Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ЛУНЬЕВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Луньевская узкоколейная железная дорога находилась в Кизеловском районе Пермского края (до 1 декабря 2005 года — Пермская область). Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлся посёлок Талый. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, принадлежала учреждениям пенитенциарной системы. В отличие от большинства «лагерных» узкоколейных железных дорог (примеры — Пильвенская узкоколейная железная дорога, Синдорская узкоколейная железная дорога), на Луньевской узкоколейной железной дороге, по состоянию на 1980-е годы, работали не осуждённые, а вольнонаёмные сотрудники.

Дата открытия первого участка Луньевской узкоколейной железной дороги не выяснена. Посёлок Талый официально основан в 1960 году, но узкоколейная железная дорога к тому времени уже существовала.


http://www.aleksandrovsk-city.narod.ru/Hronolog_kalendar4.htm

1960 г. — Отведен земельный участок (65 га) под строительство лесного посёлка
Талый Луньевского поссовета (лагерный пункт ВВ 201/10-17).



Своё название узкоколейная железная дорога получила от посёлка Луньевка, расположенного в 5 километрах от Талого. Однако попасть из Луньевки в Талый напрямую можно было только пешком, проезжими дорогами эти посёлки не соединены.

На узкоколейной железной дороге находились посёлки Анюша, Новый, Речной и другие. В этих посёлках находились колонии. Последними из посёлков на узкоколейной железной дороге были закрыты Новый (в 1991 году) и Речной (ориентировочно в середине 1990-х годов).

В посёлке Талый находилась исправительно-трудовая колония ВВ-201/14. Главная станция, называвшаяся Талая, находилась непосредственно в посёлке. Там было размещено локомотивное депо и диспетчерская. Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес поступал на лесобиржу, расположенную в 2 километрах южнее Талого. К лесобирже были подведены пути широкой колеи. Основным потребителем леса были шахты Кизеловского угольного бассейна (на угольных шахтах лес используется в качестве крепёжного материала).

13 декабря 1992 года в Талом побывал исследователь железных дорог из г. Екатеринбурга Александр Колесов. Им было зафиксировано наличие тягового подвижного состава на узкоколейной железной дороге.



Фрагмент дневниковой записи А. Колесова (предоставлен автором).


В первой половине 1990-х годов в подчинение Талому перешли другие колонии в Кизеловском районе. В течение некоторого времени казалось, что лагерный посёлок возрождается, но затем он окончательно пришёл в упадок. Отчасти этому способствовал тот факт, что в Кизеловском районе в 1990-х годах были закрыты все угольные шахты.




Цитата из публикации «ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ» (http://www.prpc.ru/doclad98/d_40.shtml)

В колонии-поселении УТ-389/01-14 дела наладились только, когда её начальником стал майор Горн, ныне уже подполковник. Посёлок Талый, где расположена колония, казалось, был уже обречён на исчезновение, после страшного пожара на местной лесобирже в 1992 году. Но Горну и его помощникам удалось повернуть дело так, что все остальные колонии-поселения Кизеловского УИНа становятся «спутниками» Талого. И после освобождения люди остаются здесь всё чаще. Потому что есть работа, есть перспектива.

При новом начальнике в посёлке построены цеха, столовая, хлебопекарня, общежития, затем появились свинарник, теплица, баня, обзавелись техникой. Начали строить часовню. Недавно заключили договор на поставку пиломатериалов в Финляндию, делают на продажу срубы, рамы, блоки и т.д. Семьи заводят бывшие зеки, для ребят есть восьмилетка, а для окончания полного курса возят в соседнюю школу. «Здесь отцы отсидели — здесь и осели...», — пишет ещё один бывший зек, в прошлом журналист.

(«Горн и его команда» // Газета «Пермские новости», 1999 г., 14 мая).




В 2005 году было принято решение о ликвидации узкоколейной железной дороги. Демонтажом пути занимались осуждённые. В конце 2006 года или в 2007 году уничтожение узкоколейной железной дороги было завершено. Одновременно с разборкой узкоколейной железной дороги происходило выселение и уничтожение посёлка Талый.

В августе 2007 года в районе местонахождения Луньевской узкоколейной железной дороги Пермским краевым отделением международного общества «Мемориал» была проведена поисковая экспедиция «По рекам памяти».




