Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЛУНЬЕВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Луньевская узкоколейная железная дорога находилась в Кизеловском районе Пермского края (до 1 декабря 2005 года — Пермская область). Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлся посёлок Талый. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, принадлежала учреждениям пенитенциарной системы. В отличие от большинства «лагерных» узкоколейных железных дорог (примеры — Пильвенская узкоколейная железная дорога, Синдорская узкоколейная железная дорога), на Луньевской узкоколейной железной дороге, по состоянию на 1980-е годы, работали не осуждённые, а вольнонаёмные сотрудники.

Дата открытия первого участка Луньевской узкоколейной железной дороги не выяснена. Посёлок Талый официально основан в 1960 году, но узкоколейная железная дорога к тому времени уже существовала.


http://www.aleksandrovsk-city.narod.ru/Hronolog_kalendar4.htm

1960 г. — Отведен земельный участок (65 га) под строительство лесного посёлка
Талый Луньевского поссовета (лагерный пункт ВВ 201/10-17).



Своё название узкоколейная железная дорога получила от посёлка Луньевка, расположенного в 5 километрах от Талого. Однако попасть из Луньевки в Талый напрямую можно было только пешком, проезжими дорогами эти посёлки не соединены.

На узкоколейной железной дороге находились посёлки Анюша, Новый, Речной и другие. В этих посёлках находились колонии. Последними из посёлков на узкоколейной железной дороге были закрыты Новый (в 1991 году) и Речной (ориентировочно в середине 1990-х годов).

В посёлке Талый находилась исправительно-трудовая колония ВВ-201/14. Главная станция, называвшаяся Талая, находилась непосредственно в посёлке. Там было размещено локомотивное депо и диспетчерская. Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес поступал на лесобиржу, расположенную в 2 километрах южнее Талого. К лесобирже были подведены пути широкой колеи. Основным потребителем леса были шахты Кизеловского угольного бассейна (на угольных шахтах лес используется в качестве крепёжного материала).

13 декабря 1992 года в Талом побывал исследователь железных дорог из г. Екатеринбурга Александр Колесов. Им было зафиксировано наличие тягового подвижного состава на узкоколейной железной дороге.



Фрагмент дневниковой записи А. Колесова (предоставлен автором).


В первой половине 1990-х годов в подчинение Талому перешли другие колонии в Кизеловском районе. В течение некоторого времени казалось, что лагерный посёлок возрождается, но затем он окончательно пришёл в упадок. Отчасти этому способствовал тот факт, что в Кизеловском районе в 1990-х годах были закрыты все угольные шахты.




Цитата из публикации «ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ» (http://www.prpc.ru/doclad98/d_40.shtml)

В колонии-поселении УТ-389/01-14 дела наладились только, когда её начальником стал майор Горн, ныне уже подполковник. Посёлок Талый, где расположена колония, казалось, был уже обречён на исчезновение, после страшного пожара на местной лесобирже в 1992 году. Но Горну и его помощникам удалось повернуть дело так, что все остальные колонии-поселения Кизеловского УИНа становятся «спутниками» Талого. И после освобождения люди остаются здесь всё чаще. Потому что есть работа, есть перспектива.

При новом начальнике в посёлке построены цеха, столовая, хлебопекарня, общежития, затем появились свинарник, теплица, баня, обзавелись техникой. Начали строить часовню. Недавно заключили договор на поставку пиломатериалов в Финляндию, делают на продажу срубы, рамы, блоки и т.д. Семьи заводят бывшие зеки, для ребят есть восьмилетка, а для окончания полного курса возят в соседнюю школу. «Здесь отцы отсидели — здесь и осели...», — пишет ещё один бывший зек, в прошлом журналист.

(«Горн и его команда» // Газета «Пермские новости», 1999 г., 14 мая).




В 2005 году было принято решение о ликвидации узкоколейной железной дороги. Демонтажом пути занимались осуждённые. В конце 2006 года или в 2007 году уничтожение узкоколейной железной дороги было завершено. Одновременно с разборкой узкоколейной железной дороги происходило выселение и уничтожение посёлка Талый.

В августе 2007 года в районе местонахождения Луньевской узкоколейной железной дороги Пермским краевым отделением международного общества «Мемориал» была проведена поисковая экспедиция «По рекам памяти».




Цитата из публикации «Чаньвинская экспедиция «По рекам памяти» (http://www.pmem.ru/index.php?mode=volonteer/expeditions/15)

Следующим этапом экспедиции стало обследование двух бывших лагерных пунктов, расположенных на реке Чаньва – посёлки Новый и Анюша. Все они ранее принадлежали к системе Кизеллага.

Справка. Кизеловский ИТЛ (Кизеллаг)

Организован в июне 1947 г. (выделен из состава Широковского ИТЛ) и действовал, по меньшей мере, до 2002 года. Его управление располагалось в городе Кизел. До 1960 г. число заключенных в лагере достигало 21300 человек, занятых на лесозаготовках, достройке Широковской ГЭС, в промышленном, дорожном, гражданском и жилищном строительстве.

Заключённые лагерей в Новом и Анюше занимались лесоразработками и поставками крепёжного леса на шахты Кизеловского угольного бассейна. Максимальное количество осуждённых каждого лагеря не превышало 200 человек. Лагеря были временными объектами – существовали только во время проведения лесоразработок. После вырубки деловой древесины и оскудения сырьевой базы они быстро прекращали своё существование. Все постройки спешно демонтировались или разрушались, заключённых переводили в другие зоны; с ними же уходили из посёлков и семьи охранников. Разрушение зданий и дорог закончили александровские жители – искатели металлолома. Этим объясняется факт того, что на месте бывших «лесных» зон и посёлков сегодня практически не осталось следов пребывания человека.

Места расположения бывших посёлков уже обследовались в ходе исследовательской разведки Молодёжного «Мемориала» в ноябре 2006 года. Так, по посёлку Новый сегодня известно, что он был образован в 1953 году на реке Чаньва в 12 километрах от посёлка Талый. Входил в состав Луньевского поссовета Александровского района. Основой посёлка служила лагерная зона – лагерный пункт ВВ 201/10-15. Посёлок соединялся с «большой землей» не только грунтовой, но и узкоколейной железной дорогой, которая проходила вдоль реки Чаньва. По УЖД перевозили лес до посёлка Талый (лагерный пункт ВВ 201/10–17) и далее к шахтам Кизела. В настоящее время дорога разобрана, но по ней вполне ещё можно передвигаться не только пешком, но и на машине.

Сегодня посёлок выглядит несколько «лучше» других бывших лагерных посёлков, поскольку закрыт был лишь в 1991 году. Благодаря этому здесь ещё можно обнаружить остатки жилых бараков и хозяйственных построек. По крайней мере, волонтёрам удалось с большей или меньшей вероятностью определить и зафиксировать местонахождение зданий бывшего продовольственного склада и магазина, бани-прачечной, дизельной и др. А на другой стороне реки нашли остатки зданий школы, детского сада, медсанчасти иных жилых построек.

Первоначально наибольший интерес у молодых исследователей вызывало урочище Анюша. Посёлок был основан ещё в 1920-е годы. По непроверенным архивным данным в 1924 году сюда были насильно привезены несколько десятков семей священнослужителей. Тогда активно шла борьба с православием, и всех неподчинявшихся политике новой власти ссылали в отдалённые уголки Прикамья. В 1930-ом здесь появились первые раскулаченные. Но ненадолго – скоро их спешно перебросили на строительство Яйволесозавода. В 1939 году сюда привезли семьи поляков. Ещё позднее здесь появился лагерный пункт Кизеллага, соединённый веткой УЖД с посёлком Талый. Официально посёлок Анюша была закрыт в 1981 году.

В настоящее время от посёлка практически ничего не осталось. Место представляет собой большое урочище, вытянутое с востока на запад вдоль речки Анюша.




10 октября 2008 года посёлок Талый был посещён автором. К тому моменту находившаяся здесь колония была ликвидирована. Посёлок, в котором когда-то насчитывалось около тысячи жителей, уже был почти полностью выселен — оставалось около двадцати человек (в ближайшее время их должны были вывезти), огромное скопление развалин и заброшенных домов.

У бывшего депо узкоколейной железной дороги дорезались последние локомотивы. Среди них: ТУ4-2976, ЭСУ2А-905, ТУ4-3866, неустановленные ПД и АМ1. В заброшенной диспетчерской были найдены заводские документы на ТУ8Г-007 (1988 года выпуска), графики исполненного движения и номера стенгазеты «Гудок» — органа профсоюзной организации Луньевской узкоколейной железной дороги.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    РАЗНОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    










07.12.2010 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Пермского края»

на главную страницу