Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ЯРОСЛАВСКАЯ (МАЛАЯ СЕВЕРНАЯ) ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Ярославская (Малая Северная) детская железная дорога пролегает по территории города Ярославля и его ближайших окрестностей. Начальным пунктом Ярославской детской железной дороги является станция Пионерская, расположенная вблизи главной магистрали заволжской части города — проспекта Авиаторов.

Конечный пункт Ярославской детской железной дороги, станция Яковлевская, находится в непосредственной близости от станции Пионерская, почти вплотную примыкает к ней. Однако короткой путевой связи между станциями Пионерская и Яковлевская нет.

На Ярославской детской железной дороге имеется одна промежуточная станция с путевым развитием: Луговая, две платформы: Зелёная и Юбилейная.

Протяжённость детской железной дороги, по состоянию на 2009 год, составляет около 6 километров. Конфигурация Ярославской детской железной дороги является редкой. По схеме путевого развития она является линейной, по расположению на местности напоминает петлевую.


Ныне существующая детская железная дорога была открыта 17 апреля 1970 года. Ранее, с 1946 по 1958 год, детская железная дорога существовала в другом районе города — она пролегала вдоль берега реки Волги. В 1958 году, после заполнения Горьковского водохранилища, дорога была затоплена.

Первоначально на «новой» Ярославской детской железной дороге работали тепловозы ТУ3-003 и ТУ3-043. В 1982 году на дорогу поступил тепловоз ТУ6А-2360 (ранее он находился на узкоколейной железной дороге Харовского шпалопропиточного завода). Тепловоз ТУ6А является вторым по массовости узкоколейным локомотивом в истории СССР, однако случай поступления этого тепловоза на детскую железную дорогу имел место первый и последний раз — считается, что локомотивы с механической передачей малопригодны для обслуживания детьми.

Нередко высказывается версия, что тепловоз ТУ6А поступил сюда по ошибке. Вместо него предполагалось отправить в адрес детской железной дороги тепловоз ТУ7А.

В 1989 году на детскую железную дорогу поступил тепловоз ТУ7А-2866. В том же году был получен также паровоз Гр-332 (заводской номер 15429). Этот паровоз никогда не работал на «старой» Ярославской детской железной дороге (прежнее местонахождение — Винницкая область, станция Вапнярка, узкоколейная железная дорога Вапнярка — Ямполь Юго-Западной железной дороги). Паровоз было решено установить на вечную стоянку вблизи вокзала станции Пионерская.

По состоянию на 2005 год, на узкоколейной железной дороге существовали две станции: Пионерская и Луговая, один промежуточный остановочный пункт — платформа Зелёная. Протяжённость линии составляла 3,2 км. Тяговый подвижной состав был представлен тепловозами ТУ6А-2360 и ТУ7А-2866. Сохранялся паровоз-памятник Гр-332, его состояние было не самым лучшим. Оба тепловоза ТУ3 были порезаны на металлолом.

В 2006 году было заявлено о предстоящей значительной реконструкции детской железной дороги. Как сообщила газета «Гудок», к концу 2006 года должен был быть построен новый участок длиной около 1500 метров — от существующей станции Луговая до населённого пункта Игнатовское (одна из целей строительства нового участка — обеспечить возможность доставки по детской железной дороге посетителей Игнатовского кладбища). Позднее срок ввода в эксплуатацию нового участка был перенесён.

Следует заметить, что строительство нового участка до населённого пункта Игнатовское стало бы возможным во многом благодаря уничтожению железнодорожной линии широкой колеи Филино — Красный Профинтерн, которое произошло в 2005 году. Трасса предполагавшегося нового участка детской железной дороги на Игнатовское пересекает железнодорожную линию Филино — Красный Профинтерн, строительство пересечения в одном уровне едва ли могло бы стать возможным по соображениям безопасности.

В 1980-х годах рассматривался вариант значительно более масштабного продления детской железной дороги — от станции Луговая до Красного Профинтерна, с устройством «трёхниточного» пути на железнодорожной линии Филино — Красный Профинтерн. Отказ от этих планов также объясняли тем, что совместная эксплуатация подвижного состава широкой и узкой колеи на одной железнодорожной линии нежелательна. С 2006 года на месте железнодорожной линии Филино — Красный Профинтерн (за исключением её начального участка) находится пустая насыпь, но о давних планах не вспомнили.

К моменту начала фактической реконструкции планы в очередной раз поменялись. В конечном итоге был принят к реализации проект строительства участка длиной около 2700 метров, пролегающего от станции Луговая в западном направлении, и новой станции Яковлевская (первоначально упоминалась под названием Юбилейная, которое при реализации проекта было присвоено промежуточной платформе). Станцию Яковлевская было решено разместить в непосредственной близости от действующей станции Пионерская.

Линия обновлённой детской железной дороги на местности стала выглядеть как замкнутая петля, однако по схеме путевого развития замкнутой петлёй не становилась. Несмотря на то, что новая станция Яковлевская была размещена почти вплотную к действующей станции Пионерская, путевого соединения между станциями не предусматривалось.

Новый участок детской железной дороги на части протяжённости было решено разместить на одной насыпи с железнодорожной линией широкой колеи Филино — Красный Профинтерн (на её начальном участке рельсы ещё лежали). В районе переезда (пересечения железнодорожной линии Филино — Красный Профинтерн с автодорогой Ярославль — Любим) предусматривалось строительство остановочного пункта, которым могли бы воспользоваться посетители Игнатовского кладбища. Первоначально эта платформа упоминалась под названием Солнечная. В реализованном проекте ей было присвоено название Юбилейная.

В 2008 году начались работы по строительству нового участка и реконструкции действующего участка. Регулярного движения поездов на детской железной дороге в 2008 году не было.

25 июля 2008 года на детскую железную дорогу был доставлен новый тепловоз ТУ7А-3349. Его разгрузка производилась подъёмным краном восстановительного поезда непосредственно с вагона-платформы широкой колеи на рельсы детской железной дороги. Для этого состав широкой колеи был заведён на начальный участок разобранной линии Филино — Красный Профинтерн (в 2008 году путь сохранялся на первых двух километрах линии, регулярного движения не было).

Тепловоз ТУ6А-2360 был вывезен на территорию ТЧ Ярославль-Главный. Его дальнейшая судьба с точностью не известна. Скорее всего, тепловоз через некоторое время был порезан.

В августе 2008 года, к Дню железнодорожника, состоялась церемония открытия обновлённой Ярославской детской железной дороги, в которой участвовал руководитель ОАО «РЖД» В.И. Якунин. Однако регулярное движение поездов в 2008 году открыто не было. По состоянию на сентябрь 2008 года, на детской железной дороге продолжались работы (рихтовка пути, отделка зданий и сооружений).

В сезоне 2009 года Ярославская детская железная дорога начала действовать в обновлённом виде. Отныне имеется около шести километров пути, три станции и две платформы без путевого развития.






Пассажирский поезд на станции Луговая. Вид в южном направлении, в сторону станции Пионерская.
17.08.2000.









Пути на станции Пионерская. Вид в сторону станции Луговая. Слева — здание учебного корпуса,
совмещённого с локомотивно-вагонным депо.
12.12.2002








Расписание движения поездов на вокзале станции Пионерская.
12.12.2002






Билет для проезда по маршруту Пионерская — Луговая.
17.08.2000









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ДОКУМЕНТЫ    


    РАЗНОЕ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ, ПЛАТФОРМА ЗЕЛЁНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (УЧАСТОК ЗЕЛЁНАЯ — ЛУГОВАЯ, СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (НОВАЯ СТАНЦИЯ ЯКОВЛЕВСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, ПОСАДКА ПАССАЖИРОВ В ПОЕЗД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДА СО СТАНЦИИ ПИОНЕРСКАЯ,
     СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ, СТАНЦИЯ ЯКОВЛЕВСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ЯКОВЛЕВСКАЯ, МАНЁВРЫ,
     НАЧАЛО ПЕШЕГО ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ЛИНИИ ОТ ЯКОВЛЕВСКОЙ ДО ПИОНЕРСКОЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (УЧАСТОК ЯКОВЛЕВСКАЯ — ЮБИЛЕЙНАЯ, ПЛАТФОРМА ЮБИЛЕЙНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЛАТФОРМА ЮБИЛЕЙНАЯ, УЧАСТОК ЮБИЛЕЙНАЯ — ЛУГОВАЯ, СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ, УЧАСТОК ЛУГОВАЯ — ЗЕЛЁНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК ЛУГОВАЯ — ЗЕЛЁНАЯ, ПЛАТФОРМА ЗЕЛЁНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЛАТФОРМА ЗЕЛЁНАЯ, УЧАСТОК ЗЕЛЁНАЯ — ПИОНЕРСКАЯ, СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, СТАНЦИЯ ЯКОВЛЕВСКАЯ)    












07.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ярославской области»

на главную страницу