Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ПОЛИСТОВСКОЕ-1»







Узкоколейная железная дорога в посёлке Цевло была полностью разобрана в 2016 году.

Появление узкоколейной железной дороги и торфопредприятия «Полистовское-1» в сельском населённом пункте Цевлó Бежáницкого района Псковской области произошло благодаря решению о строительстве Псковской ГРЭС вблизи посёлка Дедовичи.

Подробная информация об истории проектов Псковской ГРЭС и Полистовского транспортного управления — на странице «Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Полистовское-2».

Строительство торфопредприятия «Полистовское-1», в числе объектов которого была узкоколейная железная дорога, началось в 1970-х годах. Задолго до этого в соседнем посёлке Красный Луч была построена узкоколейная железная дорога, связавшая стекольный завод (главное предприятие посёлка) с ближайшим торфомассивом.

Ориентировочная дата начала строительства узкоколейной железной дороги в Цевло — 1973 год. По воспоминаниям местных жителей, в то время предполагалось, что расположенная на берегу озера Цевло отдалённая деревня станет городом, который предполагалось назвать Партизанск. Здесь были построены пятиэтажные жилые дома, котельная, торфобрикетный завод.

В 1975 году торфобрикетный завод был сдан в эксплуатацию, началась вывозка торфа по узкоколейной железной дороге. Предполагалось, что в ближайшем будущем узкоколейная железная дорога будет продлена до посёлка Дедовичи, после чего основным потребителем торфа станет Псковская ГРЭС. Но планы не осуществились. На торфобрикетном заводе спустя несколько месяцев после запуска произошла авария, в дальнейшем он почти не работал.

На протяжении приблизительно 15 лет (с 1975 года до начала 1990-х годов) на узкоколейной железной дороге существовало регулярное движение. На торфомассивах действовали три производственных участка (2-й участок находился вблизи бывшего населённого пункта Деревенец, местонахождение остальных не выяснено). До конца 1980-х годов продолжалось строительство новых путей, их суммарная протяжённость составляла не менее 45 километров.

Вблизи деревни Доронин Бор действовал песчаный карьер. В двух километрах севернее, у бывшей деревни Семёнов Бор, предполагалось построить ещё один песчаный карьер. К месту его предполагаемого размещения была подведена линия узкоколейной железной дороги. Однако добыча песка там так и не началась, узкоколейная железная дорога от Доронина Бора до Семёнова Бора вскоре была разобрана.

Вопреки первоначальному проекту, в посёлке Цевло не было построено локомотивное депо. Тепловозы хранились под открытым небом в том месте, где позднее были построены «дрезинные» гаражи. Известно о наличии нескольких тепловозов ТУ6А, мотовозов ЭСУ1А и ЭСУ2А.

В 1993 году на узкоколейной железной дороге ещё было движение «тяжёлого» подвижного состава. Торфобрикетный завод к тому времени не работал, торф возили на котельную. В 1994 году, по воспоминаниям жителей посёлка, движения уже не было. Все, кто имел возможность уехать в районный центр, постарались ей воспользоваться. Посёлок почти опустел, торфопредприятие было ликвидировано.

В 1997-98 годах было снято около 15 километров путей. По воспоминаниям жителей посёлка Цевло, демонтаж произвёл представитель администрации Бежаницкого района г-н Сорокин. В летнее время рельсы вывозили на съёмных дрезинах и прицепах к ним — исправного «тяжёлого» подвижного состава к этому времени не было. Оставшиеся в посёлке жители не желали разбирать пути, эту работу выполняли приезжие.

В конце 1990-х годов возникла угроза полной ликвидации узкоколейной железной дороги. Избежать этого удалось благодаря активным протестам жителей посёлка Цевло, а также благодаря тому, что дорога являлась единственным надёжным средством сообщения с деревней Доронин Бор. Участок узкоколейной железной дороги от Цевло до Доронина Бора был передан в муниципальную собственность Бежаницкого района.

В 2005 году в районном центре была создана организация «Бежаницкий торфобрикетный завод». Заявленные цели её создания — возрождение добычи торфа вблизи посёлка Цевло, строительство торфобрикетного завода и организация производства брикета. В собственность организации была передана узкоколейная железная дорога. Это известие встревожило жителей посёлка Цевло, решивших, что после перехода дороги из муниципальной собственности к частному владельцу рельсы будут сняты и проданы в качестве металлолома. В посёлке состоялся сход граждан, посвящённый проблеме возможной ликвидации узкоколейной железной дороги и необходимости активного противодействия этому.

Представители «Бежаницкого торфобрикетного завода» заявляли, что вновь будут использовать узкоколейную железную дорогу для вывоза торфа. Для этого потребовался бы огромный объём работ — необходимо заменить несколько тысяч шпал, приобрести новые локомотивы и вагоны. За два года никаких реальных действий в этом направлении предпринято не было.

По состоянию на июнь 2007 года, в посёлке Цевло фрагментарно сохранились 2 локомотива с определяемыми номерами (ЭСУ1А-518, ЭСУ2А-469), «экзотически» разукрашенная кабина неустановленного мотовоза ЭСУ2А, кабины неустановленных тепловозов ТУ6А либо ТУ8, в том числе превращённые в гаражи для мотодрезин. В деревне Доронин Бор сохранился пассажирский вагон ПВ40-6290 без тележек. Ни одного вагона на тележках не сохранилось. Имеется не менее 15 съёмных мотодрезин.






ЭСУ2А-469, ЭСУ2А-469 (номер)

ЭСУ1А-518, ЭСУ1А-518 (номер)





В деревне Доронин Бор остался один обитаемый дом. В нём проживает владелец индивидуального хозяйства Юрий Апсит с семьёй. С 2000 года не действует ведущая в Доронин Бор электролиния. Обитатели Доронина Бора находятся в почти полной оторванности от внешнего мира.

Добраться до деревни летом можно только на дрезине. На других транспортных средствах, в том числе тракторе, попасть в Доронин Бор затруднительно. Юрий Апсит своими силами проложил ветвь узкоколейной железной дороги от линии, которая вела к балластному карьеру, до собственного дома.

Основной источник дохода жителей посёлка Цевло — сбор ягод и грибов. Немногие жители работают на заготовке леса, в коммунальном хозяйстве (ЖРЭУ) и в управлении Полистовского заповедника. Узкоколейная железная дорога активно используется для поездок на болото, имеет жизненно важное значение. Жители посёлка готовы защищать её любой ценой.



В 2016 году узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Произошло это на год позже, чем в Городовике. В отличие от Городовика, здесь узкоколейная железная дорога считалась собственностью не районных властей, а коммерческой организации под названием «Бежаницкий торфобрикетный завод».

Очень долгое время узкоколейную железную дорогу собирались возродить в качестве торфовозной, но в итоге поняли, что это невозможно.

Разборка сопровождалась резкими протестами жителей посёлка Цевло, скандалами и освещением в СМИ. Но разрушители добились своего.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    












03.08.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Псковской области»

на главную страницу