Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ГАНЦЕВИЧСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Узкоколейная железная дорога Ганцевичского торфопредприятия находится в Борисовском районе Минской области Республики Беларусь. Главная станция расположена в посёлке Гáнцевичи. Узкоколейная железная дорога изолированная, значительно удалена от железных дорог широкой колеи.

Не следует путать посёлок Гáнцевичи Борисовского района Минской области с городом Ганцевичи Брестской области, расположенным на железной дороге Барановичи — Лунинец. А также с восемью деревнями, носящими такое же название.

Строительство торфопредприятия началось в 1950-х годах. Изначально его хотели разместить у деревни Ганцевичи Логойского района Минской области. Затем проект поменялся: центральный посёлок решили строить вблизи деревни Горелый Луг Борисовского района. При этом посёлку присвоили название Ганцевичи.

В 1956 году на месте будущего посёлка Ганцевичи простирался лес. Посёлок построен «с нуля», стал красивым и благоустроенным.

Активное строительство началось в 1957 году. Было образовано Ганцевичское строительное управление. В 1958 году появились первые 4 временных жилых барака, столовая и магазин.

В 1961 году был добыт первый торф. В 1962 году открыт полубрикетный завод, к концу года было выпущено 233 тысячи тонн полубрикета.

1 января 1977 года открыт полноценный торфобрикетный завод. На базе полубрикетного завода возник цех неторфяной продукции с участком стального литья.

Узкоколейная железная дорога здесь, предположительно, начала строиться вместе с торфопредприятием. Изначально она составляла часть большой сети, включавшей торфопредприятия «Усяж», «Чистик» (посёлок Плещеницы), «Зелёный Бор» и другие. Детальная информация о сети — на странице торфопредприятия «Усяж».

Торф перевозился по узкоколейной железной дороге на десятки километров. Основным потребителем была Смолевичская ГРЭС в городе Жодино.

С конца 1970-х годов Смолевичская ГРЭС не использует торф. Единая сеть узкоколейных железных дорог была разобрана. Узкоколейная железная дорога на Ганцевичском торфопредприятии с того времени является изолированной.

По состоянию на 2012 год, Ганцевичское торфопредприятие действует и имеет перспективы работы. Основной потребитель торфа — ОАО «Торфобрикетный завод «Цна» в Ганцевичах. Торфяной брикет используется как топливо в Борисовском районе и прилегающих районах.

Имеется одна полевая база к северу от Ганцевичей. Протяжённость узкоколейной железной дороги — около 10 километров. Каждый рабочий день есть движение. Пассажирский вагон пускают не всегда, обычно только в сезон добычи.





Поездка автора, 2012 год

Поездка в Беларусь — третья крупная экспедиция 2012 года. Основные целевые объекты — Кабушкино и Ганцевичи.

Электропоезд Москва — Можайск от станции Кунцево. Электропоезда Можайск — Вязьма, Вязьма — Смоленск, вечерний электропоезд Смоленск — Орша. Поезд дальнего следования Витебск — Барановичи от Орши до Барановичей-Полесских, ночь в пути. Автобусом в Кабушкино.

В Кабушкино проехать по узкоколейной железной дороге не удалось, был временный перерыв в движении.

Пешком в Барановичи, поход к Жлобинскому озеру. «Быстрым» швейцарским электропоездом в Минск.

Пешком на станцию Институт Культуры, исконное название Минск-Брестский. Электропоездом до платформы Печинский. Ночёвка в замаскированном месте в лесу на окраине Борисова.

Подъём ранним утром, в сумерках. На календаре 12 апреля — день первого космического полёта Юрия Гагарина.

Пешком на автовокзал города Борисова. Он находится в странном и неудобном месте, за много километров от железнодорожного вокзала. Расположение было выяснено заранее.

Ганцевичи — пожалуй, самая труднодоступная из узкоколейных железных дорог Беларуси, в силу удалённости от ширококолейных железных дорог.

Для Архангельской области, к примеру, удалённость на 45 километров — это было бы немного. Там есть случаи удалённости на сотни километров (Рочегда). Но в Беларуси — воспринимается, что это очень много!

С автобусными ценами, как выяснилось — «озверели»! 45 километров от Борисова до Ганцевич на автобусе стоили 23 320 Br (2,90 USD, 86,40 RUR). Пришлось отдать.

На автобус от Борисова — грабительская цена, таких автобусных тарифов нет даже в Подмосковье! В плацкартном вагоне, не говоря о более дешёвом общем, в комфортных условиях за такие деньги можно пересечь всю Беларусь, едва ли не в пятнадцать раз большее расстояние! Автобус — в пятнадцать раз дороже поезда...

Поездка на автобусе длительная. Пассажиров очень мало. Рассматриваю любимую Беларусь — лучшее место на планете.

На моём «крайнем севере» в эти дни полно снега. Здесь от проклятой зимы нет и следа. Зелёной листвы в этих местах ещё нет, хотя вчера я застал её под Барановичами.

В 7:55 я добрался до узкоколейной железной дороги. Как выяснилось, узкоколейная железная дорога активно действует. Отношение было хорошим.

Доезжаю в кабине тепловоза ТУ8-0418 до полевой базы. Первая проезженная узкоколейная железная дорога 2012 года, всего 301-я — в Ганцевичах!

Тотальная пешая фотодокументация линии от полевой базы до посёлка.

В ходе поездки были выявлены тепловозы и мотовозы: ТУ8-0418, ТУ6МБ-0172, ЭСУ2А-956, ТУ7МБР-0157, ТУ6МБ-0155, кабина ТУ4-2113, ТУ6МБ-2449, ТУ6МБ-0172.

Эта узкоколейная железная дорога рекомендуется для посещения интересующимися. В отличие от более доступного и близкого к Минску Усяжа, где с попаданием на узкоколейную железную дорогу весьма сложно, станция окружена забором и используются электронные пропуска на КПП.

Проблем с проездом в Ганцевичах нет. В то же время надеюсь, что благодаря относительной удалённости этого места поездки любителей туда не примут массовый характер и отношение не испортится.


Возвращаться в Борисов решаю автостопом, избегая чрезмерно дорогого автобуса. Быстро подвезли до села Иканы, затем до Зембина.

Зембин — крупное старинное село. Интересное место, исторически ценное. Здесь есть старинный католический костёл — к сожалению, в полуразрушенном состоянии.

Осмотрев Зембин, направляюсь на выезд в сторону Борисова, до которого 25 километров. И здесь «застреваю» примерно на полтора часа.

Остановился водитель грузовой машины. Он довёз до Борисова «нетрадиционной» дорогой вдоль военных полигонов.

Пешком по вечернему Борисову на вокзал. Электропоездом до Орши.

Ночёвка в замаскированном месте на окраине Орши. Подъём в 3:05. Электропоезд Орша — Смоленск отправлением в 3:50.

13 апреля в 17:55 по московскому времени выхожу из электропоезда Вязьма — Москва на станции Кунцево. Теперь только метро на Курский вокзал.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ НА ТОРФОМАССИВ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОЛЕВАЯ БАЗА И ОКРЕСТНОСТИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОЛЕВАЯ БАЗА И ОКРЕСТНОСТИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА С ТОРФОМ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ТОРФОБРИКЕТНЫЙ ЗАВОД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ДЕПО)    










26.03.2016 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Минской области»

на главную страницу