УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТАЙШЕТСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА







Тайшетский шпалопропиточный завод находится на восточной окраине города Тайшета — центра Тайшетского района Иркутской области, вблизи узловой станции Тайшет — одной из крупнейших в России.

На заводе находится узкоколейная железная дорога, протяжённость которой (с учётом трёхниточных участков) составляет не менее 4 километров.



Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 198? году.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба
1:100 000, изданной в 1986 году (обозначена автором).



Район местонахождения шпалопропиточного завода и узкоколейной железной дороги на спутниковом снимке
(источник — «Google Maps», ориентировочная дата съёмки — 2005 год).

Тайшетский шпалопропиточный завод основан в 1934 году. Выбор места для строительства завода был обусловлен тем, что именно от Тайшета было решено строить новую железнодорожную линию в сторону реки Лены.

На тот момент Тайшет был промежуточной станцией на Транссибирской магистрали, он ещё не стал узловым пунктом. Линия Тайшет — Лена в дальнейшем становилась западным подходом к гигантской Байкало-Амурской магистрали.

Скорее всего, с первого дня работы завода на нём действовала узкоколейная железная дорога. Первоначально на ней работали паровозы, с 1960-х годов — различные тепловозы.

По состоянию на 2000 год, рассматривался план реконструкции завода, согласно которому основное производство должно было быть вынесено на новое место — за черту города. Его реализация могла бы привести к ликвидации узкоколейной железной дороги, которая на новом месте не была предусмотрена.




Цитата из материала «Эра экологического благочестия», опубликованного в газете «Гудок», 2003 год, автор — Л. Мустафаева (http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=298074&year=2003&month=01)

В 2004 году завод отметит 70-летие. Ожидается, что юбилей будут праздновать при реконструкции предприятия. Новосибирские ученые сейчас уже работают над проектом обновления производства. Предусматривается возведение нового цеха, технология которого позволит пропитывать шпалы с применением антисептика по современным схемам. Его строительство обойдется отрасли в 40 миллионов рублей. Цех планируется разместить в двух километрах от Тайшета (нынешний же располагается на территории города).




По состоянию на лето 2006 года (информация от В. Пашкова), на узкоколейной железной дороге Тайшетского шпалопропиточного завода имелись тепловозы ТУ4-1548, ТУ4-2216, ТУ6А-2039, ТУ6А-2368.

По состоянию на 2009 год, завод относится к ОАО «Трансвудсервис» (дочерняя компания ОАО «РЖД», объединяющая шпалопропиточные заводы). Завод остаётся действующим, хотя в его работе периодически бывают перерывы, связанные с отсутствием спроса.

В апреле 2009 года из Томского шпалопропиточного завода на Тайшетский шпалопропиточный завод были переданы тепловозы ТУ7-1462 и ТУ7А-3293.

По состоянию на сентябрь 2009 года, на Тайшетском шпалопропиточном заводе имелись следующие локомотивы: ТУ6А-2039, ТУ6А-2368 (двигатель был снят, скорее всего, тепловоз будет разобран на запчасти), ТУ4-2216 (двигатель был снят), ТУ4-1548, ТУ7-1462, ТУ7А-3293.

В конце 2012 года Тайшетский шпалопропиточный завод остановился. По состоянию на июнь 2018 года, здесь «мёртвая зона». Вероятность возобновления работы почти нулевая.



Поездка автора

Впервые я побывал здесь 14 сентября 2009 года в ходе экспедиции Красноярск — Хабаровск — БАМ. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2009bam.html.

На завод меня пустили после долгих переговоров и не очень охотно. Фотографирование — только под наблюдением и с условием не выкладывать в компьютерную сеть «Интернет» большинство снимков в ближайшие годы, что было выполнено. Движения не было, проездить узкоколейную железную дорогу не удалось.

Второе посещение — вечером 7 июня 2018 года. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2018uu-1.html.

Кратковременный осмотр недействующего завода без общения с кем-либо. Ничего хорошего нет. Вывезены ли тепловозы или они ещё стоят в наглухо запертом депо — узнать не удалось.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    РАЗНОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2018 ГОДУ    










06.03.2010 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Иркутской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика