Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ДИТВА»







Торфопредприятие «Дитва» (торфобрикетный завод «Дитва») находится в посёлке Дитва Лидского района Гродненской области Республики Беларусь. Расположение — к западу от города Лида. К востоку от Лиды находится Лидское торфопредприятие.

«Дитва» — одно из самых крупных торфопредприятий. Его узкоколейная железная дорога хорошо развита, и может считаться образцовой.

Главной на узкоколейной железной дороге является станция Брикетная в посёлке Дитва.

По данным на 2011 год, узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Дитва» — одна из двух узкоколейных железных дорог Беларуси, где сохранился перегруз торфопродукции на широкую колею. Вторая — узкоколейная железная дорога Житковичского торфопредприятия, Гомельская область.

Узкоколейная железная дорога действует с 1972 года.



История торфопредприятия (официальный текст):

Проектное задание на строительство торфопредприятия «Дитва» Лидского района, Гродненской области было разработано «Белгипроторфом» Министерства торфяной промышленности в 1966 году на основании задания на проектирование № 3/15, утверждённого Совнархозом БССР и согласованного с Госпланом БССР 8 февраля 1965 года.

Целевым назначением строительства торфопредприятия являлось обеспечение топливом (фрезерным торфом) ТЭЦ Гродненского капролактамового завода.

В 1969 году институтом «Белгипроторф» было разработано проектное задание на строительство торфобрикетного завода «Дитва» мощностью 110 тыс.тонн брикетов в год, которое было утверждено Советом Министров БССР (распоряжение № 822-р от 20 августа 1969 года). Целевое назначение завода – обеспечение топливными брикетами населения и комунально-бытовых потребителей Гродненской области.

Для расселения работников торфопредприятия было предусмотрено строительство посёлка. Комиссией по выбору площадки под строительство посёлка (акт от 3 декабря 1965 года) была определена площадка, расположенная в районе перспективного населённого пункта Кульбаки Лидского района на малоудобных пахотных и частично облесенных землях колхоза имени Ленина, в двух километрах от шоссе Лида — Гродно.

В центральной части жилого посёлка сосредоточены объекты культурно-бытового назначения: школа, дом культуры, детский дошкольный центр развития ребёнка с бассейном, торговый центр, фельдшерско-акушерский пункт. Жилые двухэтажные и трёхэтажные дома полностью газифицированы и обеспечены водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением.

В 1972 году была начата добыча торфа на торфяном месторождении «Березина».

В 1975 году принят в эксплуатацию брикетный цех с установкой сушилок «Цемаг» производства ГДР и 5 прессов Б9032.

В 1978 году мощность по добыче торфа составила 421,5 тыс.тонн, перекрыв проектную мощность предприятия (350 тыс.тонн).

Брикетный цех перекрыл проектную мощность в 1979 году, выпустив 117,4 тыс. тонн брикетов.

Максимальный объём добычи торфа и выпуска топливных брикетов был достигнут в 1983 году – 462,9 тыс. тонн и 134,3 тыс. тонн соответственно.

В 1985 году в строй вступил опытно-промышленный цех по производству гранулированных удобрений на основе торфа. За период с 1985 года по 1989 год было выпущено 20397 тонн гранулированных удобрений.

В 1988 году котельная брикетного цеха была переведена с фрезерного торфа на природный газ.

В 1990 году институтом «Белниитоппроект» был разработан проект производства органического натурального удобрения «Биогумус».

За период работы брикетного цеха был освоен выпуск торфоугольных и торфолигнинных брикетов.

В августе 2001 года был запущен в работу турбогенератор «Кубань 06С» с электрической мощностью 600 кВт/ч.

Коллектив предприятия стал одним из передовых предприятий отрасли.

Многие работники предприятия поощрялись благодарностями, премиями, орденами и медалями, награждались руководством ГПО «Белтопгаз» и Министерства энергетики Республики Беларусь.

С декабря 2009 года предприятие изменило форму собственности, реорганизовано в открытое акционерное общество «Торфобрикетный завод Дитва».

По состоянию на 2011 год, ОАО «Торфобрикетный завод Дитва» производит топливные брикеты марки БТ-2, древесный уголь, органическое удобрение «Биогумус».

Предприятие имеет устойчивый спрос на топливные брикеты среди зарубежных покупателей.

Потребителями брикета являются топливоснабжающие организации Гродненской, Могилёвской, Витебской и Гомельской областей, а также потребители Литвы, Польши, Швеции и Латвии.




Узкоколейная железная дорога строилась от посёлка Дитва в двух направлениях: на торфомассивы и в город Лида, станция Перегрузочная.