Цитата из публикации «Чаньвинская экспедиция «По рекам памяти» (http://www.pmem.ru/index.php?mode=volonteer/expeditions/15)

Следующим этапом экспедиции стало обследование двух бывших лагерных пунктов, расположенных на реке Чаньва – посёлки Новый и Анюша. Все они ранее принадлежали к системе Кизеллага.

Справка. Кизеловский ИТЛ (Кизеллаг)

Организован в июне 1947 г. (выделен из состава Широковского ИТЛ) и действовал, по меньшей мере, до 2002 года. Его управление располагалось в городе Кизел. До 1960 г. число заключенных в лагере достигало 21300 человек, занятых на лесозаготовках, достройке Широковской ГЭС, в промышленном, дорожном, гражданском и жилищном строительстве.

Заключённые лагерей в Новом и Анюше занимались лесоразработками и поставками крепёжного леса на шахты Кизеловского угольного бассейна. Максимальное количество осуждённых каждого лагеря не превышало 200 человек. Лагеря были временными объектами – существовали только во время проведения лесоразработок. После вырубки деловой древесины и оскудения сырьевой базы они быстро прекращали своё существование. Все постройки спешно демонтировались или разрушались, заключённых переводили в другие зоны; с ними же уходили из посёлков и семьи охранников. Разрушение зданий и дорог закончили александровские жители – искатели металлолома. Этим объясняется факт того, что на месте бывших «лесных» зон и посёлков сегодня практически не осталось следов пребывания человека.

Места расположения бывших посёлков уже обследовались в ходе исследовательской разведки Молодёжного «Мемориала» в ноябре 2006 года. Так, по посёлку Новый сегодня известно, что он был образован в 1953 году на реке Чаньва в 12 километрах от посёлка Талый. Входил в состав Луньевского поссовета Александровского района. Основой посёлка служила лагерная зона – лагерный пункт ВВ 201/10-15. Посёлок соединялся с «большой землей» не только грунтовой, но и узкоколейной железной дорогой, которая проходила вдоль реки Чаньва. По УЖД перевозили лес до посёлка Талый (лагерный пункт ВВ 201/10–17) и далее к шахтам Кизела. В настоящее время дорога разобрана, но по ней вполне ещё можно передвигаться не только пешком, но и на машине.

Сегодня посёлок выглядит несколько «лучше» других бывших лагерных посёлков, поскольку закрыт был лишь в 1991 году. Благодаря этому здесь ещё можно обнаружить остатки жилых бараков и хозяйственных построек. По крайней мере, волонтёрам удалось с большей или меньшей вероятностью определить и зафиксировать местонахождение зданий бывшего продовольственного склада и магазина, бани-прачечной, дизельной и др. А на другой стороне реки нашли остатки зданий школы, детского сада, медсанчасти иных жилых построек.

Первоначально наибольший интерес у молодых исследователей вызывало урочище Анюша. Посёлок был основан ещё в 1920-е годы. По непроверенным архивным данным в 1924 году сюда были насильно привезены несколько десятков семей священнослужителей. Тогда активно шла борьба с православием, и всех неподчинявшихся политике новой власти ссылали в отдалённые уголки Прикамья. В 1930-ом здесь появились первые раскулаченные. Но ненадолго – скоро их спешно перебросили на строительство Яйволесозавода. В 1939 году сюда привезли семьи поляков. Ещё позднее здесь появился лагерный пункт Кизеллага, соединённый веткой УЖД с посёлком Талый. Официально посёлок Анюша была закрыт в 1981 году.

В настоящее время от посёлка практически ничего не осталось. Место представляет собой большое урочище, вытянутое с востока на запад вдоль речки Анюша.




10 октября 2008 года посёлок Талый был посещён автором. К тому моменту находившаяся здесь колония была ликвидирована. Посёлок, в котором когда-то насчитывалось около тысячи жителей, уже был почти полностью выселен — оставалось около двадцати человек (в ближайшее время их должны были вывезти), огромное скопление развалин и заброшенных домов.

У бывшего депо узкоколейной железной дороги дорезались последние локомотивы. Среди них: ТУ4-2976, ЭСУ2А-905, ТУ4-3866, неустановленные ПД и АМ1. В заброшенной диспетчерской были найдены заводские документы на ТУ8Г-007 (1988 года выпуска), графики исполненного движения и номера стенгазеты «Гудок» — органа профсоюзной организации Луньевской узкоколейной железной дороги.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    РАЗНОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    










07.12.2010 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Пермского края»

на главную страницу