Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ДИТВА»







Торфопредприятие «Дитва» (торфобрикетный завод «Дитва») находится в посёлке Дитва Лидского района Гродненской области Республики Беларусь. Расположение — к западу от города Лида. К востоку от Лиды находится Лидское торфопредприятие.

«Дитва» — одно из самых крупных торфопредприятий. Его узкоколейная железная дорога хорошо развита, и может считаться образцовой.

Главной на узкоколейной железной дороге является станция Брикетная в посёлке Дитва.

По данным на 2011 год, узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Дитва» — одна из двух узкоколейных железных дорог Беларуси, где сохранился перегруз торфопродукции на широкую колею. Вторая — узкоколейная железная дорога Житковичского торфопредприятия, Гомельская область.

Узкоколейная железная дорога действует с 1972 года.



История торфопредприятия (официальный текст):

Проектное задание на строительство торфопредприятия «Дитва» Лидского района, Гродненской области было разработано «Белгипроторфом» Министерства торфяной промышленности в 1966 году на основании задания на проектирование № 3/15, утверждённого Совнархозом БССР и согласованного с Госпланом БССР 8 февраля 1965 года.

Целевым назначением строительства торфопредприятия являлось обеспечение топливом (фрезерным торфом) ТЭЦ Гродненского капролактамового завода.

В 1969 году институтом «Белгипроторф» было разработано проектное задание на строительство торфобрикетного завода «Дитва» мощностью 110 тыс.тонн брикетов в год, которое было утверждено Советом Министров БССР (распоряжение № 822-р от 20 августа 1969 года). Целевое назначение завода – обеспечение топливными брикетами населения и комунально-бытовых потребителей Гродненской области.

Для расселения работников торфопредприятия было предусмотрено строительство посёлка. Комиссией по выбору площадки под строительство посёлка (акт от 3 декабря 1965 года) была определена площадка, расположенная в районе перспективного населённого пункта Кульбаки Лидского района на малоудобных пахотных и частично облесенных землях колхоза имени Ленина, в двух километрах от шоссе Лида — Гродно.

В центральной части жилого посёлка сосредоточены объекты культурно-бытового назначения: школа, дом культуры, детский дошкольный центр развития ребёнка с бассейном, торговый центр, фельдшерско-акушерский пункт. Жилые двухэтажные и трёхэтажные дома полностью газифицированы и обеспечены водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением.

В 1972 году была начата добыча торфа на торфяном месторождении «Березина».

В 1975 году принят в эксплуатацию брикетный цех с установкой сушилок «Цемаг» производства ГДР и 5 прессов Б9032.

В 1978 году мощность по добыче торфа составила 421,5 тыс.тонн, перекрыв проектную мощность предприятия (350 тыс.тонн).

Брикетный цех перекрыл проектную мощность в 1979 году, выпустив 117,4 тыс. тонн брикетов.

Максимальный объём добычи торфа и выпуска топливных брикетов был достигнут в 1983 году – 462,9 тыс. тонн и 134,3 тыс. тонн соответственно.

В 1985 году в строй вступил опытно-промышленный цех по производству гранулированных удобрений на основе торфа. За период с 1985 года по 1989 год было выпущено 20397 тонн гранулированных удобрений.

В 1988 году котельная брикетного цеха была переведена с фрезерного торфа на природный газ.

В 1990 году институтом «Белниитоппроект» был разработан проект производства органического натурального удобрения «Биогумус».

За период работы брикетного цеха был освоен выпуск торфоугольных и торфолигнинных брикетов.

В августе 2001 года был запущен в работу турбогенератор «Кубань 06С» с электрической мощностью 600 кВт/ч.

Коллектив предприятия стал одним из передовых предприятий отрасли.

Многие работники предприятия поощрялись благодарностями, премиями, орденами и медалями, награждались руководством ГПО «Белтопгаз» и Министерства энергетики Республики Беларусь.

С декабря 2009 года предприятие изменило форму собственности, реорганизовано в открытое акционерное общество «Торфобрикетный завод Дитва».

По состоянию на 2011 год, ОАО «Торфобрикетный завод Дитва» производит топливные брикеты марки БТ-2, древесный уголь, органическое удобрение «Биогумус».

Предприятие имеет устойчивый спрос на топливные брикеты среди зарубежных покупателей.

Потребителями брикета являются топливоснабжающие организации Гродненской, Могилёвской, Витебской и Гомельской областей, а также потребители Литвы, Польши, Швеции и Латвии.




Узкоколейная железная дорога строилась от посёлка Дитва в двух направлениях: на торфомассивы и в город Лида, станция Перегрузочная.

Первоначально добыча торфа велась на торфомассиве в районе деревни Ворнишки. Затем, ориентировочно в середине 1980-х годов, узкоколейная железная дорога была продлена до торфомассива у деревни Залесские.

Максимальная удалённость линии от станции Брикетная в направлении деревни Залесские составляла около 21 километра. Плюс к тому — 8 километров от Брикетной до Перегрузочной.

В период от 2000 до 2008 года была построена линия от станции Евсеевичи на новый торфомассив Диковина, расположенный между деревнями Мольги и Новосёлки. После этого почти вся старая линия (всё, что находится севернее станции Евсеевичи) была разобрана.

Причина разборки старой линии — исчерпание запасов торфа. Протяжённость узкоколейной железной дороги значительно сократилась.

По состоянию на 2011 год, основной район добычи торфа — торфомассив Диковина. Добыча торфа ведётся также на торфомассиве Крупка, расположенном в четырёх километрах от Дитвы, вдоль главной линии.

На узкоколейной железной дороге курсируют не только грузовые поезда, но и пассажирские (рабочие) поезда по маршруту Брикетная — Мольги.




Станция Брикетная в Дитве на спутниковых снимках (источник — «Google maps»,
ориентировочная дата съёмки — 2011 год).


http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=872 — фотографии узкоколейной железной дороги
http://uzd.spb.ru/poezdka10.htm — поездка на узкоколейную железную дорогу в 2008 году, А. Максимов.


По состоянию на 2011 год, действует участок от станции Брикетная до станции Перегрузочная (город Лида). Торфобрикет перегружается в вагоны широкой колеи.

Протяжённость главной линии между крайними пунктами (от Перегрузочной до 8-й площадки) составляет 20 километров.





Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге 1 ноября 2011 года. Полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2011by.html.

После ночёвки у деревни Островля туманным утром вхожу на территорию торфобрикетного завода «Дитва». Здесь находится главная станция узкоколейной железной дороги.

Руководство железной дороги приняло очень хорошо. Оставляю в подарок книгу «По рельсам и по земле».

Вначале еду в Лиду, на станцию Перегрузочная.

На станции Перегрузочная ведётся перегрузка торфобрикетов на широкую колею. Здесь строятся новые пути, станция будет расширяться.

Возвращаюсь в Дитву в кабине тепловоза.

Затем — пешком на торфомассив Мольги. Это самый дальний разрабатываемый торфомассив.

Как выяснилось, северная часть узкоколейной железной дороги, показанная на топографических картах — разобрана. Разобрали очень большой, по меркам Беларуси, участок — линия уходила за деревню Залесские.

Среди подвижного состава в Дитве:
ТУ6М-1465 (модернизация явно не «борисовская», а более ранняя, судя по «толстой» раме и пяти дверям на капоте, изначально это был ТУ8, хотя ТУ8 не мог иметь номер 1465),
ТУ6СПА-046,
ТУ8-0340,
ТУ8 с неустановленным номером,
ТУ8-0157,
ТУ6МБР-1636,
ТУ6МБ-1893,
ТУ6Д-0189,
ТУ8 с неустановленным номером,
АМ1 (без двигателя, фактически — сарай, хотя и на тележках),
рама и экипажная часть неустановленного ТУ4,
ЭСУ2А-201 (краской выведено ЭСУ2М-1005, разгромлена),
ТУ7МБ-0825,
ТУ6А-3812,
ЭСУ2А-955.

В процессе фотодокументирования узкоколейной железной дороги довелось осмотреть заброшенный дом. В Беларуси они тоже есть. В совершенно несопоставимом с РФ количестве — но, к сожалению, присутствуют.

За участком Мольги сажусь в хозяйственный поезд. Это ЭСУ2А-955 с вагоном, представляющим собой платформу с деревянной будкой. Возвращаюсь в Дитву.

Автобусом из Дитвы в Лиду.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ, ПОЕЗДКА В ПЕРЕГРУЗОЧНУЮ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ, УЧАСТОК ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — БРИКЕТНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (УЧАСТОК ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ — БРИКЕТНАЯ, ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В БРИКЕТНУЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В БРИКЕТНУЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В БРИКЕТНУЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В БРИКЕТНУЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В БРИКЕТНУЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПОЕЗДКА ИЗ ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ В БРИКЕТНУЮ, СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ, ТЕПЛОВОЗЫ В ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ, ТЕПЛОВОЗЫ В ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КРУПКА, СТАНЦИЯ КРУПКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ КРУПКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ЕВСЕЕВИЧИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ЕВСЕЕВИЧИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ МОЛЬГИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ МОЛЬГИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК МОЛЬГИ, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ БРИКЕТНАЯ)    










26.12.2014 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Гродненской области»

на главную страницу