Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ИСАКОГОРКА — СЕВЕРОДВИНСК — НЁНОКСА







Протяжённость железнодорожной линии Исакогорка — Северодвинск — Нёнокса составляет 87 километров. Железнодорожная линия пролегает по территории Приморского района Архангельской области, а также городов Архангельск и Северодвинск.

По состоянию на 2006 год, железнодорожная линия относится к Архангельскому отделению Северной железной дороги (часть сети железных дорог общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД»).

Участок Исакогорка — Северодвинск (в то время Молотовск), протяжённостью 49 километров, был построен в 1930-е годы. Первый поезд прошёл по линии 22 ноября 1936 года.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), в постоянную эксплуатацию линия Исакогорка — Молотовск была принята в 1942 году.

Точная дата открытия участка Северодвинск — Нёнокса не установлена. Скорее всего, он был построен в 1950-е годы.

Участок Исакогорка — Молотовск (Северодвинск) строился в связи с необходимостью транспортного обслуживания нового города — центра военного судостроения.

Участок Северодвинск — Нёнокса был построен в связи с организацией полигона, предназначенного для испытания баллистических межконтинетальных ракет подводного базирования. Центральный посёлок полигона, названный Сопка, был построен приблизительно в трёх километрах от старинного поморского села Нёнокса.

Первоначально участок Северодвинск — Нёнокса являлся ведомственным и принадлежал одной из структур Министерства Обороны. Затем он был передан в состав сети общего пользования МПС СССР, Архангельскому отделению Северной железной дороги.

По информации от Я. Чибрякова, в 1970 году линия была передана МПС на участке Северодвинск — 22 км (граница полигона). В 1971 году — на участке 22 км — Нёнокса. Линия в составе ОАО «РЖД» не имеет статуса подъездного пути, однако не была включена в «Тарифное руководство № 4». В схемах железных дорог участок Северодвинск — Нёнокса обычно не показан.

По состоянию на 2005 год, железнодорожная линия действует. На участке Исакогорка — Северодвинск имеется регулярное грузовое движение. Пассажирское движение представлено одной парой пригородных поездов сообщением Северодвинск — Исакогорка (отправление по средам, субботам, воскресеньям в 11:15), одной парой пригородных поездов сообщением Северодвинск — Лайская (отправление по пятницам и воскресеньям в 18:40), двумя парами пригородных поездов сообщением Северодвинск — Нёнокса (в ходу ежедневно).

Все пригородные поезда на линии состоят из тепловоза ЧМЭ3 и пассажирских вагонов. Имеется также поезд дальнего следования сообщением Северодвинск — Москва, отправление — 1 раз в двое суток.



Станция Лайская имеет 3 пути, используется для скрещения встречных поездов. Станция Рикасиха также имела 3 пути. После 2000 года превращена в остановочный пункт.

Станция Северодвинск является тупиковой. Движение по маршруту Исакогорка — Нёнокса возможно только со сменой направления движения. Имеется высокая посадочная платформа (одна из двух в Архангельской области, вторая находится на станции Архангельск-Город). Вокзал открыт в 1973 году.

Здание вокзала небольшое и незамысловатое по своей архитектуре — явно недостойное крупного города. Пассажиров на нём обычно бывает немного. На пригородные поезда нёноксанского направления основная посадка — по платформе Морской Проспект.

Вокзал одновременно является автостанцией для междугородных автобусов, следующих дальше Архангельска. Автобусы на Архангельск отправляются из западной части Северодвинска.

Пути на станции Северодвинск имеют конфигурацию петли. Восточная часть петли используется только для грузового движения.

http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2003/01/27/12044 — публикация, посвящённая строительству железной дороги Исакогорка — Молотовск, 2003 год

http://www.vdvsn.ru/papers/vs/2003/09/18/16779/ — публикация, посвящённая северодвинскому вокзалу, 2003 год





Вокзал на станции Северодвинск. Фото из книги «Архангельское отделение
Северной железной дороги — 100 лет», изданной в 1997 году.



Ни одна из станций на железнодорожной линии (исключая начальный пункт — станцию Исакогорка) не оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов. На станциях имеются стрелочные посты.



Пригородными поездами, следующими от Северодвинска на Лайскую и Исакогорку, пользуются в основном владельцы садовых участков, расположенных вблизи бывшей станции Рикасиха (ныне остановочный пункт), и станции Лайская.

Поезда сообщение Северодвинск — Нёнокса в обиходе называются «дежурка». Ими пользуются жители села Нёнокса и посёлка Сопка. В окрестностях остановочного пункта (бывшей станции) Уйма имеется крупный массив садовых участков.

Грузового движения на участке Северодвинск — Нёнокса почти нет. Участок является малодеятельным и убыточным. Прекращение пассажирского движения до Нёноксы пока ещё невозможно по причине отсутствия автомобильного подъезда к Нёноксе и Сопке. Несмотря на то, что расстояние от Нёноксы до автодороги Северодвинск — Онега составляет 14 километров.

Участок является закрытой зоной. На остановочном пункте 22 километр находится контрольно-пропускной пункт. У всех пассажиров, следующих в Нёноксу, проверяют пропуска. Остановочный пункт 22 километр на самом деле находится на 21 километре линии.

«Закрытый» режим не связан с наличием пограничной зоны. Пропуска выдаёт не Федеральная пограничная служба, а другая организация. Со слов жителей Северодвинска, пропуск получить очень трудно, но каждый, кто задался целью попасть на «закрытую» территорию, попадёт туда и без пропуска.

Участок побережья Белого моря от 22 километра до Нёноксы популярен среди рыбаков и охотников. Летом едва ли не в каждой «дежурке» есть пассажиры, которые выходят из поезда на предыдущем остановочном пункте, обходят КПП через лес и идут по шпалам в сторону Нёноксы. Другой вариант попадания — дойти до Нёноксы пешком от автодороги Северодвинск — Онега. Однако это может быть непросто из-за наличия болот.

При следовании поезда в направлении Северодвинска проверка документов тоже производится. Если в поезде, следующем до Северодвинска, будет выявлен пассажир без пропуска — последует краткая «объяснительная» беседа с контролёрами КПП. Паспортные данные пассажира будут занесены в список. Высадка из поезда в этом случае обычно не производится.


С 2007 или 2008 года движение пригородных поездов от Лайской до Исакогорки было прекращено. Пассажирское движение на участке Исакогорка — Лайская представлено только поездом Москва — Северодвинск, в ходу раз в два дня.

Регулярное движение пригородных поездов от Северодвинска на Лайскую и Нёноксу, по данным на 2014 год, сохраняется.







Поездки автора

1997 год

В августе 1997 года я прошёл по железнодорожной линии от Северодвинска почти до Рикасихи, а затем обратно. Осмотрел вокзал, записал расписание движения поездов. К сожалению, фотографии тогда не делались.

От Архангельска до Северодвинска и обратно я добирался автобусами, которые в то время были для меня бесплатными.



2005 год

Добираюсь до Северодвинска автотранспортом. Пешком по железнодорожной линии в сторону Нёноксы, к мосту через Кудьму. Длительное изучение Кудемской узкоколейной железной дороги.

Вернувшись в Северодвинск, проехал в пригородном поезде до Исакогорки. Пригородный поезд Северодвинск — Исакогорка тогда ещё назначался на лето, не каждый день. Делались фотографии линии из хвостового тамбура.



2010 год

От Архангельска до Северодвинска — платным автобусом. На этот раз основная цель — тотальная пешая фотодокументация участка Северодвинск — Нёнокса. Меня пугали слухи о том, что на Нёноксу строят автодорогу, после чего будет как минимум прекращено пассажирское движение.

Длина участка Северодвинск — Нёнокса составляет 40 километров. Я прошёл их в темпе быстрой ходьбы, почти бега, с полным рюкзаком.

На линии ещё сравнительно недавно были две промежуточные станции: Кудьма и Уйма. Когда-то очень давно — также станции Солза и Сярьзенга. Сейчас от Северодвинска до Нёноксы пролегает один длинный перегон без путевого развития.

Станция Кудьма закрыта ориентировочно в 1990-х годах, станция Уйма — около 2000 года. Известно, что в 1997 году ещё был пригородный поезд Северодвинск — Уйма.

Сярьзенга закрыта как минимум в начале 1990-х годов. Как оказалось, от Сярьзенги на местности не заметно почти никаких следов. Остановки поезда там нет.

Линия частично проходит непосредственно вдоль берега Белого моря. Таких дорог в России очень мало. Подобные участки: Черноморская железная дорога, Туапсе — Адлер, отдельные участки на Сахалине.

Как известно, дальше КПП на платформе 22 километр, фактически находящейся на 21 километре, линия проходит по формально закрытой территории.

КПП на железной дороге находится среди садово-дачного массива. Я обошёл его по дачным улицам. Хотя местные жители ходят по шпалам и прямо через КПП.

То, что эта территория до сих пор закрытая зона — маразм, но все там привыкли к тому, что закрытость — формальная. Такое ощущение, что это поддерживается только для того, чтобы обеспечить работой женщин-контролёров, проверяющих документы в поездах. Дачи находятся и западнее КПП. На берегу Белого моря много рыбаков и отдыхающих.

Как мне сообщили местные жители, при обходе КПП пешком даже скрываться не надо — можно обойти на виду, ничего не скажут. Хотя у путей вблизи КПП стоит табличка «Запретная зона. Проход запрещён».

Из поезда, следующего из Северодвинска в Нёноксу, при отсутствии пропуска на КПП высадят гарантированно.

