Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЕРШОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Ершовское торфопредприятие находится в селе Серёдка Псковского района Псковской области. Находящаяся вблизи Серёдки узкоколейная железная дорога уникальна по двум параметрам — это самая новая в России торфовозная узкоколейная железная дорога и одна из немногих узкоколейных железных дорог, возрождённых после почти полного уничтожения.

Село Серёдка — старинный населённый пункт, имеющий приятный внешний облик и природное месторасположение. До 1942 года в селе находилась железнодорожная станция на линии Псков — Гдов — Веймарн (эта железнодорожная линия не была восстановлена после Великой Отечественной войны). Основные места работы жителей села — исправительно-трудовая колония строгого режима и психоневрологический интернат.

В 22 километрах южнее Серёдки находится село Ершово. По неподтверждённым данным, первоначальными планами предусматривалось создание торфопредприятия вблизи Ершово, позднее — вблизи Серёдки (с сохранением названия «Ершовское торфопредприятие»).

Строительство торфопредприятия вблизи Серёдки было начато во второй половине 1980-х годов. Согласно архивным документам Камбарского машиностроительного завода, в 1989 году в адрес Ершовского торфопредприятия были отправлены новые тепловозы ТУ8-0331 и ТУ8-0337. Тепловозы перевозились в вагонах-платформах широкой колеи до станции Псков-Товарный.

По неподтверждённым данным, до поступления тепловозов ТУ8 в Серёдку поступила самоходная электростанция (мотовоз) неустановленного типа (внешне сходный с ЭСУ2А, но не являющийся ЭСУ2А), путеукладочный поезд. По информации от А. Корсакова, немногим ранее тепловозов ТУ8-0331 и ТУ8-0337 поступил тепловоз ТУ8-0304.

Самоходная электростанция (мотовоз) использовалась при строительстве узкоколейной железной дороги, тепловозы предполагалось использовать на вывозке торфа. Прицепной подвижной состав был представлен вагонами ТСВ6А, вагонами-платформами, «балластными» вагонами-дозаторами. Основным потребителем торфа был торфобрикетный завод, построенный одновременно с узкоколейной железной дорогой.

В 1996 году торфобрикетный завод остановился. С этого времени регулярного движения на узкоколейной железной дороге не было, торф добывался эпизодически и в минимальном объёме.

В октябре 2002 года в Серёдке побывал исследователь узкоколейных железных дорог из г. Санкт-Петербурга А. Корсаков. По его информации, в то время на узкоколейной железной дороге находились тепловозы ТУ8-0331, ТУ8-0337, неустановленная самоходная электростанция (мотовоз), близкая к ЭСУ2А. Тепловоз ТУ8-0304 был передан на узкоколейную железную дорогу Крипецкого торфопредприятия. В рабочем состоянии находился один тепловоз ТУ8. Второй тепловоз ТУ8 и самоходная электростанция (мотовоз) уже много лет не ездили и имели признаки разграбления. Движение было редким.

В 2004 году узкоколейная железная дорога была практически полностью разобрана. Пути остались только вблизи торфобрикетного завода (протяжённость — около 200 метров). На сохранившемся участке пути стояли немногие оставшиеся вагоны ТСВ6А. Весь тяговый подвижной состав (оба тепловоза ТУ8 и самоходная электростанция) был продан и вывезен. Со слов работников торфопредприятия, было продано также 17 вагонов ТСВ6А.

В 2006 году было создано ООО «ЕРТ» — «преемник» Ершовского торфопредприятия. Произошло то, что в условиях современной России можно назвать чудом: ликвидированная узкоколейная железная дорога стала возрождаться. Почти всё пришлось создавать с нуля. Осенью 2006 года из посёлка Тёсово-2 (Новгородская область, узкоколейная железная дорога бывшего Тёсовского транспортного управления) был привезён тепловоз ТУ6А-2446. Из Московской области были доставлены рельсы. Возможное место происхождения рельсов — ликвидированная в тот же период времени узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Каданок».

По состоянию на 2 июля 2007 года, строительство узкоколейной железной дороги продолжалось — было уложено свыше 3 400 метров пути. Использовалась старая трасса узкоколейной железной дороги, местами успевшая прийти в негодность. Было заготовлено рельсовых звеньев ещё на 1800 метров. Предполагалось, что в перспективе протяжённость узкоколейной железной дороги составит 9 километров.

Одновременно со строительством узкоколейной железной дороги велась реконструкция торфобрикетного завода, простаивавшего на протяжении многих лет. Его запуск предполагался осенью 2007 года.

Подвижной состав узкоколейной железной дороги, по состоянию на 2 июля 2007 года, был представлен тепловозом ТУ6А-2446, пятью вагонами ТСВ6А, одним «балластным» вагоном 42-074, одним вагоном-платформой.

Выражаю благодарность сотрудникам ООО «ЕРТ» за хорошее отношение и неоценимую помощь, оказанную в ходе изучения истории и современного состояния узкоколейной железной дороги.






Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1993 году (обозначена автором).







Район местонахождения узкоколейной железной дороги на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»).


















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    










04.08.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Псковской области»

на главную страницу