Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЛИПАКОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Липакóвской узкоколейной железной дороги является посёлок Липакóво, расположенный на левом берегу реки Онега. Главная станция, расположенная в посёлке Липаково, называется Онега. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».



история

Проект строительства нового лесопункта, работающего на базе узкоколейной железной дороги, был подготовлен в 1947 году. Вскоре началось строительство центрального посёлка, который был назван Липаково, в честь автора проекта.

Строительство узкоколейной железной дороги велось с 1948 года, первый участок был открыт в 1949 году. Вначале на магистрали использовалась паровая тяга, на ветках и «усах» — конная тяга. На «усах» укладывались сверхлёгкие рельсы весом 10 и 12 килограммов на 1 метр.

В 1952 году началось строительство первого лесного посёлка, названного Лужма. В посёлке первоначально проживали в основном депортированные немцы Поволжья.

Позднее линия узкоколейной железной дороги была доведена до посёлка Михалёво, возникшего до Великой Отечественной войны. В Михалёво был построен 3-й разъезд.

В 1963 году посёлок Михалёво был закрыт. Однако к тому времени на узкоколейной железной дороге уже существовал и развивался другой, более отдалённый лесной посёлок — Сеза.

Пик развития узкоколейной железной дороги пришёлся на конец 1980-х годов. В то время её владельцем являлся Красновский леспромхоз, управление которого находилось в Липаково. Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги составляла свыше 70 километров, суммарная протяжённость — около 150 километров.

По состоянию на 1997 год, вывозка леса по узкоколейной железной дороге производилась круглогодично. Рабочий поезд курсировал от станции Онега до 70-го километра магистрали. Пассажирские поезда по маршруту Онега — Сеза курсировали ежедневно (отправление от станции Онега — в 10:00, 17:40).

В 2000 году Красновский леспромхоз был ликвидирован. Объём заготовки леса сократился до минимума. Узкоколейная железная дорога, когда-то являвшаяся одной из лучших в области, стала приходить в упадок.

По состоянию на лето 2004 года, вывозка леса ещё производилась. Самая дальняя точка погрузки леса находилась на 74-м километре (25-я ветка) — вывозка оттуда была прекращена в октябре. С ноября 2004 года прекратилась и погрузка леса вблизи 7-го километра.

В январе 2005 года была начата разборка магистрали. Из прежних 78 километров магистрали и 60-80 километров веток останется только 33 километра — конечным пунктом было решено сделать станцию Сеза.

По состоянию на июнь 2005 года (поездка автора), Липаковская узкоколейная железная дорога фактически находилась в состоянии ликвидации. Лишь наличие лесных посёлков Лужма и Сеза не позволяло владельцу (ЗАО «Плесецк») продать все рельсы. Участок Онега — Сеза, являющийся «дорогой жизни» для обитателей двух населённых пунктов, на протяжении какого-то времени будет сохраняться.

Курсировал пассажирский поезд по маршруту Сеза — Онега — Сеза (отправление от станции Онега до станции Сеза — по понедельникам, средам и субботам в 10:00 и 18:00, отправление от станции Сеза до станции Онега — в 6:30 и 15:00 по тем же дням).

Действовали два локомотивных депо — на станции Онега (6 стойл), и на станции Сеза (2 стойла). Главная диспетчерская на станции Онега, станционные здания в Лужме и Сезе по-прежнему были действующими. Вблизи западной горловины станции Лужма сохранялся семафор.



В целом, узкоколейная железная дорога сохраняла немало следов былого величия. Во время похода по ней создалось ощущение, что это — объект железнодорожного транспорта какой-то цивилизованной страны, недавно разграбленный дикими оккупантами…



Разборка пути, по состоянию на 7 июня 2005 года, велась на 57-м (по другим данным — 58-м) километре магистрали. Мост через реку Ундоша остался в 4-5 километрах западнее. При разборке использовался тепловоз ТУ6А-3716 и путерасшиватель.

В депо на станции Сеза находились тепловозы ТУ6А-3716 (временно прибыл со станции Онега (?)), ТУ8-0107, ТУ6А-3910 (использовался для вождения пассажирского поезда Сеза — Онега — Сеза). Вблизи депо стоял тепловоз ТУ6А-3035 со снятым двигателем. Рядом с депо «валялась» в воде кабина тепловоза ТУ6А-0194. Номера остальных тепловозов, сохранившихся фрагментарно, в виде кабин (их насчитывалось не менее пяти) установить не удалось.

Согласно старым документам, сохранившимся в диспетчерской на станции Онега, к станции Онега были приписаны тепловозы ТУ7-2053, ТУ7-1491, ТУ7-1424, ТУ7-1334, ТУ7-1138, ТУ6А-2279, к станции Лужма — тепловозы ТУ6А-1620, ТУ6А-2414, ТУ6А-2654, ТУ6А-3035, к станции Сеза — тепловозы ТУ6А-2249, ТУ6А-3716, ТУ6А-3910, ТУ8-0107.

Все стойла локомотивного депо на станции Онега были заперты, проникнуть в него не удалось. Со слов местных жителей, депо либо полностью пустое, либо в нём осталось не более двух тепловозов. Рядом с депо имелся деревянный «гараж», в котором хранилась грузовая автодрезина, построенная с использованием кабины автомобиля ЗиЛ. Дрезина действующая — автору довелось стать свидетелем её приезда в Липаково. Она используется сотрудниками лесничества для служебных поездок в лес.

В посёлке Липаково насчитывалось не менее десяти фрагментарно сохранившихся тепловозов. Удалось установить номер только одного из них — ТУ4-2392. Кроме того, в посёлке имелась частично разрезанная автомотриса АМ1 и разграбленная путевая машина ВПР300У (в обоих случаях номера установить не удалось).













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАЗНОЕ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (незавершённая страница)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 7) (незавершённая страница)    












04.11.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу