Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







КНЯЖЕГОРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Посёлок Княжьи Горы находится в Зубцовском районе Тверской области, на железнодорожной линии Манихино I — Ржев II (историческая Московско-Виндавская железная дорога). Расстояние от станции Княжьи Горы до станции Москва-Рижская — 173 километра. Численность населения посёлка, по данным на 1999 год — около 1500 человек.

В посёлке было расположено управление Княжегорского леспромхоза. В ведении Княжегорского леспромхоза находилась крупная лесовозная узкоколейная железная дорога. На протяжении долгого времени она была ближайшей к Москве лесовозной узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога была практически полностью разобрана в 2007-2009 годах. Княжегорский леспромхоз разграблен и уничтожен.

По состоянию на 2013 год, внутри территории бывшего леспромхоза сохранились действующие пути, но их протяжённость составляет всего лишь около двухсот метров.





История
использованы сведения из книги С. Кутейникова «Княжьи Горы» (Ржев, 1999)


Посёлок Княжьи Горы возник благодаря строительству Московско-Виндавской железной дороги. Согласно проекту, станция Княжьи Горы должна была появиться в другом месте — вблизи одноимённой деревни, которая расположена в 10 километрах от ныне существующего посёлка. Деревня Княжьи Горы, возможно, получила своё название в честь княгини Е. Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой или кого-то из её предков.

По легенде, княжегорский землевладелец воспротивился строительству станции на своих землях. Он приказал построить «фальшивую» деревню за пределами своих владений. Затем строителям железной дороги было заявлено, что это и есть Княжьи Горы. Там появилась станция, вокруг которой стал разрастаться посёлок.

Уже более ста лет в этих местах существуют населённые пункты с одинаковыми названиями. «Старые» Княжьи Горы входят в Шаховской район Московской области. На автодороге Москва — Рига по соседству друг с другом имеются таблички-указатели двух одноимённых населённых пунктов, что удивляет многих, кто по ней проезжает.

Движение поездов на участке Москва — Кройцбург (ныне Крустпилс) Московско-Виндавской железной дороги, включающем станцию Княжьи Горы, было открыто в 1901 году.

Точная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги не известна, но это произошло до 1909 года. Первая линия узкоколейной железной дороги пролегала через населённый пункт Павловский лесоучасток (по информации от С. Костыгова, позднее посёлку Павловский лесоучасток было присвоено название Дружба).

По состоянию на 1909 год, протяжённость магистральной линии Княжьи Горы — Павловский лесоучасток составляла 28 вёрст. Работало несколько паровозов. Лес заготавливался в лесных массивах, принадлежавших семейству князей Лобановых-Ростовских.

В 1916 году посёлок Княжьи Горы стал центром Краснохолмской волости (ранее её центром было соседнее село Красный Холм).

В ноябре 1918 года на Павловском лесоучастке возник антисоветский мятеж. Восставшие захватили паровоз узкой колеи. На платформы, использовавшиеся для вывоза леса, были погружены мешки с песком, поставлены пулемёты. На подходе Княжьим Горам «бронепоезд» был атакован красноармейцами, почти все восставшие погибли.

По неподтверждённым данным, в 1920-х либо 1930-х годах узкоколейная железная дорога была разобрана. На топографической карте масштаба 1:100 000 (в 1 сантиметре — 1 километр), изданной в 1941 году, узкоколейная железная дорога обозначена условным знаком «полотно разобранных железных дорог».

В 1930-х годах (на протяжении непродолжительного времени) посёлок Княжьи Горы был районным центром. Район назывался Краснохолмским, несмотря на то, что в другом конце Калининской (Тверской) области уже был район с аналогичным названием (его центр — город Красный Холм). Вскоре Краснохолмский район был объединён с Погореловским районом, центром которого являлся посёлок Погорелое Городище.

13 октября 1941 года посёлок Княжьи Горы был захвачен немцами. 25 января 1942 года он был освобождён. Благодаря внезапному наступлению, враги не успели полностью разрушить посёлок.

В 1950 году в Княжьих Горах был открыт лесопункт, принадлежавший московскому оборонному предприятию-«почтовому ящику». Узкоколейная железная дорога (в случае достоверности версии о том, что в предвоенное время она была разобрана) была восстановлена. В 1954 году был организован Княжегорский лесоучасток Волоколамского леспромхоза. В 1956 году он был преобразован в самостоятельный Княжегорский леспромхоз.

Вплоть до середины 1980-х годов, главная магистральная линия Княжегорской узкоколейной железной дороги пролегала по направлению Княжьи Горы — окрестности населённых пунктов Бушуевка, Борисовка, Малинки на территории Московской области, и далее в южном направлении. От неё отходили многочисленные ветки, заходившие на территорию Смоленской области. Было несколько лесных посёлков — Дружба (бывший Павловский лесоучасток), Куркин Хутор и другие.

Главной задачей Княжегорского леспромхоза в 1970-е годы являлась расчистка территории будущего Яузского водохранилища, где требовалось полностью вырубить лес. В 1977 году лесозаготовки в зоне затопления прекратились, расчищенная территория стала заполняться водой.

В связи с исчерпанием лесных запасов, постепенно основной район лесозаготовок перемещался на новую магистральную линию узкоколейной железной дороги, пролегающую по другому направлению — от Княжьих Гор в район сёл Новое, Денежное, Юрьевское, и далее в западном направлении. Отдельные ветки находились в Смоленской области.

С конца 1980-х годов «новая магистраль» стала единственной на Княжегорской узкоколейной железной дороге. «Старая магистраль» была почти полностью разобрана. Леспромхоз принял решение сохранить лишь ближайший к Княжьим Горам участок, длиной около полутора километров. Его стали использовать как место сброса древесных отходов.

По состоянию на лето 1997 года, лес регулярно вывозился по «новой магистрали» из 129 квартала (расстояние вывозки — 30 километров). Путь продолжался и далее — до 46 километра. Наиболее отдалённые участки находились на территории Смоленской области.

Пассажирские и рабочие поезда на Княжегорской узкоколейной железной дороге к тому времени уже не курсировали — грузовой состав шёл до 30 километра около трёх часов, тогда как автотранспорт повышенной проходимости позволял добраться до нужной точки значительно быстрее.

Уже тогда среди действующих лесовозных узкоколейных железных дорог Княжегорская узкоколейная железная дорога была ближайшей к Москве.

По состоянию на 1999 год, численность работников Княжегорского леспромхоза составляла около 300 человек. Основная продукция, производимая леспромхозом — пиломатериалы, вагонка, половая доска, тарная доска, столярные изделия. Велись работы по развитию деревообрабатывающего производства.

По состоянию на октябрь 2002 года, магистральная линия узкоколейной железной дороги сохранялась, но её положение было весьма сложным. Из прежних 46 километров магистрали осталось лишь 19 километров (по другим данным — несколько больше). Но и на этом участке движения не было. Его возобновление предвиделось не раньше весны.

Активно действовала лишь «ближняя» линия, по которой перевозились древесные отходы от нижнего склада леспромхоза к месту их сваливания (остаток «старой магистрали»). Кроме того, выполнялись внутренние перевозки в пределах территории нижнего склада.

Для перевозки отходов (щепа, горбыль, опилки) использовались специальные вагоны, созданные на основе платформ. В леспромхозе к ним пристроили высокие деревянные борта. Движение было достаточно интенсивным — около пяти поездов в сутки.




Линии узкоколейной железной дороги в посёлке Княжьи Горы на топографической карте
масштаба 1:100 000 (по состоянию на 2002 год).




По состоянию на 9 ноября 2005 года, протяжённость рельсового пути была приблизительно такой же, как и в 2002 году. Мост через реку Дёржа был непригоден для движения подвижного состава (за исключением съёмных дрезин). Вывозка леса по узкоколейной железной дороге производилась только в распутицу — весной, а также после продолжительных дождей.

Протяжённость участка, предназначенного для сваливания древесных отходов, за прошедшие 3 года незначительно сократилась. Движение по этому участку стало нерегулярным: теперь отходы сваливают не каждый день. Но межцеховые перевозки по территории нижнего склада леспромхоза, который, по сути, превращён в деревообрабатывающий завод, производятся на протяжении каждого рабочего дня. Используется один тепловоз ТУ6А. Протяжённость путей, используемых для межцеховых перевозок, составляет менее одного километра.

Со слов представителей администрации леспромхоза, узкоколейная железная дорога необходима для вывоза леса в период распутицы, и в ближайшие годы она будет сохранена.



Оптимистические прогнозы не сбылись. Княжегорский леспромхоз был ликвидирован. На его «развалинах» появились небольшие частные предприятия. Узкоколейная железная дорога приблизительно в 2007-2009 годах была практически полностью разобрана. При этом использовались автомобили и трактора.

Небольшой участок пути внутри территории бывшего леспромхоза в посёлке Княжьи Горы сохранён. По состоянию на июль 2013 года, он используется для межцеховых грузовых перевозок. Действует один тепловоз ТУ6А. Протяжённость сохранившегося участка — примерно 200 метров.







Подвижной состав

По состоянию на 1978 год, в Княжьих Горах работали тепловозы ТУ4-463, ТУ4-515, ТУ4-879, ТУ4-1291, ТУ4-2196, ТУ4-2857, ТУ6А–0227, ТУ6А-0248, ТУ6А-0250, ТУ6А-0531, ТУ6А-0532, два мотовоза МД54-4 с неизвестными номерами.

По состоянию на 31 октября 2002 года, в посёлке Княжьи Горы находились тепловозы ТУ6А (один из них — ТУ6А-2771?), ТУ4. Разгромленных тепловозов было значительно больше, чем тепловозов, находящихся в рабочем состоянии. Среди них: ТУ4-2196, ТУ4-2857, ТУ4-463, ТУ4-1291, ТУ4-515. Имелся разгромленный ТУ6А-0250 — один из редких для того времени «старых» тепловозов ТУ6А, внешне похожих на ТУ4.

Помимо лесовозных сцепов и привычных для любой узкоколейной железной дороги платформ, здесь были также торфовозные вагоны ТСВ — хотя Княжегорская узкоколейная железная дорога всегда являлась лесовозной, перевозок торфа на ней не было! По всей видимости, вагоны предназначались для перевозки щепы.

Все пассажирские вагоны ПВ40 в 2002 году уже были разгромлены. Их насчитывалось не меньше пяти.

Мотодрезин («пионерок») на Княжегорской узкоколейной железной дороге всегда было немного. В Княжьих Горах не удалось найти ни одного дрезинного сарая, возведённого вблизи железнодорожных путей. Тем не менее, здесь есть по меньшей мере одна «пионерка». Возможно, мотодрезины хранятся во дворах жителей посёлка, поэтому «извне» почти не заметны.

По состоянию на 9 ноября 2005 года, число подвижного состава заметно сократилось. Почти все вагоны ТСВ уже были разрезаны и увезены. Имелись тепловозы ТУ4-1291 (частично разрезан), ТУ4-515 (частично разрезан), пассажирская дрезина ПМД (разгромлена), «самодельный» вагон, сделанный с использованием кабин мотовоза МД54-4 (разгромлен), ТУ4-463 (разгромленная кабина), ТУ4-2857 (разгромленная кабина), вагон-думпкар, стоявший на земле, а не на рельсовом пути, ТУ4-2196 (разгромленная кабина), ТУ6А-0250 (разгромленная кабина), ТУ4-879 (в нерабочем состоянии, находился в депо), ТУ6А с неустановленным номером (в нерабочем состоянии, находился в депо), ТУ6А-2771 (?-номер читался плохо), ещё два ТУ6А, номера которых определить не удалось.

По состоянию на июль 2013 года, оставался один действующий тепловоз ТУ6А, небольшое число платформ. Весь остальной подвижной состав был порезан.