В обратную сторону документы проверяют не на КПП, а при отправлении с Нёноксы. Но после того, как поезд тронулся, поэтому высадить уже невозможно.

За отсутствие пропуска запишут паспортные данные и попросят больше здесь не появляться.

Единственное, что надо отметить: категорически нельзя пользоваться поездом из Нёноксы в Северодвинск обладателям паспортов, отличных от российского. Посколько для иностранных граждан формально закрыта не только Нёнокса, но и Северодвинск.

Идиотская официальная норма именно такая — владельцу нероссийского паспорта нельзя въезжать в Северодвинск! Это никто не проверяет. Но, к примеру, воспользоваться северодвинской гостиницей владельцу нероссийского паспорта нельзя. При выявлении в поезде из Нёноксы будут серьёзные проблемы. Думаю, задержание и общение с ФСБ как минимум.

На последних километрах перед Нёноксой мне пришлось ускориться и почти бежать: наступали сумерки, время становилось «нефотографическим». А задача — именно фотодокументирование.

От станции иду в село Нёнокса, до которого три километра по грунтовой дороге. Ночёвка в какой-то будке.

Утром — небольшой осмотр старинного труднодоступного села. Возвращаюсь на станцию.

Станция Нёнокса формально находится на территории Северодвинска, как и вся местность к западу от города, километров на сто. Названа по одноимённому старинному селу.

Рядом c Нёноксой находится военный городок Сопка, центр ракетного полигона. Именно из-за него эта территория «закрыта».

За станцией Нёнокса заросший и полуразобранный путь тянется ещё на три километра, к заброшенному военному объекту. Туда я не пошёл.

В Нёноксе есть локомотивное депо. Скорее всего, оно обслуживало линию до передачи её МПС. Сюда есть минимальное грузовое движение.

Пассажирское движение, по состоянию на сентябрь 2010 года — ежедневно, две пары Северодвинск — Нёнокса. Поезд состоит из ЧМЭ3 и 4 пассажирских вагонов.

Как обычно, по расписанию пришла «дежурка». Располагаюсь в последнем вагоне. Вскоре после отправления женщины в камуфляжной форме стали проверять документы и пропуска. «Пожурили» меня за отсутствие пропуска, записали в тетрадь паспортные данные и вышли на платформе 22 километр, фактически находящейся на 21 километре.

Я сфотографировал из тамбура КПП, который не решился фотографировать при пешем походе.

Из Северодвинска — автостопом в сторону Карпогор. Удалось доехать только до Луковецкого. Далее — в сидячем вагоне поезда Архангельск — Карпогоры, и на Мезенскую железную дорогу.



http://komanda29.ru/okrug-zaozernyj/sobytiya-okruga/nenoksa-kak-zhivesh.html,
http://www.arhpress.ru/korabel/2007/6/19/11.shtml,
http://www.towns.ru/other/nenoksa.html,
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4059 — о селе Нёнокса

http://wap.kortic.borda.ru/?1-18-0-00000018-000-10001-0 — о полигоне

http://old.wikimapia.org/#lat=64.639763&lon=39.2321777&z=12&l=1&m=s&v=9 — местность на спутниковых снимках












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (УЧАСТОК СЕВЕРОДВИНСК — НЁНОКСА,
     ПЛАТФОРМА МОРСКОЙ ПРОСПЕКТ И ЕЁ ОКРЕСТНОСТИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (УЧАСТОК МОРСКОЙ ПРОСПЕКТ — КУДЬМА,
     МОСТ ЧЕРЕЗ КУДЬМУ, СТАНЦИЯ СЕВЕРОДВИНСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (УЧАСТОК СЕВЕРОДВИНСК — ИСАКОГОРКА)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ СЕВЕРОДВИНСК, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ,
     УЧАСТОК СЕВЕРОДВИНСК — МОРСКОЙ ПРОСПЕКТ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПЛАТФОРМА МОРСКОЙ ПРОСПЕКТ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, МОСТ ЧЕРЕЗ КУДЬМУ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ КУДЬМА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ УЙМА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, УЧАСТОК УЙМА — СОЛЗА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, УЧАСТОК УЙМА — СОЛЗА, МОСТ ЧЕРЕЗ СОЛЗУ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ СОЛЗА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, УЧАСТОК СОЛЗА — СЯРЬЗЕНГА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ,
     УЧАСТОК СОЛЗА — СЯРЬЗЕНГА, ЛИНИЯ ВДОЛЬ БЕРЕГА МОРЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ СЯРЬЗЕНГА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, УЧАСТОК СЯРЬЗЕНГА — НЁНОКСА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, УЧАСТОК СЯРЬЗЕНГА — НЁНОКСА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ОКРЕСТНОСТИ СТАНЦИИ НЁНОКСА, СТАНЦИЯ НЁНОКСА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (СТАНЦИЯ НЁНОКСА, УЧАСТОК НЁНОКСА — СОЛЗА)    












24.03.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу