Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЯРОСЛАВСКАЯ (МАЛАЯ СЕВЕРНАЯ) ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Ярославская (Малая Северная) детская железная дорога пролегает по территории города Ярославля и его ближайших окрестностей. Начальным пунктом Ярославской детской железной дороги является станция Пионерская, расположенная вблизи главной магистрали заволжской части города — проспекта Авиаторов.

Конечный пункт Ярославской детской железной дороги, станция Яковлевская, находится в непосредственной близости от станции Пионерская, почти вплотную примыкает к ней. Однако короткой путевой связи между станциями Пионерская и Яковлевская нет.

На Ярославской детской железной дороге имеется одна промежуточная станция с путевым развитием: Луговая, две платформы: Зелёная и Юбилейная.

Протяжённость детской железной дороги, по состоянию на 2009 год, составляет около 6 километров. Конфигурация Ярославской детской железной дороги является редкой. По схеме путевого развития она является линейной, по расположению на местности напоминает петлевую.


Ныне существующая детская железная дорога была открыта 17 апреля 1970 года. Ранее, с 1946 по 1958 год, детская железная дорога существовала в другом районе города — она пролегала вдоль берега реки Волги. В 1958 году, после заполнения Горьковского водохранилища, дорога была затоплена.

Первоначально на «новой» Ярославской детской железной дороге работали тепловозы ТУ3-003 и ТУ3-043. В 1982 году на дорогу поступил тепловоз ТУ6А-2360 (ранее он находился на узкоколейной железной дороге Харовского шпалопропиточного завода). Тепловоз ТУ6А является вторым по массовости узкоколейным локомотивом в истории СССР, однако случай поступления этого тепловоза на детскую железную дорогу имел место первый и последний раз — считается, что локомотивы с механической передачей малопригодны для обслуживания детьми.

Нередко высказывается версия, что тепловоз ТУ6А поступил сюда по ошибке. Вместо него предполагалось отправить в адрес детской железной дороги тепловоз ТУ7А.

В 1989 году на детскую железную дорогу поступил тепловоз ТУ7А-2866. В том же году был получен также паровоз Гр-332 (заводской номер 15429). Этот паровоз никогда не работал на «старой» Ярославской детской железной дороге (прежнее местонахождение — Винницкая область, станция Вапнярка, узкоколейная железная дорога Вапнярка — Ямполь Юго-Западной железной дороги). Паровоз было решено установить на вечную стоянку вблизи вокзала станции Пионерская.

По состоянию на 2005 год, на узкоколейной железной дороге существовали две станции: Пионерская и Луговая, один промежуточный остановочный пункт — платформа Зелёная. Протяжённость линии составляла 3,2 км. Тяговый подвижной состав был представлен тепловозами ТУ6А-2360 и ТУ7А-2866. Сохранялся паровоз-памятник Гр-332, его состояние было не самым лучшим. Оба тепловоза ТУ3 были порезаны на металлолом.

В 2006 году было заявлено о предстоящей значительной реконструкции детской железной дороги. Как сообщила газета «Гудок», к концу 2006 года должен был быть построен новый участок длиной около 1500 метров — от существующей станции Луговая до населённого пункта Игнатовское (одна из целей строительства нового участка — обеспечить возможность доставки по детской железной дороге посетителей Игнатовского кладбища). Позднее срок ввода в эксплуатацию нового участка был перенесён.

Следует заметить, что строительство нового участка до населённого пункта Игнатовское стало бы возможным во многом благодаря уничтожению железнодорожной линии широкой колеи Филино — Красный Профинтерн, которое произошло в 2005 году. Трасса предполагавшегося нового участка детской железной дороги на Игнатовское пересекает железнодорожную линию Филино — Красный Профинтерн, строительство пересечения в одном уровне едва ли могло бы стать возможным по соображениям безопасности.

В 1980-х годах рассматривался вариант значительно более масштабного продления детской железной дороги — от станции Луговая до Красного Профинтерна, с устройством «трёхниточного» пути на железнодорожной линии Филино — Красный Профинтерн. Отказ от этих планов также объясняли тем, что совместная эксплуатация подвижного состава широкой и узкой колеи на одной железнодорожной линии нежелательна. С 2006 года на месте железнодорожной линии Филино — Красный Профинтерн (за исключением её начального участка) находится пустая насыпь, но о давних планах не вспомнили.

К моменту начала фактической реконструкции планы в очередной раз поменялись. В конечном итоге был принят к реализации проект строительства участка длиной около 2700 метров, пролегающего от станции Луговая в западном направлении, и новой станции Яковлевская (первоначально упоминалась под названием Юбилейная, которое при реализации проекта было присвоено промежуточной платформе). Станцию Яковлевская было решено разместить в непосредственной близости от действующей станции Пионерская.

