УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ГАТЧА-ОСОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ








Гатча-Осовское торфопредприятие (Гатча-Осовский торфобрикетный завод) находится вблизи посёлка Ленинский Жабинковского района Брестской области Республики Беларусь. Торфопредприятие расположено в стороне от железных дорог широкой колеи.

В ведении торфопредприятия находится узкоколейная железная дорога торфовозного назначения.

Узкоколейная железная дорога разбирается в 2020 году.

Торфопредприятие основано в 1964 году. Узкоколейная железная дорога, вероятнее всего, начала строиться также в 1964 году. Торфобрикетный завод вступил в строй в 1969 году. Название — от торфяного месторождения «Гатча-Осовское».

Узкоколейная железная дорога здесь — сравнительно небольшая и малоизвестная. Протяжённость, по данным на 2011 год — около 15 километров.

Было время, когда торфопредприятие находилось на грани закрытия. Но его удалось сохранить. Предприятие включено в программу развития и модернизации.

В январе 2008 года здесь побывали «фанаты» железной дороги из Санкт-Петербурга Антон Максимов и Александр Корсаков.

Пообщавшись с начальником, удалось выяснить, что сейчас в работе три локомотива, кроме них раньше работала ЭСУ-1 и стоящий в депо ТУ6А в старом кузове, который уже списан, но возможно будет модернизирован в Борисове. Номера на нём не оказалось, но в шкафу среди пыльных папок обнаружился паспорт ТУ6А-0075, возможно это он и есть.

...

Мимо, нас приветливо свистнув, проследовал жёлто-красный ТУ7МБР-1920 с десятком раскачивающихся на стыках ТСВ6А.


Как и на других белорусских торфопредприятиях, главная проблема здесь — найти потребителей торфяной продукции. Несмотря на напряжённые отношения с российским «Газпромом», основное топливо повсеместно — газ, а не торфяные брикеты.





Поездка автора, 6 июля 2011 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2011ngrs.html)

Добираюсь автостопом из Зелёного Бора. Рад бы не ехать автостопом, но здесь нет железной дороги широкой колеи.

Географически ближайший пункт широкой колеи — платформа Батча между Жабинкой и Кобрином. От неё до узкой колеи — примерно восемь километров пешком. По карте кажется, что ближе, прямому движению препятствует река Мухавец. В любом случае, на линию Жабинка — Кобрин — Лунинец в данный момент попадать было бы неудобно.

Ночёвка среди дождя в заброшенной будке на территории посёлка Ленинский.

Поднимаюсь рано утром. Иду на торфобрикетный завод, частично — по обочине магистральной автотрассы. «Экстремально хорошее» отношение, имевшее место на Берёзовском торфопредприятии, здесь не повторилось. Меня встретили весьма сдержанно.

Главный инженер торфопредприятия — в данный момент первый человек, директора на месте не было. Вначале он разрешил проехать до торфомассива, но затем изменил своё мнение.

Я пошёл вдоль линии пешком, но затем всё же смог проехать по ней, подсев в поезд на ходу. Благо, скорость тут почти пешеходная. На полевой базе пришлось маскироваться.

Из поезда выхожу, не доехав до полевой базы «Сычёво». Снова движение пешком. Затем подсаживаюсь в поезд на месте погрузки за полевой базой. В кабине тепловоза до Ленинского.

Имеющийся на узкоколейной железной дороге подвижной состав представлен тепловозами ТУ6А-00?? (в нерабочем состоянии), ТУ6А-????, ТУ7МБР-1920 (гидравлическая передача заменена на механическую), ТУ6МБ-1803, ЭСУ2А-237. Имелась одна полевая база «Сычёво», расположенная вблизи одноимённой деревни.

Пассажирских вагонов здесь нет — доставка рабочих на полевую базу производится автобусом.

Состояние пути оставляло желать сильно лучшего. Необходим капитальный ремонт магистрали.

В ближайшее время предполагалось начать масштабную реконструкцию узкоколейной железной дороги, с укладкой на всём её протяжении более тяжёлых рельсов (Р24 вместо Р18). Затем предполагалось продлить линию почти на 5 километров, от Сычёво до нового торфомассива Перелумье.

Завершив исследование узкоколейной железной дороги Гатча-Осовского торфопредприятия, выхожу на автодорогу. Вечером я должен быть уже в Украине.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ДЕПО, НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЛИНИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЛИНИЯ, ПОЛЕВАЯ БАЗА «СЫЧЁВО», ПОГРУЗКА ТОРФА, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ЛЕНИНСКОМ)
   









10.05.2017 © Автор «Сайта о железной дороге»

назад

«Узкоколейные железные дороги Брестской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика