Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЛИДСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Лидское торфопредприятие (Лидский торфобрикетный завод) находится в посёлке Первомайский Лидского района Гродненской области Республики Беларусь. Прежнее название — торфопредприятие имени 40-летия Белорусской ССР.

В ведении торфопредприятия находится узкоколейная железная дорога. Главная станция узкоколейной железной дороги находится в Первомайском.

Не следует путать Лидское торфопредприятие, расположенное к востоку от Лиды, с более крупным торфопредприятием «Дитва», которое расположено к западу от Лиды.

Добыча торфа ведётся с 1957 года. Скорее всего, узкоколейная железная дорога действует с того же времени.

12 июня 1964 года был издан Указ Президиума Верховного Совета Белорусской ССР «Об образовании рабочего посёлка Первомайский в составе Лидского района Гродненской области».

Президиум Верховного Совета Республики Беларусь постановляет: Образовать из посёлка торфопредприятия «40 лет БССР» Лидского района Гродненской области рабочий посёлок Первомайский с передачей его в административное подчинение Лидского городского Совета депутатов трудящихся.

Председатель Президиума Верховного Совета Белорусской ССР В.КОЗЛОВ

Секретарь Президиума Верховного Совета Белорусской ССР Д.ЛУКАШЕВИЧ.



Здесь имел место довольно редкий случай, когда по названию торфопредприятия было невозможно однозначно определить местонахождение. Сходный случай — торфопредприятие имени XXIII съезда КПСС в Березино.

После 1995 года торфопредприятие стало называться Лидским (Производственное республиканское унитарное торфопредприятие «ЛИДСКОЕ»).

Десятки лет действовала линия узкоколейной железной дороги от посёлка Первомайский к станции Гутно на железнодорожной линии Молодечно — Лида (историческая Полоцко-Седлецкая железная дорога).

Рядом с ширококолейной станцией Гутно находилась узкоколейная станция Перегрузочная. На ней торфяная продукция перегружалась на широкую колею.

По неподтверждённым данным, с 1957 по 1970 год западным конечным пунктом узкоколейной железной дороги являлось не Гутно. Узкоколейная железная дорога продолжалась дальше, до города Лида, где торф непосредственно подвозился к торфоприёмному бункеру Лидской ТЭЦ.

Линия от Первомайского до Перегрузочной (Гутно) перестала работать в 1990-х годах. Разобрана ориентировочно в 2002 году.

http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=378 — фотографии узкоколейной железной дороги
http://uzd.spb.ru/poezdka10.htm — поездка на узкоколейную железную дорогу в 2008 году, А. Максимов.


В 2005-2008 годах главная линия узкоколейной железной дороги была капитально отремонтирована. После завершения ремонта состояние пути на ней — идеальное.

Основной потребитель торфа — торфобрикетный завод в посёлке Первомайский. Торф поставляется также сельскохозяйственным предприятиям. Узкоколейная железная дорога имеет перспективы работы.




Главная узкоколейной железной дороги в Первомайском на спутниковых снимках (источник —
«Google maps», ориентировочная дата съёмки — 2011 год).


Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге 11 декабря 2008 года. Полное описание поездки в Беларусь: http://infojd.ru/dop/poezdka2008by.html.

Ночёвка в жилой части посёлка, в заброшенном сарае, где когда-то местные жители хранили свой хлам. Утром, ещё в темноте, отправляюсь на станцию узкой колеи.

У руководства шло какое-то совещание. Меня здесь восприняли недружелюбно, что является редким случаем для Беларуси. Изучать узкоколейную железную дорогу пришлось вопреки мнению руководства.

Узкоколейная железная дорога действует. Как выяснилось, после ремонта, выполненного Железнодорожными войсками ВС Республики Беларусь, состояние пути на большинстве участков идеальное. Почти везде уложены «ширококолейные» рельсы Р43 и песчаный балласт. Это выглядит непривычно для торфовозной узкоколейной железной дороги.

Перевозки рабочих в пассажирских вагонах не практикуются. Рабочих на единственный производственный участок возят автобусами.

Еду на производственный участок и далее на болото в кабине тепловоза ТУ8-0371. Затем — назад, в Первомайский, выполняя пешую фотодокументацию.

Можно отметить, что Беларусь — страна строгой дисциплины. Помимо прочего, это проявляется в том, что здесь нет «безбилетников» в пригородных поездах, водители автомобилей всегда пропускают пешеходов на переходах.

В России на торфовозных узкоколейных железных дорогах можно ходить где угодно и ездить в кабинах тепловозов сколько угодно. А здесь — не так. Мне встретились доброжелательные машинисты. Но бывает и такое, что проехать в тепловозе удаётся только благодаря санкции руководства торфопредприятия. Станции узкоколейных железных дорог бывают огорожены.

На Лидском торфопредприятии станция, к счастью, не огорожена. Но на линии — «апофеоз жёсткости», такого не встречалось больше нигде. Вдоль главного хода стоят таблички, сообщающие о запрете на ходьбу по путям и приближение к ним ближе чем на 4 метра.

Вернувшись в Первомайский, проезжаю в тепловозе по ветви на торфобрикетный завод.

Все работники узкоколейной железной дороги, кроме руководства, отнеслись ко мне очень хорошо.

Тяговый подвижной состав:
ТУ6МБ-3184,
ЭСУ2А-971,
ТУ7А-3312
ТУ7А-3321,
ТУ7МБ-1318,
ТУ8-0371,
ЭСУ2А-176,
ЭСУ2А-727 (разграблена),
путевой струг УПС-018,
неустановленный ТУ6Д,
неустановленный ТУ4,
СЭП 22 (кабина в посёлке)


Тепловоз ТУ7А-3312 прибыл в Первомайский сравнительно недавно из Рамони, Воронежская область. Тепловозы ТУ7А-3321 ТУ8-0371 поступили сюда изначально, с Камбарского машиностроительного завода.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ТЕПЛОВОЗЫ, ПОЕЗДКА НА ТОРФОМАССИВ В ТУ8-0371)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПУТИ НА ТОРФОМАССИВЕ, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С АВТОДОРОГОЙ МИНСК — ГРОДНО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПОЕЗДКА ПО ВЕТВИ НА БРИКЕТНЫЙ ЗАВОД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПУТЕВОЕ РАЗВИТИЕ У БРИКЕТНОГО ЗАВОДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ОКРЕСТНОСТИ ГЛАВНОЙ СТАНЦИИ И ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ЛОКОМОТИВЫ В ДЕПО, КАБИНА СЭП)    










27.12.2014 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Гродненской области»

на главную страницу