Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТЁСОВСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ









Тёсовское транспортное управление (более позднее название — Тёсовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта) находилось в посёлке Тёсово-Нетыльский Новгородского района Новгородской области. В ведении Тёсовского транспортного управления находилась крупная сеть узкоколейных железных дорог торфовозного назначения, пролегавшая по территории Новгородского района Новгородской области и Лужского района Ленинградской области.

По состоянию на 2009 год, сеть узкоколейных железных дорог почти полностью уничтожена. Остаётся действующим её незначительный фрагмент (около 12 километров), также сохранилась часть путевого развития огромной (в лучшие времена) станции в посёлке Тёсово-Нетыльский.



История (по материалам статьи С. Калинина, опубликованной в журнале «Железнодорожное Дело», №2, 1998 год)

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1933 году. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги стал посёлок Тёсово-Нетыльский (он же Тёсово Центральное, Центральный, Тёсово-1), расположенный вблизи станции Рогавка на железнодорожной линии Павловск — Новолисино — Новгород. На торфоразработках в то время использовался в основном труд «спецпоселенцев», бывших заключённых. Согласно топографическим картам, протяжённость узкоколейной железной дороги к началу 1940-х годов составляла около 20 километров. Тяговый подвижной состав был представлен паровозами, мотовозами МУЗ и МУг.

В 1941-1944 годах посёлок Тёсово-Нетыльский находился на территории, оккупированной нацистской Германией. Добыча торфа в это время продолжалась, торфяное топливо использовалось для нужд германской армии.

В 1950-е годы протяжённость линий узкоколейной железной дороги значительно увеличилась. В 1951 году было создано Тёсовское транспортное управление. В дополнение к рабочим посёлкам, появившимся до войны (Клепцы и Пятилипы) на торфомассивах были построены новые рабочие посёлки: небольшие (Недомысли, Отлизно), и крупные (Тёсово-2 и Тёсово-4). Посёлки Тёсово-2 (на топографических картах подписан как «Тёсовский») и Тёсово-4 стали центрами одноимённых торфопредприятий, в них были построены благоустроенные жилые дома, различные объекты инфраструктуры, локомотивные депо.

На узкоколейной железной дороге было налажено регулярное пассажирское движение — пассажирские поезда курсировали по расписанию, в них продавались билеты. На сохранившихся старых снимках можно видеть, что пассажирские поезда могли состоять из 6 пассажирских вагонов и вагона-лавки.

Посёлок Тёсово-3 остался на бумаге — проект создания торфопредприятия Тёсово-3 не был реализован. Посёлок должен был располагаться на торфомассиве Плаха, к востоку от посёлка Тёсово-2.

По информации от А. Корсакова, к концу 1970-х годов протяжённость путей узкоколейной железной дороги Тёсовского транспортного управления достигла 179 км (из них — 151 км постоянных путей, 15 км временных путей, 6 км станционных путей, 7 км путей на торфоперегрузе в посёлке Тёсово-Нетыльский). Расстояние от главной станции Тёсово-1 до самого дальнего посёлка Тёсово-4 составляло 41 километр, расстояние от Тёсово-1 до самой дальней точки дороги (пути на торфомассиве к западу от посёлка Тёсово-4) составляло примерно 46 километров.

Регулярное пассажирское движение в 1970-е годы существовало по маршрутам Центральный посёлок (пассажирская станция в посёлке Тёсово-Нетыльский, вблизи станции Рогавка на железной дороге широкой колеи) — Тёсово-2, Центральный посёлок — Недомысли, и до некоторых других мелких посёлков (в 1980-е годы они практически опустели). По маршруту Тёсово-1 — Тёсово-4 регулярного пассажирского движения не было.

В 1960-1980-х годах узкоколейная железная дорога Тёсовского транспортного управления считалась одной из лучших и передовых среди узкоколейных железных дорог торфяной промышленности. Здесь испытывалась различная новая техника. Фотографии, сделанные на этой дороге, встречаются во многих фотоальбомах, посвящённых торфяной промышленности СССР.

