Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЛИДСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Лидское торфопредприятие (Лидский торфобрикетный завод) находится в посёлке Первомайский Лидского района Гродненской области Республики Беларусь. Прежнее название — торфопредприятие имени 40-летия Белорусской ССР.

В ведении торфопредприятия находится узкоколейная железная дорога. Главная станция узкоколейной железной дороги находится в Первомайском.

Не следует путать Лидское торфопредприятие, расположенное к востоку от Лиды, с более крупным торфопредприятием «Дитва», которое расположено к западу от Лиды.

Добыча торфа ведётся с 1957 года. Скорее всего, узкоколейная железная дорога действует с того же времени.

12 июня 1964 года был издан Указ Президиума Верховного Совета Белорусской ССР «Об образовании рабочего посёлка Первомайский в составе Лидского района Гродненской области».

Президиум Верховного Совета Республики Беларусь постановляет: Образовать из посёлка торфопредприятия «40 лет БССР» Лидского района Гродненской области рабочий посёлок Первомайский с передачей его в административное подчинение Лидского городского Совета депутатов трудящихся.

Председатель Президиума Верховного Совета Белорусской ССР В.КОЗЛОВ

Секретарь Президиума Верховного Совета Белорусской ССР Д.ЛУКАШЕВИЧ.



Здесь имел место довольно редкий случай, когда по названию торфопредприятия было невозможно однозначно определить местонахождение. Сходный случай — торфопредприятие имени XXIII съезда КПСС в Березино.

После 1995 года торфопредприятие стало называться Лидским (Производственное республиканское унитарное торфопредприятие «ЛИДСКОЕ»).

Десятки лет действовала линия узкоколейной железной дороги от посёлка Первомайский к станции Гутно на железнодорожной линии Молодечно — Лида (историческая Полоцко-Седлецкая железная дорога).

Рядом с ширококолейной станцией Гутно находилась узкоколейная станция Перегрузочная. На ней торфяная продукция перегружалась на широкую колею.

По неподтверждённым данным, с 1957 по 1970 год западным конечным пунктом узкоколейной железной дороги являлось не Гутно. Узкоколейная железная дорога продолжалась дальше, до города Лида, где торф непосредственно подвозился к торфоприёмному бункеру Лидской ТЭЦ.

Линия от Первомайского до Перегрузочной (Гутно) перестала работать в 1990-х годах. Разобрана ориентировочно в 2002 году.

http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=378 — фотографии узкоколейной железной дороги
http://uzd.spb.ru/poezdka10.htm — поездка на узкоколейную железную дорогу в 2008 году, А. Максимов.


В 2005-2008 годах главная линия узкоколейной железной дороги была капитально отремонтирована. После завершения ремонта состояние пути на ней — идеальное.

Основной потребитель торфа — торфобрикетный завод в посёлке Первомайский. Торф поставляется также сельскохозяйственным предприятиям. Узкоколейная железная дорога имеет перспективы работы.




Главная узкоколейной железной дороги в Первомайском на спутниковых снимках (источник —
«Google maps», ориентировочная дата съёмки — 2011 год).


Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге 11 декабря 2008 года. Полное описание поездки в Беларусь: http://infojd.ru/dop/poezdka2008by.html.

Ночёвка в жилой части посёлка, в заброшенном сарае, где когда-то местные жители хранили свой хлам. Утром, ещё в темноте, отправляюсь на станцию узкой колеи.

У руководства шло какое-то совещание. Меня здесь восприняли недружелюбно, что является редким случаем для Беларуси. Изучать узкоколейную железную дорогу пришлось вопреки мнению руководства.

Узкоколейная железная дорога действует. Как выяснилось, после ремонта, выполненного Железнодорожными войсками ВС Республики Беларусь, состояние пути на большинстве участков идеальное. Почти везде уложены «ширококолейные» рельсы Р43 и песчаный балласт. Это выглядит непривычно для торфовозной узкоколейной железной дороги.

Перевозки рабочих в пассажирских вагонах не практикуются. Рабочих на единственный производственный участок возят автобусами.

Еду на производственный участок и далее на болото в кабине тепловоза ТУ8-0371. Затем — назад, в Первомайский, выполняя пешую фотодокументацию.

Можно отметить, что Беларусь — страна строгой дисциплины. Помимо прочего, это проявляется в том, что здесь нет «безбилетников» в пригородных поездах, водители автомобилей всегда пропускают пешеходов на переходах.

В России на торфовозных узкоколейных железных дорогах можно ходить где угодно и ездить в кабинах тепловозов сколько угодно. А здесь — не так. Мне встретились доброжелательные машинисты. Но бывает и такое, что проехать в тепловозе удаётся только благодаря санкции руководства торфопредприятия. Станции узкоколейных железных дорог бывают огорожены.

На Лидском торфопредприятии станция, к счастью, не огорожена. Но на линии — «апофеоз жёсткости», такого не встречалось больше нигде. Вдоль главного хода стоят таблички, сообщающие о запрете на ходьбу по путям и приближение к ним ближе чем на 4 метра.

Вернувшись в Первомайский, проезжаю в тепловозе по ветви на торфобрикетный завод.

Все работники узкоколейной железной дороги, кроме руководства, отнеслись ко мне очень хорошо.

Тяговый подвижной состав:
ТУ6МБ-3184,
ЭСУ2А-971,
ТУ7А-3312
ТУ7А-3321,
ТУ7МБ-1318,
ТУ8-0371,
ЭСУ2А-176,
ЭСУ2А-727 (разграблена),
путевой струг УПС-018,
неустановленный ТУ6Д,
неустановленный ТУ4,
СЭП 22 (кабина в посёлке)


Тепловоз ТУ7А-3312 прибыл в Первомайский сравнительно недавно из Рамони, Воронежская область. Тепловозы ТУ7А-3321 ТУ8-0371 поступили сюда изначально, с Камбарского машиностроительного завода.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ТЕПЛОВОЗЫ, ПОЕЗДКА НА ТОРФОМАССИВ В ТУ8-0371)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПУТИ НА ТОРФОМАССИВЕ, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С АВТОДОРОГОЙ МИНСК — ГРОДНО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПОЕЗДКА ПО ВЕТВИ НА БРИКЕТНЫЙ ЗАВОД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПУТЕВОЕ РАЗВИТИЕ У БРИКЕТНОГО ЗАВОДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ОКРЕСТНОСТИ ГЛАВНОЙ СТАНЦИИ И ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ЛОКОМОТИВЫ В ДЕПО, КАБИНА СЭП)    










27.12.2014 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Гродненской области»

на главную страницу