым движением и низкими скоростями, подверглась реконструкции. В течение 2014 года верхнее строение пути было заменено.

Был построен с нуля небольшой участок пути за станцией Шеметово, длиной примерно 600 метров. В конце нового участка — тупиковый остановочный пункт Национальный аэропорт Минск.

7 ноября 2014 года началось регулярное движение дизель-поездов по маршруту Минск-Пассажирский — Смолевичи — Национальный аэропорт Минск. Объём движения — пять пар поездов в сутки, ежедневно. Время в пути 56 минут, включая 5 минут стоянки по станции Смолевичи.

В дальнейших планах — перенос конечного пункта непосредственно к зданию пассажирского терминала, электрификация линии. Возможно, также строительство соединительного пути, который позволит исключить заход на станцию Смолевичи и смену направления движения.




Поездка автора (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2014by.html)

Я прибыл на станцию Смолевичи в вечернее время «медленным» электропоездом сообщением Минск-Брестский (сейчас станция Минск-Брестский носит «корявое» название Институт Культуры) — Орша. Ночёвка в окрестностях станции.

Утром возвращаюсь на станцию Смолевичи. Я был здесь в 2008 и 2013 годах. С тех пор станция сильно изменилась в лучшую сторону. Типовой невзрачный послевоенный вокзал подвергся капитальной реконструкции и выглядит как «мини-дворец». Название станции только на русском языке, тогда как до реконструкции было на белорусском.

Появился новый тупиковый путь и новая «полувысокая» платформа для поездов в аэропорт. По станции Смолевичи поезда из Минска в аэропорт меняют направление движения.

Пытаюсь взять билет до аэропорта по банковской карте. Кассир назвала на удивление высокую цену — 25 тысяч. Карта не сработала — «нет связи». И хорошо: только потом до кассира дошло, что я прошу билет в аэропорт, а не до Минска на «аэропортовом» поезде. Мало кому нужно ехать отсюда в аэропорт, но многие ездят в Минск на быстром и комфортном поезде. Хотя он стоит в пять раз дороже «медленной» электрички.

Оказалось, что на самом деле проезд от станции Смолевичи до аэропорта стоит 14 600 (61 рубль РФ). Билет был выдан на бланке системы «Экспресс».



Билет для проезда по маршруту Смолевичи — Национальный аэропорт Минск.


После меня билет до аэропорта взял ещё один пассажир.

Осматриваю вывешенные на вокзале плакаты об открытии движения в аэропорт. Здесь поступили очень правильно: составили список авиарейсов, согласованных по времени с каждым из прибывающих в аэропорт поездов. Этого не хватало в российских региональных городах, где начинали движение поездов в аэропорты.

По состоянию на 2014 год, попытки открытия пассажирских маршрутов в аэропорты имели место в следующих городах России: Москва (все три действующих аэропорта), Екатеринбург, Самара, Сочи, Владивосток, Казань.

В Москве пассажирские перевозки в аэропорты пользуются большим спросом, хотя проезд стоит дорого — на данный момент 400 рублей. В остальных городах — совершенно иначе.

Самара: меньше чем через год после помпезного открытия движение было позорно отменено.

Екатеринбург: движение «сдулось» до двух пар в сутки, находится под угрозой полной отмены. Хотя это — один из крупнейших нестоличных аэропортов. Хотя поезда имеют значение для перевозок не только в аэропорт, но и внутри города.

Сочи: остались позорные 5 пар в сутки, причём первый поезд отправляется в 11 часов. Сейчас движение угрожают полностью отменить. Надеюсь, этого не произойдёт.

Владивосток: 10 пар поездов. Сохранились благодаря наличию промежуточных остановок. Являются скорее внутригородским транспортом, чем аэропортовым.

Казань: 10 пар поездов. Типичное количество пассажиров — от одного до пяти на состав. Долго ли продержатся — вопрос.


На станции звучит объявление по громкой связи: «Прибывает дизель-поезд сообщением Минск — Национальный аэропорт». На новый тупиковый путь прибыл состав ДП3-001. Трёхвагонный поезд польского производства, современный и комфортный. До недавнего времени работал на межгосударственном маршруте Минск — Вильнюс.

Стоянка для смены направления движения короткая. Вскоре состав отправляется. Первые пять километров едем вдоль магистральной железной дороги. Погода мерзостная. Причём здесь есть снег, а в Москве нет — хотя должно быть наоборот.

