Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НЁМАНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Нёманское торфопредприятие (Нёманский торфобрикетный завод) находится в посёлке Нёман Столбцовского района Минской области Республики Беларусь.

Посёлок Нёман представляет единое целое с соседним посёлком Шашки. Часто в качестве почтового адреса значатся Шашки.

Торфобрикетный завод открыт в 1967 году. Скорее всего, узкоколейная железная дорога построена одновременно с ним.

Название — от реки Неман, которая протекает через Столбцовский район. Но посёлок Нёман находится далеко от реки. Узкоколейная железная дорога к реке Неман нигде не подходит.

Главной станцией узкоколейной железной дороги является станция Центральная, расположенная вблизи торфобрикетного завода. Узкоколейная железная дорога почти полностью сменила расположение на местности в период с 2010 по 2014 год.

Изначально узкоколейная железная дорога была построена по направлению от посёлка Нёман на торфомассив Хмелище, в окрестностях деревни Бриничево. Протяжённость составила около 17 километров. В таком виде узкоколейная железная дорога обозначена на топографических картах 1980-х годов.

В 1970-е годы началось освоение торфомассива Гуменовщина, названного по одноимённой деревне. Но там торф вначале добывался в небольшом объёме и вывозился без узкоколейной железной дороги.

Ориентировочно в 1990-х годах узкоколейная железная дорога была продлена в «дальнюю» часть торфомассива Хмелище. Добыча торфа в «ближней» части была прекращена. Протяжённость главной линии возросла до 23 километров.

Приблизительно тогда же была построена линия в «ближнюю» часть торфомассива Гуменовщина, около четырёх километров от станции Центральная.

В 2000-х годах запасы торфа на торфомассиве Хмелище стали подходить к концу. Некоторое время ситуация была напряжённой: имелась угроза закрытия торфобрикетного завода и полной разборки узкоколейной железной дороги.

Было решено освоить «дальнюю» часть торфомассива Гуменовщина, рядом с деревнями Дружная и Круговины. Землю под торфодобычу пришлось частично изымать у колхозов.

Строительство железной дороги в «дальнюю» часть торфомассива Гуменовщина было осуществлено в 2010-2012 годах. При строительстве имела место махинация, было заведено уголовное дело.

По состоянию на июль 2013 года, вывозка торфа веласть только по новой линии. Расстояние вывоза составляло около 9 километров.

На тот момент узкоколейная железная дорога находилась на пике своей протяжённости — 9 километров новой линии и 23 километра старой линии. Но уже к концу 2013 года старая линия должна была быть полностью разобрана.




Станция Центральная и торфобрикетный завод на спутниковых снимках (источник — «Google maps»,
ориентировочная дата съёмки — 2010 год).


Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге 4 июля 2011 года. Полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2011ngrs.html.

Директор Нёманского торфопредприятия Инна Ивановна Круглинская отнеслась к моей деятельности с пониманием. Было получено разрешение фотографировать узкоколейную железную дорогу.

Единственный в этот день поезд по старой линии уже отправился на торфомассив и в данный момент загружается.

Движения пассажирских поездов на узкоколейной железной дороге нет с 1990-х годов. Рабочие доставляются на торфомассив автобусами. Это намного быстрее.

На машине торфопредприятия меня довезли до пересечения грунтовой дороги с узкоколейной железной дорогой в районе торфомассива к юго-западу от деревень Скрощина и Деражное. Едем не по асфальтированной автодороге, а по местной, через деревни Старина и Подгорная.

На переезде я был в 12:08. Иду по линии от переезда на запад. Прохожу через разъезд. В 12:28 подсаживаюсь в поезд, следующий на станцию Центральная.

Долгая поездка в ТУ7МБ-1624. Останавливаемся на разъезде. Машинисты подсыпают песок в песочницы. Запас песка расходуется интенсивно — тепловоз часто пробуксовывает.

В 15:50 прибыли на станцию Центральная.

Осмотрев станцию, я провёл пешую фотодокументацию первого километра линии. Затем сворачиваю в деревню Ругаец.

На тот момент предполагалось, что уже в 2012 году начнётся вывозка торфа по новой линии, которая активно строится. После этого старую линию разберут. Протяжённость узкоколейной железной дороги сократится более чем в два раза.

Среди имеющегося на момент поездки в 2011 году подвижного состава — тепловозы ТУ6МБ-0981, неустановленный тепловоз ТУ6А (не реконструировался), ЭСУ2А-751, ТУ7МБ-1624. И другие локомотивы, которые увидеть не удалось — они работали на строительстве линии в «дальнюю» часть торфомассива Гуменовщина.

Известно, что ранее здесь имелся тепловоз ТУ7А-3099. В 2006 году он был отправлен на капитальный ремонт в Борисов. Скорее всего, тепловоз вернулся с другим номером.

Имеется один пассажирский вагон, но он не используется — рабочих доставляют на торфомассив с помощью автобуса. Имеется плужный снегоочиститель ПС1 1952 года постройки.

Несколькими годами раньше здесь была автомотриса АМ1-217. К сожалению, на момент поездки она уже была порезана. Число торфовозных вагонов — около сорока.



Вторая поездка — 16 августа 2013 года. Полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013byua.html.

Вывозка торфа ведётся исключительно с новой линии. Старую линию начали разбирать.

23 километра пути, что очень много для Беларуси, скоро «уедут» на переплавку. Я решил произвести пешую фотодокументацию разбираемой линии.

Вначале фотографирую в депо тепловоз ТУ7МБ-0568, который в 2011 году я не видел.

Проезжаю по новой линии в кабине ТУ6МБ-0981. Наблюдаю погрузку торфа. Удалённость от станции Центральная — 9 километров.

Возвращаюсь на станцию Центральная. Начинается пешая фотодокументация разбираемой линии. Движения в этот день по ней не будет.

В 18:28, преодолев 18 километров, я добрался до переезда под деревней Скрощина. Того самого, куда меня привезли на автомобиле в 2011 году.

У переезда сворачиваю вправо — на грунтовую автодорогу. Направляюсь в село Деревное.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    РАЗНОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЛИНИЯ К ЗАПАДУ ОТ ПЕРЕЕЗДА В ОКРЕСТНОСТЯХ СКРОЩИНЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ К ЗАПАДУ ОТ ПЕРЕЕЗДА В ОКРЕСТНОСТЯХ СКРОЩИНЫ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, РАЗЪЕЗД НА 7-М КИЛОМЕТРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ В СТОРОНУ ХМЕЛИЩА)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ, ПЕРЕЕЗД У ДЕРЕВНИ ДРУЖНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ, РАЗЪЕЗД НА 8-М КИЛОМЕТРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ДАЛЬНИЙ УЧАСТОК НОВОЙ ЛИНИИ, РАЗЪЕЗД НА 8-М КИЛОМЕТРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПОГРУЗКА ТОРФА, ПОЕЗДКА НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ, СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ, ПЕРЕЕЗД НА ДОРОГЕ РУГАЕЦ — ДРУЖНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)    










10.12.2014 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Минской области»

на главную страницу