Линия обновлённой детской железной дороги на местности стала выглядеть как замкнутая петля, однако по схеме путевого развития замкнутой петлёй не становилась. Несмотря на то, что новая станция Яковлевская была размещена почти вплотную к действующей станции Пионерская, путевого соединения между станциями не предусматривалось.

Новый участок детской железной дороги на части протяжённости было решено разместить на одной насыпи с железнодорожной линией широкой колеи Филино — Красный Профинтерн (на её начальном участке рельсы ещё лежали). В районе переезда (пересечения железнодорожной линии Филино — Красный Профинтерн с автодорогой Ярославль — Любим) предусматривалось строительство остановочного пункта, которым могли бы воспользоваться посетители Игнатовского кладбища. Первоначально эта платформа упоминалась под названием Солнечная. В реализованном проекте ей было присвоено название Юбилейная.

В 2008 году начались работы по строительству нового участка и реконструкции действующего участка. Регулярного движения поездов на детской железной дороге в 2008 году не было.

25 июля 2008 года на детскую железную дорогу был доставлен новый тепловоз ТУ7А-3349. Его разгрузка производилась подъёмным краном восстановительного поезда непосредственно с вагона-платформы широкой колеи на рельсы детской железной дороги. Для этого состав широкой колеи был заведён на начальный участок разобранной линии Филино — Красный Профинтерн. В 2008 году путь сохранялся на первых двух километрах этой линии, регулярного движения не было.

Тепловоз ТУ6А-2360 был вывезен на территорию ТЧ Ярославль-Главный. Его дальнейшая судьба с точностью не известна. Скорее всего, тепловоз через некоторое время был порезан.

В августе 2008 года, к Дню железнодорожника, состоялась церемония открытия обновлённой Ярославской детской железной дороги, в которой участвовал руководитель ОАО «РЖД» В.И. Якунин. Однако регулярное движение поездов в 2008 году открыто не было. По состоянию на сентябрь 2008 года, на детской железной дороге продолжались работы (рихтовка пути, отделка зданий и сооружений).

В сезоне 2009 года Ярославская детская железная дорога начала действовать в обновлённом виде. Отныне имеется около шести километров пути, три станции и две платформы без путевого развития.






Пассажирский поезд на станции Луговая. Вид в южном направлении, в сторону станции Пионерская.
17.08.2000.









Пути на станции Пионерская. Вид в сторону станции Луговая. Слева — здание учебного корпуса,
совмещённого с локомотивно-вагонным депо.
12.12.2002








Расписание движения поездов на вокзале станции Пионерская.
12.12.2002






Билет для проезда по маршруту Пионерская — Луговая.
17.08.2000





Ситуация на июль 2018 года. Работает тепловоз ТУ7А-3349, есть также тепловоз ТУ10. Тепловоз ТУ7А-2866 отправлен в Санкт-Петербург.

Паровоз-памятник снят с постамента. Он отправлен на восстановление до рабочего состояния, в октябре должен вернуться на дорогу. И в сезоне 2019 года он будет водить поезда.

Дни движения поезда: четверг, пятница, суббота, воскресенье, в мае и сентябре только суббота и воскресенье. Очень важно, что движение в течение всех пяти реальных летних месяцев (1 мая — 30 сентября), а не в течение только трёх месяцев.

Описание поездки в 2018 году: http://infojd.ru/dop/poezdka2018monzavelosiped.html.






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ДОКУМЕНТЫ    


    РАЗНОЕ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ, ПЛАТФОРМА ЗЕЛЁНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (УЧАСТОК ЗЕЛЁНАЯ — ЛУГОВАЯ, СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (НОВАЯ СТАНЦИЯ ЯКОВЛЕВСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, ПОСАДКА ПАССАЖИРОВ В ПОЕЗД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДА СО СТАНЦИИ ПИОНЕРСКАЯ,
     СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ, СТАНЦИЯ ЯКОВЛЕВСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ЯКОВЛЕВСКАЯ, МАНЁВРЫ,
     НАЧАЛО ПЕШЕГО ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ЛИНИИ ОТ ЯКОВЛЕВСКОЙ ДО ПИОНЕРСКОЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (УЧАСТОК ЯКОВЛЕВСКАЯ — ЮБИЛЕЙНАЯ, ПЛАТФОРМА ЮБИЛЕЙНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЛАТФОРМА ЮБИЛЕЙНАЯ, УЧАСТОК ЮБИЛЕЙНАЯ — ЛУГОВАЯ, СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ, УЧАСТОК ЛУГОВАЯ — ЗЕЛЁНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК ЛУГОВАЯ — ЗЕЛЁНАЯ, ПЛАТФОРМА ЗЕЛЁНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЛАТФОРМА ЗЕЛЁНАЯ, УЧАСТОК ЗЕЛЁНАЯ — ПИОНЕРСКАЯ, СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, СТАНЦИЯ ЯКОВЛЕВСКАЯ)    












07.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ярославской области»

на главную страницу