На протяжении первых пяти километров линия в аэропорт пролегает вплотную к путям магистральной Московско-Брестской железной дороги. Таким образом, в нынешней ситуации не только требуется смена направления движения по Смолевичам — но также преодолеваются лишние десять километров. Которые не пришлось бы проезжать при наличии «съезда» на Шеметово со стороны Минска.

Но для строительства «съезда» со стороны Минска придётся сносить дачные дома. На этом участке железная дорога плотно окружена ими.

Мелькает платформа Загорье на магистральных путях. Здесь довольно часто люди попадают под поезда, на ограждении платформы — венки.

Магистральная железная дорога «уходит» вправо. Глубокая выемка, путепровод над автодорогой...

Линия Смолевичи — Шеметово пролегает по малонаселённой, преимущественно лесной местности. Но вблизи неё есть несколько деревень и дачных посёлков.

Я считаю: было бы целесообразным иметь на линии два маршрута пассажирских поездов: «быстрые» Минск — аэропорт, без захода в Смолевичи, когда это станет возможно. И «медленные» Смолевичи — аэропорт, с остановками у деревень Мостище и Шеметово, по цене обычных пригородных поездов. Связь города Смолевичи с аэропортом тоже нужна.

На табло в вагоне отображается скорость движения. В основном, 114-116 км/час — быстрее, чем на главном ходу! И это — на глухой, до недавнего времени малодеятельной ветви. На таких линиях обычно грузовые поезда двигаются со скоростью 20 км/час. Всё возможно при желании!

Вот «антипример»: попытка открыть пассажирское движение на изначально похожей линии Киев-Петровка — Вышгород. Там не провели капитальный ремонт, и дизель-поезд на протяжении всего маршрута следовал со скоростью 15 км/час. Результат — позорное прекращение движения.

Проследуем без остановки станцию Шеметово. Это единственная на линии точка с путевым развитием. Станционное здание, таблички с названием нет. Поезд встречает дежурная по станции.

Короткий новый участок, построенный в 2014 году. Поворот, тупиковая платформа без путевого развития. В поезде объявляют, что нужно пересесть на бесплатный автобус до терминала аэропорта. Все звуковые сообщения дублируются на английском языке.

Пассажиров — около двадцати. Для нового маршрута — неплохо, особенно по сравнению с Казанью, где я застал населённость два-три пассажира на состав.

Проезжаю на автобусе до терминала. Тот факт, что железную дорогу не подвели к терминалу — существенный недостаток.

Захожу в здание аэропорта. Он приятный, дружественный для человека. В РФ при входе в аэропорты имеет место бред и маразм в виде издевательского шмона. Здесь такого нет, вход свободный.

По пассажиропотоку аэропорт Минск — примерно на уровне Казани и Самары, меньше Екатеринбурга. Рейсы: внутренние в Москву и Санкт-Петербург (именно так, эти маршруты считаются внутренними), международные — в основном по странам бывшего СССР, Западной Европы, в Турцию, на Ближний Восток. Около сорока рейсов в сутки.

Обратно до платформы Национальный аэропорт Минск — пешком. Количество пассажиров при отправлении — примерно такое же, около двадцати.

Кассы на платформе нет. Пассажиров обилечивает в пути женщина-разъездной кассир. Стоимость проезда до Минска-Пассажирского 25 тысяч (105 рублей РФ). Принимаются только наличные.



Билет для проезда по маршруту Национальный аэропорт Минск — Минск-Пассажирский.
Сведения о расстоянии неправильные: на самом деле — не 120 км, а 64 км.


Проезд в этом комфортном поезде — в разы дороже, чем проезд аналогичного расстояния в обычных белорусских пригородных поездах. Но дешевле, чем в жутких московских «быдлособаках»! Между тем, цены на еду и на многое другое в Беларуси сейчас существенно выше российских.

Смолевичи, единственная промежуточная остановка. Звуковое оповещение на белорусском и английском: «Поезд сменит направление движения, не выходите из вагонов».

Следующая остановка — конечная, вокзал Минск-Пассажирский. Большой недостаток, не объяснимый никакой логикой — это отсутствие остановки по Минску-Восточному (станция метро «Пролетарская»).

Ко второй линии метро, на которой находится станция «Пролетарская», тяготеет значительная часть Минска. Кроме того, пересадка с метро на железную дорогу здесь удобнее, чем на главном вокзале. Надеюсь, эту досадную оплошность исправят.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
   









30.11.2014 © С. Болашенко

назад

на главную страницу