В 1991 году Тёсовское транспортное управление (ТТУ) было преобразовано в Тёсовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта (ТППЖТ). В 1994 году произошли катастрофические изменения: прекратилась перегрузка торфа на широкую колею, объём движения упал во много раз, было отменено пассажирское движение. Дальнейшая история узкоколейной железной дороги — это постепенный демонтаж и уничтожение всего того, что было создано за предшествовавшие 60 лет.

Уже в 1994 году был разобран участок от 13-го поста до разъезда Березно (линия на Тёсово-4). Узкоколейная железная дорога на торфопредприятии Тёсово-4 стала изолированной и проработала в таком виде 13 лет (вплоть до своего уничтожения в 2007 году). В 2003 году изолированная узкоколейная железная дорога появилась и вблизи посёлка Тёсово-2 (через два года она была окончательно разобрана).

В 2007 году была полностью разобрана изолированная узкоколейная железная дорога на торфопредприятии Тёсово-4, протяжённость которой составляла свыше 10 километров. До этого момента она использовалась для доставки торфа на котельную посёлка Тёсово-4. По состоянию на 2008 год, котельная посёлка Тёсово-4 по-прежнему работала на торфе, но он доставлялся автотранспортом из других торфопредприятий. Для загрузки торфа в приёмный бункер котельной было сохранено примерно 200 метров пути узкой колеи и 4 вагона ТСВ. Для перемещения вагонов использовалась канатная тяга.

По состоянию на апрель 2008 года, протяжённость сохранившихся линий узкоколейной железной дороги составляла примерно 28 километров. На карте действующая линия выглядела как кольцо вокруг озера Тигода, со станцией Тёсово-1 в восточной части кольца. При этом, действующей являлась только южная часть кольца (от станции Тёсово-1 до единственного сохранившегося производственного участка, когда-то — участка №7). Северная часть кольца считалась резервной и была непригодна для сквозного проезда в результате кражи рельсов на одном из участков.

Летом 2008 года владелец узкоколейной железной дороги принял решение разобрать северную часть кольца. По состоянию на 2009 год, протяжённость сохранившейся узкоколейной железной дороги составляет приблизительно 12 километров (без учёта станционных и временных путей). Станционные пути постепенно демонтируются.





Сохранившийся участок  узкоколейной железной дороги,  по состоянию
на 2009 год — жалкий остаток,   по сравнению  с лучшими временами.
Отмечена также северная часть кольца, разобранная в 2008 году.



Потребителем торфа, добываемого на последнем производственном участке вблизи озера Тигода, является котельная посёлка Тёсово-Нетыльский, торф также используется для производства торфяных горшков и другой продукции, которая частично отправляется на экспорт. Последний участок узкоколейной железной дороги имеет некоторые шансы быть сохранённым.







Поездки автора

Первая поездка на узкоколейную железную дорогу была произведена в июле 2000 года. На тот момент ещё оставалось около 50 километров неразобранных линий. К большому сожалению, поездка ограничилась посещением посёлка Тёсово-Нетыльский. Возможность осмотреть и проездить многочисленные ещё не разобранные линии была упущена.






Линия узкоколейной железной дороги в посёлке Тёсово-Нетыльский.
07.2000







29-30 апреля 2008 года был совершён поход по разобранной линии от Тёсово-4 до Тёсово-1 и поездка по сохранившейся линии от Тёсово-1 до последнего действующего производственного участка.






Схема похода и поездки, произведённых 29-30 апреля 2008 года (красным цветом — разобранные
участки, пройденные пешком, синим цветом — проезженный действующий участок).




Посёлок Тёсово-4, находящийся на территории Лужского района Ленинградской области, населён в основном пенсионерами, в нём не осталось практически никакой работы. Однако бросающейся в глаза разрухи и запустения в нём нет. В посёлке работает библиотека, сотрудницы которой предоставили для копирования исторические фотографии, связанные с узкоколейной железной дорогой, за что выражаю им благодарность.

После 40-километрового пешего похода по разобранной линии утром 30 апреля останавливаю на линии рабочий поезд, следующий из Тёсово-1 на производственный участок (ЭСУ2А-399, 1 пассажирский вагон). Через некоторое время на участок прибыл тепловоз-автомотриса ТУ6П-0050, который можно назвать гордостью дороги. На нём отправляюсь в Тёсово-1.

Как известно, посёлок Тёсово-Нетыльский (Тёсово-1, Тёсово-Центральное, в разговорной речи — Рогавка) на протяжении многих лет является местом обитания бывших и нынешних юных железнодорожников из Санкт-Петербурга, всерьёз увлечённых узкоколейной железной дорогой. Юными железнодорожниками был куплен частный дом в посёлке, кто-то из них находится в нём практически постоянно, в выходные дни население дома достигает максимума. По договору с владельцем узкоколейной железной дороги в летнее время обитатели дома занимаются ремонтом пути. В ответ они получили разрешение ездить по железной дороге на собственной дрезине и принимать участие в её работе.

Следы деятельности «Тёсовской группы» заметны почти всюду на сохранившемся участке узкоколейной железной дороги: это не только отремонтированные пути, но и многочисленные плакаты, вымпелы, календари с символикой бывшего ТТУ и фотографиями дороги, которые можно встретить в локомотивах и вагонах, памятник героям Великой Отечественной войны, установленный вблизи линии.

В посёлке Тёсово-1 я встретился с представителями «Тёсовской группы», была совершена поездка на принадлежащей им дрезине по линиям в черте посёлка, осмотрен фрагментарно сохранившийся подвижной состав, «разбросанный» по разным частям посёлка.






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ТЁСОВО-4: БЫВШЕЕ ДЕПО, КОТЕЛЬНАЯ, ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПУТЬ С КАНАТНОЙ ТЯГОЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ТЁСОВО-4: КОТЕЛЬНАЯ, ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПУТЬ С КАНАТНОЙ ТЯГОЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ТЁСОВО-4: РАЗРУШЕННАЯ СТАНЦИЯ, РАЗОБРАННАЯ ЛИНИЯ ТЁСОВО-4 — 13-Й ПОСТ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (РАЗОБРАННАЯ ЛИНИЯ ТЁСОВО-4 — 13-Й ПОСТ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (БЫВШИЙ 13-Й ПОСТ, РАЗОБРАННЫЕ ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (РАЗОБРАННЫЕ ЛИНИИ, ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ,
     ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК, ВРЕМЕННЫЙ ПУТЬ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ВРЕМЕННЫЙ ПУТЬ, ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПРОИЗОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПРОИЗОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПОЕЗДКА ПО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧАСТКА В ТЁСОВО-1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПОЕЗДКА ПО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧАСТКА В ТЁСОВО-1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПОЕЗДКА ПО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧАСТКА В ТЁСОВО-1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ПОЕЗДКА ПО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧАСТКА В ТЁСОВО-1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПОЕЗДКА ПО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧАСТКА В ТЁСОВО-1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ПОЕЗДКА ПО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ
     ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧАСТКА В ТЁСОВО-1, СТАНЦИЯ ТЁСОВО-1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ДЕПО НА СТАНЦИИ ТЁСОВО-1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ВБЛИЗИ ДЕПО НА СТАНЦИИ ТЁСОВО-1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ПУТИ ВБЛИЗИ ДЕПО НА СТАНЦИИ ТЁСОВО-1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (СТАНЦИЯ ТЁСОВО-1, РАЗГРАБЛЕННОЕ ЗДАНИЕ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (СТАНЦИЯ ТЁСОВО-1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (СТАНЦИЯ ТЁСОВО-1, ПУТИ В ПОСЁЛКЕ ТЁСОВО-НЕТЫЛЬСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (СТАНЦИЯ ТЁСОВО-1, ПУТИ В ПОСЁЛКЕ ТЁСОВО-НЕТЫЛЬСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (ПУТЬ В ПОСЁЛКЕ ТЁСОВО-НЕТЫЛЬСКИЙ, ПОДВОДЯЩИЙ К КОТЕЛЬНОЙ, КОТЕЛЬНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 24) (ПУТИ В ПОСЁЛКЕ ТЁСОВО-НЕТЫЛЬСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 25) (ПУТИ В ПОСЁЛКЕ ТЁСОВО-НЕТЫЛЬСКИЙ)
   











02.12.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Новгородской области»

на главную страницу