Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ВЕРТЕЛИШКИ»







Торфопредприятие «Вертелишки» находится в посёлке Вертели́шки Гродненского района Гродненской области, в 10 километрах от города Гродно. В ведении торфопредприятия находится одна из самых длинных узкоколейных железных дорог Республики Беларусь. Протяжённость линии узкоколейной железной дороги от главной станции в Вертелишках до самой дальней точки торфомассива «Светлое» составляет около 30 километров.

Узкоколейная железная дорога примечательна наличием крупного (по меркам железных дорог колеи 750 мм) искусственного сооружения — моста через озеро Белое.

Торфопредприятие было создано в 1955 году. Узкоколейная железная дорога была открыта одновременно с торфопредприятием. Основным потребителем добытого торфа на протяжении всей истории торфопредприятия является торфобрикетный завод, расположенный в Вертелишках. Несмотря на близость к железным дорогам широкой колеи (от Вертелишек до ближайшей точки на железной дороге широкой колеи — 4 километра), узкоколейная железная дорога не имеет выхода к широкой колее.

Эта узкоколейная железная дорога отличается необычно большой для таких дорог протяжённостью линии от торфобрикетного завода до торфомассива — более 25 километров (с учётом путей до самой дальней точки торфомассива — около 30 километров). Тем не менее, дорога никогда не отличалась высокой технической оснащённостью, большим количеством подвижного состава и большим путевым развитием. В этом отношении она выглядит значительно скромнее, чем многие другие узкоколейные железные дороги, в том числе более короткие.

В 1970-х годах на узкоколейной железной дороге работали различные мотовозы. Сведений о других локомотивах нет, хотя скорее всего они были.




«Доска показателей» на территории торфобрикетного завода. Ориентировочно 1970-е годы. Видны два мотовоза, один из них — МД54-4.
Фотография была предоставлена автору в 2008 году сотрудниками торфопредприятия «Усвиж-Бук» (Витебская область).






Увеличенный фрагмент этой же фотографии.






Вид сверху на территорию торфобрикетного завода и призаводскую часть посёлка Вертелишки. Ориентировочно 1970-е годы.
Фотография была предоставлена автору в 2008 году сотрудниками торфопредприятия «Усвиж-Бук» (Витебская область).






Увеличенный фрагмент этой же фотографии.






Увеличенный фрагмент этой же фотографии.






«Технологическая схема торфобрикетного завода Вертелишки». Ориентировочно 1970-е годы. Фотография была предоставлена
автору в 2008 году сотрудниками торфопредприятия «Усвиж-Бук» (Витебская область).
vertelichki_ist06.jpg



По информации от С. Костыгова, в 1983 году с Камбарского машиностроительного завода на узкоколейную железную дорогу был отправлен тепловоз ТУ6А-2817. В 1985 году был отправлен тепловоз-дрезина ТУ6Д-0232.

В 1990-х годах объём работы торфобрикетного завода уменьшился, узкоколейная железная дорога стала приходить в упадок. В 1999 году торфопредприятие находилось на грани банкротства.

С середины 2000-х годов торфопредприятие стало возрождаться. Начался ремонт магистрали узкоколейной железной дороги силами Железнодорожных войск. На узкоколейную железную дорогу стали поступать тепловозы, прошедшие капитальный ремонт на Борисовском 140-м танкоремонтном заводе. Фактически, это новые тепловозы.

В январе 2007 года на узкоколейной железной дороге произошла авария с тяжёлыми последствиями: на пересечении с автодорогой Озёры — Новая Руда тепловоз столкнулся с автомобилем, следовавшим через переезд на большой скорости.





Цитата из публикации в газете «Беларускi час», номер от 12 января 2007 года, автор — О. Ануфриева (http://www.belchas.by/index.php?date=12_1_2007&number=):

Трагедией обернулась беспечность молодого водителя, решившего проскочить железнодорожный переезд.

Инцидент произошел аккурат на Рождество. Трое молодых гродненцев с двумя девушками решили прокатиться в расположенный неподалеку от областного центра оздоровительный комплекс «Приозерный». Маршрут автомобиля «Ниссан-Микро», на котором компания отправилась отдыхать, как раз проходил через узкоколейку, связывающую торфобрикетный завод в деревне Вертилишки Гродненского района с торфяными разработками.

21-летний водитель иномарки, игнорируя знак «Движение без остановки запрещено», на скорости, превышающей 100 км/час, устремился к железнодорожному переезду. Стоявший на противоположной стороне железнодорожного полотна очевидец ДТП подавал знаки светом фар своего авто о надвигающейся опасности, но лихач решил проскочить... И угодил прямиком под груженый торфокрошкой состав, который протащил автомобиль около 70 метров.

В результате аварии одна девушка погибла, четверо остальных пассажиров получили различные травмы.




В 2008 году Железнодорожными войсками ВС Республики Беларусь был капитально отремонтирован (фактически построен заново) мост через озеро Белое.





Цитата из материала «Военные железнодорожники отмечают свой профессиональный праздник», 06.08.2008 (http://www.ctv.by/news/~news=15484):

Воюют солдаты стальных магистралей и на торфопредприятии «Вертелишки». Они уже отремонтировали несколько десятков километров железнодорожных путей. И всего за месяц возвели вот этот мост для узкоколейки.

Мы посетили лишь два из 35 объектов где трудятся солдаты стальных магистралей. Положительные отзывы об их работе — лучшее свидетельство профессионализма. В перспективе труд этих специалистов станет еще эффективнее. Уже в ближайшее время в войска поступит новая современная техника. По мнению железнодорожников, она позволит строить не только быстрее, но и качественнее.




По состоянию на конец 2008 года, торфопредприятие работало. По узкоколейной железной дороге ежедневно следовали 2 поезда с торфом на Вертелишки. Продолжался ремонт пути силами Железнодорожных войск.

Особенностью торфопредприятия «Вертелишки» является тот факт, что на торфомассиве имеется лишь одна полевая база, причём она находится в стороне от узкоколейной железной дороги. Доставка рабочих от посёлка Вертелишки до полевой базы производится «вахтовкой» — приспособленным для перевозки людей автомобилем «Урал».

Согласно планам развития торфопредприятия, предполагается дальнейший ремонт пути, полная замена подвижного состава узкоколейной железной дороги.


http://pda.sb.by/post/102321/ — публикация в газете «Беларусь Сегодня»,
посвящённая торфопредприятию «Вертелишки», 2010 год

http://old.wikimapia.org/#lat=53.7051984&lon=23.9957768&z=18&l=1&m=s&v=9 — главная станция
узкоколейной железной дороги на спутниковых снимках






Список тягового подвижного состава, по состоянию на декабрь 2008 года

ТУ7-1670 (номер выведен краской по закрашенной табличке)

струг УПС (на табличке условно читается только цифра 8)

Разгромленная ЭСУ1-551 (номер по табличке). Краской выведено именно «ЭСУ1», а не «ЭСУ1А».

ТУ7МБР-1603, инвентарный номер 2.

ТУ7МБ-1304, инвентарный номер 1.

ТУ8-0119 (номер по табличке). Реконструкцию не проходил.
Со слов работников торфопредприятия, ранее работал в Российской Федерации.

ЭСУ2А, номер не установлен (заводская табличка снята)

ТУ7А, номер не установлен (находится в процессе ремонта)

Неустановленный разгромленный ТУ6А (возможно, ТУ6А-2817)

АМ1-275. Используется как хозяйственное помещение на полевой базе.

Путеукладочный поезд 966 (согласно табличке). Используется вместе с ЭСУ2А.






______________________________________________
______________________________________________


Поездка автора (2008 год)

Прибываю в Гродно поздним вечером 9 декабря 2008 года на пригородном поезде Барановичи — Волковыск — Гродно. Необычная дата поездки была обусловлена тем, что зима в 2008 году в районе Москвы наступила только в середине декабря (а в районе Гродно — вероятно, ещё позже). Это позволило существенно продлить экспедиционный сезон.

