Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НЁМАНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Нёманское торфопредприятие (Нёманский торфобрикетный завод) находится в посёлке Нёман Столбцовского района Минской области Республики Беларусь.

Посёлок Нёман представляет единое целое с соседним посёлком Шашки. Часто в качестве почтового адреса значатся Шашки.

Торфобрикетный завод открыт в 1967 году. Скорее всего, узкоколейная железная дорога построена одновременно с ним.

Название — от реки Неман, которая протекает через Столбцовский район. Но посёлок Нёман находится далеко от реки. Узкоколейная железная дорога к реке Неман нигде не подходит.

Главной станцией узкоколейной железной дороги является станция Центральная, расположенная вблизи торфобрикетного завода. Узкоколейная железная дорога почти полностью сменила расположение на местности в период с 2010 по 2014 год.

Изначально узкоколейная железная дорога была построена по направлению от посёлка Нёман на торфомассив Хмелище, в окрестностях деревни Бриничево. Протяжённость составила около 17 километров. В таком виде узкоколейная железная дорога обозначена на топографических картах 1980-х годов.

В 1970-е годы началось освоение торфомассива Гуменовщина, названного по одноимённой деревне. Но там торф вначале добывался в небольшом объёме и вывозился без узкоколейной железной дороги.

Ориентировочно в 1990-х годах узкоколейная железная дорога была продлена в «дальнюю» часть торфомассива Хмелище. Добыча торфа в «ближней» части была прекращена. Протяжённость главной линии возросла до 23 километров.

Приблизительно тогда же была построена линия в «ближнюю» часть торфомассива Гуменовщина, около четырёх километров от станции Центральная.

В 2000-х годах запасы торфа на торфомассиве Хмелище стали подходить к концу. Некоторое время ситуация была напряжённой: имелась угроза закрытия торфобрикетного завода и полной разборки узкоколейной железной дороги.

Было решено освоить «дальнюю» часть торфомассива Гуменовщина, рядом с деревнями Дружная и Круговины. Землю под торфодобычу пришлось частично изымать у колхозов.

Строительство железной дороги в «дальнюю» часть торфомассива Гуменовщина было осуществлено в 2010-2012 годах. При строительстве имела место махинация, было заведено уголовное дело.

По состоянию на июль 2013 года, вывозка торфа веласть только по новой линии. Расстояние вывоза составляло около 9 километров.

На тот момент узкоколейная железная дорога находилась на пике своей протяжённости — 9 километров новой линии и 23 километра старой линии. Но уже к концу 2013 года старая линия должна была быть полностью разобрана.




Станция Центральная и торфобрикетный завод на спутниковых снимках (источник — «Google maps»,
ориентировочная дата съёмки — 2010 год).


Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге 4 июля 2011 года. Полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2011ngrs.html.

Директор Нёманского торфопредприятия Инна Ивановна Круглинская отнеслась к моей деятельности с пониманием. Было получено разрешение фотографировать узкоколейную железную дорогу.

Единственный в этот день поезд по старой линии уже отправился на торфомассив и в данный момент загружается.

Движения пассажирских поездов на узкоколейной железной дороге нет с 1990-х годов. Рабочие доставляются на торфомассив автобусами. Это намного быстрее.

На машине торфопредприятия меня довезли до пересечения грунтовой дороги с узкоколейной железной дорогой в районе торфомассива к юго-западу от деревень Скрощина и Деражное. Едем не по асфальтированной автодороге, а по местной, через деревни Старина и Подгорная.

На переезде я был в 12:08. Иду по линии от переезда на запад. Прохожу через разъезд. В 12:28 подсаживаюсь в поезд, следующий на станцию Центральная.

Долгая поездка в ТУ7МБ-1624. Останавливаемся на разъезде. Машинисты подсыпают песок в песочницы. Запас песка расходуется интенсивно — тепловоз часто пробуксовывает.

В 15:50 прибыли на станцию Центральная.

Осмотрев станцию, я провёл пешую фотодокументацию первого километра линии. Затем сворачиваю в деревню Ругаец.

На тот момент предполагалось, что уже в 2012 году начнётся вывозка торфа по новой линии, которая активно строится. После этого старую линию разберут. Протяжённость узкоколейной железной дороги сократится более чем в два раза.

Среди имеющегося на момент поездки в 2011 году подвижного состава — тепловозы ТУ6МБ-0981, неустановленный тепловоз ТУ6А (не реконструировался), ЭСУ2А-751, ТУ7МБ-1624. И другие локомотивы, которые увидеть не удалось — они работали на строительстве линии в «дальнюю» часть торфомассива Гуменовщина.

Известно, что ранее здесь имелся тепловоз ТУ7А-3099. В 2006 году он был отправлен на капитальный ремонт в Борисов. Скорее всего, тепловоз вернулся с другим номером.

Имеется один пассажирский вагон, но он не используется — рабочих доставляют на торфомассив с помощью автобуса. Имеется плужный снегоочиститель ПС1 1952 года постройки.

Несколькими годами раньше здесь была автомотриса АМ1-217. К сожалению, на момент поездки она уже была порезана. Число торфовозных вагонов — около сорока.



Вторая поездка — 16 августа 2013 года. Полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013byua.html.

Вывозка торфа ведётся исключительно с новой линии. Старую линию начали разбирать.

23 километра пути, что очень много для Беларуси, скоро «уедут» на переплавку. Я решил произвести пешую фотодокументацию разбираемой линии.

Вначале фотографирую в депо тепловоз ТУ7МБ-0568, который в 2011 году я не видел.

Проезжаю по новой линии в кабине ТУ6МБ-0981. Наблюдаю погрузку торфа. Удалённость от станции Центральная — 9 километров.

Возвращаюсь на станцию Центральная. Начинается пешая фотодокументация разбираемой линии. Движения в этот день по ней не будет.

В 18:28, преодолев 18 километров, я добрался до переезда под деревней Скрощина. Того самого, куда меня привезли на автомобиле в 2011 году.

У переезда сворачиваю вправо — на грунтовую автодорогу. Направляюсь в село Деревное.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    РАЗНОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЛИНИЯ К ЗАПАДУ ОТ ПЕРЕЕЗДА В ОКРЕСТНОСТЯХ СКРОЩИНЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ К ЗАПАДУ ОТ ПЕРЕЕЗДА В ОКРЕСТНОСТЯХ СКРОЩИНЫ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, РАЗЪЕЗД НА 7-М КИЛОМЕТРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ В СТОРОНУ ХМЕЛИЩА)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ, ПЕРЕЕЗД У ДЕРЕВНИ ДРУЖНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ, РАЗЪЕЗД НА 8-М КИЛОМЕТРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ДАЛЬНИЙ УЧАСТОК НОВОЙ ЛИНИИ, РАЗЪЕЗД НА 8-М КИЛОМЕТРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПОГРУЗКА ТОРФА, ПОЕЗДКА НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ, СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ, ПЕРЕЕЗД НА ДОРОГЕ РУГАЕЦ — ДРУЖНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    










10.12.2014 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Минской области»

на главную страницу