По состоянию на 2005 год, поездка из Москвы в Княжьи Горы на пригородных поездах займёт немногим более четырёх часов. Для этого необходимо выехать одним из утренних электропоездов до станции Волоколамск, где совершить пересадку на пригородный поезд, составленный из пассажирских вагонов (он неофициально именуется «тарзан»), курсирующий в сообщении Волоколамск — Ржев. Поезд в ходу по всем дням недели, кроме понедельника. Отправление из Волоколамска в 10:42, прибытие в Княжьи Горы — около 12:00.

При наличии желания проехать по линии, предназначенной для перевозки древесных отходов или для межцеховых перевозок, скорее всего, такую поездку удастся осуществить вскоре после прибытия (в рабочий день).

От автовокзала посёлка Шаховская отправляются рейсовые автобусы до Княжьих Гор: в 09:45, 13:10, 15:00, 17:00. Время в пути составляет 30—40 минут. Почти сразу же после прибытия в Княжьи Горы автобус отправляется обратно — в Шаховскую.









Поездки автора

Впервые я побывал в Княжьих Горах в августе 1997 года. От Шаховской до поворота на Княжьи Горы меня подвёз водитель микроавтобуса с латвийскими номерами. Коренной национальности, по-русски говорил с акцентом.

Я сразу сказал, что еду до Княжьих Гор. Он удивился, когда проехали деревню Княжьи Горы Московской области: почему я там не выхожу. Действительно, трудно понять, почему на небольшом пространстве существуют два населённых пункта с одинаковыми названиями.

Иду от автодороги Москва — Рига в посёлок. По этому же направлению проезжали гружёные лесовозы. Значит, леспромхоз действует.

Узкоколейная железная дорога действует! Я расспросил расспросил работников леспромхоза о текущей ситуации. Оказалось, что действующей является не та линия, которая показана на топографических картах.

К сожалению, я не поехал по узкоколейной железной дороге. Возвращаюсь в Москву.


31 октября 2002 года. Прибываю в Княжьи Горы пригородным поездом Волоколамск — Ржев. Осматриваю узкоколейную железную дорогу. Прохожу пешком линию, предназначенную для сваливания древесных отходов.

Вечером на станции Княжьи Горы я забрался в порожний вагон остановившегося грузового поезда и доехал в нём до Волоколамска.


7 июля 2004 года. Прибываю в Княжьи Горы вечерним пригородным поездом Шаховская — Ржев. Ночую в заброшенном строении в лесу немногим южнее посёлка. Я надеялся проездить узкоколейную железную дорогу. Но утром пришлось срочно возвращаться в Москву автостопом.


9 ноября 2005 года. Прибываю в Княжьи Горы пригородным поездом Волоколамск — Ржев. Удалось проехать небольшое расстояние по территории предприятия в кабине тепловоза ТУ6А.

В управлении леспромхоза копирую немногочисленные старые фотографии. Удалось получить книгу местного краеведа С. Кутейникова «Княжьи Горы».

Как и в 2002 году, вечером на станции Княжьи Горы я залез в порожний грузовой вагон и доехал в нём до Волоколамска.


17 июля 2013 года. Выхожу на станции Княжьи Горы из вечернего пригородного поезда Шаховская — Ржев. Это был начальный этап длительной поездки на объекты железнодорожного транспорта Беларуси (http://infojd.ru/dop/poezdka2013by.html).

Осматриваю варварски разобранную узкоколейную железную дорогу и полувымерший посёлок. Всё изменилось до неузнаваемости в худшую сторону. Однако небольшой «кусок» бывшего леспромхоза сохраняет активность. Осталось около двухсот метров пути и один тепловоз.

Ночую в заброшенной бане рядом с вокзалом. Утром фотографирую тепловоз, немного общаюсь с находившимися вблизи него людьми. Застать момент движения тепловоза не удалось.

Пешком на соседнюю платформу 176 километр. Оттуда — пригородным поездом Волоколамск — Ржев до Ржева, и далее по намеченному маршруту.













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2002 И 2004 ГОДАХ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 7)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    












12.2002 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Тверской области»

на главную страницу