Я планировал выйти на станции Аульс и пройти оттуда пешком в Вертелишки (расстояние — 4 километра). Билет был взят от Барановичей до Аульса. Но пригородный поезд оказался ускоренным и на станции Аульс не остановился.

В Гродно переписываю расписание движения поездов на железнодорожном вокзале для завтрашнего выезда дальше по маршруту, фотографирую польский электропоезд EN57, затем иду на автовокзал. Автобусов в сторону Вертелишек, разумеется, уже не было. Выхожу в направлении Вертелишек пешком (расстояние от вокзала Гродно до станции узкоколейной железной дороги в Вертелишках — 10 километров). Спустя примерно час, встретив в селе Путришки недостроенный дом, располагаюсь в нём на ночлег. Ранним утром, в полной темноте, поднимаюсь и выхожу на автобусную остановку (благо, здесь на остановках вывешено расписание). Первым утренним автобусом доезжаю до Вертелишек.

Вертелишки — сельский населённый пункт, довольно широко известный благодаря тому, что в нём находился колхоз-миллионер «Прогресс». Вертелишки называли образцово-показательным сельским посёлком. Его фотография была размещена в «Большой Советской энциклопедии». Расположенное в Вертелишках торфопредприятие всегда находилось в «в тени» колхоза «Прогресс» и особой известности не имело.

Производственные территории торфопредприятий в Беларуси без предварительной договорённости лучше не посещать — здесь строгая дисциплина. Бывает и так, что вся территория главной станции узкоколейной железной дороги находится за забором. Как выяснилось, в Вертелишках тоже есть сплошной забор вокруг станции, хотя пока ещё без контролируемого КПП (в отличие, например, от Усяжа).

После объяснения целей и задач моей работы было получено разрешение на фотографирование и поездку по узкоколейной железной дороге. Осуществить поездку было вдвойне трудно из-за того, что перевозка рабочих в пассажирских вагонах здесь не практикуется, проехать можно только в тепловозе, что очень сложно (Беларусь — страна жёсткой дисциплины!). Но всё же это удалось.

На узкоколейной железной дороге я провёл весь световой день, осмотрел магистральную линию и торфомассивы, наблюдал за работой машинистов и других работников торфопредприятия.

По мнению некоторых, в западных регионах регионах Беларуси в большей степени, чем в восточных регионах, сохранился белорусский язык (особенно в сельской местности). Есть мнение, что здесь также высок процент говорящих на польских диалектах. Здесь — казалось бы, «западнее некуда» (в 20 километрах находится граница с Польшей), сельская местность. Но работники торфопредприятия говорили между собой на чистом русском языке без признаков «трасянки», почти все обходились без мата, в отличие от большинства работников торфопредприятий Российской Федерации. «Трасянка» (использование белорусских слов в преимущественно великорусской речи), как мне показалось, в большей степени свойственна восточным регионам.

Ближе к окончанию смены прихожу на полевую базу, расположенную на восточной оконечности торфомассива, в стороне от узкоколейной железной дороги. Уже в сумерках вместе с работниками торфопредприятия возвращаюсь на автомобиле-«вахтовке». «Вахтовка» следовала немного дальше Вертелишек — до Путришек, потому что там живут некоторые рабочие-торфяники.

Из Путришек вскоре уезжаю автобусом в Гродно, затем — дизель-поездом до Лиды. Следующий объект исследования — узкоколейная железная дорога Лидского торфопредприятия.






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ВЕРТЕЛИШКАХ, ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ВЕРТЕЛИШКАХ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ВЕРТЕЛИШКАХ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ВЕРТЕЛИШКАХ, НАЧАЛО ПОЕЗДКИ НА ТОРФОМАССИВ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (МОСТ ЧЕРЕЗ ОЗЕРО БЕЛОЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 16)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 17)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ПУТИ НА ТОРФОМАССИВЕ, АМ1-275 НА ПОЛЕВОЙ БАЗЕ)    










16.01.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Гродненской области»

на главную страницу