Первоначально добыча торфа велась на торфомассиве в районе деревни Ворнишки. Затем, ориентировочно в середине 1980-х годов, узкоколейная железная дорога была продлена до торфомассива у деревни Залесские.

Максимальная удалённость линии от станции Брикетная в направлении деревни Залесские составляла около 21 километра. Плюс к тому — 8 километров от Брикетной до Перегрузочной.

В период от 2000 до 2008 года была построена линия от станции Евсеевичи на новый торфомассив Диковина, расположенный между деревнями Мольги и Новосёлки. После этого почти вся старая линия (всё, что находится севернее станции Евсеевичи) была разобрана.

Причина разборки старой линии — исчерпание запасов торфа. Протяжённость узкоколейной железной дороги значительно сократилась.

По состоянию на 2011 год, основной район добычи торфа — торфомассив Диковина. Добыча торфа ведётся также на торфомассиве Крупка, расположенном в четырёх километрах от Дитвы, вдоль главной линии.

На узкоколейной железной дороге курсируют не только грузовые поезда, но и пассажирские (рабочие) поезда по маршруту Брикетная — Мольги.




Станция Брикетная в Дитве на спутниковых снимках (источник — «Google maps»,
ориентировочная дата съёмки — 2011 год).


http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=872 — фотографии узкоколейной железной дороги
http://uzd.spb.ru/poezdka10.htm — поездка на узкоколейную железную дорогу в 2008 году, А. Максимов.


По состоянию на 2011 год, действует участок от станции Брикетная до станции Перегрузочная (город Лида). Торфобрикет перегружается в вагоны широкой колеи.

Протяжённость главной линии между крайними пунктами (от Перегрузочной до 8-й площадки) составляет 20 километров.





Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге 1 ноября 2011 года. Полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2011by.html.

После ночёвки у деревни Островля туманным утром вхожу на территорию торфобрикетного завода «Дитва». Здесь находится главная станция узкоколейной железной дороги.

Руководство железной дороги приняло очень хорошо. Оставляю в подарок книгу «По рельсам и по земле».

Вначале еду в Лиду, на станцию Перегрузочная.

На станции Перегрузочная ведётся перегрузка торфобрикетов на широкую колею. Здесь строятся новые пути, станция будет расширяться.

Возвращаюсь в Дитву в кабине тепловоза.

Затем — пешком на торфомассив Мольги. Это самый дальний разрабатываемый торфомассив.

Как выяснилось, северная часть узкоколейной железной дороги, показанная на топографических картах — разобрана. Разобрали очень большой, по меркам Беларуси, участок — линия уходила за деревню Залесские.

Среди подвижного состава в Дитве:
ТУ6М-1465 (модернизация явно не «борисовская», а более ранняя, судя по «толстой» раме и пяти дверям на капоте, изначально это был ТУ8, хотя ТУ8 не мог иметь номер 1465),
ТУ6СПА-046,
ТУ8-0340,
ТУ8 с неустановленным номером,
ТУ8-0157,
ТУ6МБР-1636,
ТУ6МБ-1893,
ТУ6Д-0189,
ТУ8 с неустановленным номером,
АМ1 (без двигателя, фактически — сарай, хотя и на тележках),
рама и экипажная часть неустановленного ТУ4,
ЭСУ2А-201 (краской выведено ЭСУ2М-1005, разгромлена),
ТУ7МБ-0825,
ТУ6А-3812,
ЭСУ2А-955.

В процессе фотодокументирования узкоколейной железной дороги довелось осмотреть заброшенный дом. В Беларуси они тоже есть. В совершенно несопоставимом с РФ количестве — но, к сожалению, присутствуют.

За участком Мольги сажусь в хозяйственный поезд. Это ЭСУ2А-955 с вагоном, представляющим собой платформу с деревянной будкой. Возвращаюсь в Дитву.

Автобусом из Дитвы в Лиду.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ, ПОЕЗДКА В ПЕРЕГРУЗОЧНУЮ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, УЧАСТОК ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — БРИКЕТНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (УЧАСТОК ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — БРИКЕТНАЯ, ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В БРИКЕТНУЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В БРИКЕТНУЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В БРИКЕТНУЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В БРИКЕТНУЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В БРИКЕТНУЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В БРИКЕТНУЮ, СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ, ТЕПЛОВОЗЫ В ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ, ТЕПЛОВОЗЫ В ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КРУПКА, СТАНЦИЯ КРУПКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ КРУПКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ЕВСЕЕВИЧИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ЕВСЕЕВИЧИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ МОЛЬГИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ МОЛЬГИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК МОЛЬГИ, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ)    










26.12.2014 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Гродненской области»

на главную страницу