Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







«СТАРАЯ» ЯРОСЛАВСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







«Старая» Ярославская (Малая Ярославская) детская железная дорога находилась в левобережной части города Ярославля (район Тверицы), на всём протяжении пролегала в непосредственной близости от берега реки Волги.


Информация, касающаяся истории детской железной дороги, получена из публикации «Была предшественница у детской дороги...» (http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=8480, газета «Северная Магистраль», номер от 16 мая 2008 года, автор — В. Финогенов), книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный путеводитель» (автор — Н.Н. Обнорская), сайта «Детские железные дороги СССР» (http://www.dzd-ussr.ru/towns/yaroslavl/index.html).


Планы строительства детской железной дороги в городе Ярославле обсуждались с 1937 года. Их реализация могла бы начаться в 1941 году, но помешала Великая Отечественная война.

Менее чем через два месяца после Победы, 3 июля 1945 года, начальником Ярославской железной дороги был подписан приказ № 265 «О строительстве детской железной дороги в г. Ярославле». Вскоре начались строительные работы.

В мае 1946 года была открыта первая очередь детской железной дороги — от станции Родина до станции Волга, в сентябре 1946 года — вторая очередь, от станции Волга до станции Победа. Протяжённость линии от станции Родина до станции Победа составила около 5 400 метров. На всех станциях имелись деревянные здания вокзалов, построенные по оригинальным проектам.


«Старая» Ярославская детская железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1982 году (обозначена автором).


«Старая» Ярославская детская железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1981 году (обозначена автором).

По неподтверждённым данным, один паровоз для детской железной дороги был передан в 1946 году с соседней узкоколейной железной дороги Ярославского торфопредприятия (скорее всего, в то время она составляла единую сеть с детской железной дорогой).

По информации от Д. Сутягина, к моменту открытия детской железной дороги на неё поступил паровоз польского производства Рп-770 (Wp29-4581, 1929 года постройки, заводской номер 191), взятый с одной из магистральных узкоколейных железных дорог Латвии, паровоз германского производства HF 11001 (1942 года постройки, заводской номер 941). Этот паровоз был взят в Эстонии и переоборудован для работы на колее 750 мм (изначально был построен для работы на колее 600 мм). Пассажирские вагоны в основном также были взяты из Латвии и Эстонии.

Близость к Волге делала расположение детской железной дороги живописным и оригинальным, но и приносила много проблем. Весной пути почти всюду подвергались затоплению. Кроме того, река постепенно размывала берег. Из-за размыва в 1953 году станция Родина была перенесена на другое место — ниже по течению, при этом протяжённость детской железной дороги сократилась примерно на 500 метров.

После строительства плотины Горьковской ГЭС (расположена в городе Заволжье Нижегородской области) уровень воды в Волге поднялся, что сделало эксплуатацию детской железной дороги невозможной. Хотя в районе Ярославля ширина реки изменилась незначительно — тем не менее, линия детской железной дороги частично была затоплена, частично — оказалась в недопустимой близости от воды.

В 1958 году Малая Ярославская детская железная дорога была разобрана. Подвижной состав некоторое хранился в локомотивном и вагонном депо станции Ярославль-Главный (до 1958 года — Всполье), затем был порезан.

«Новая» Ярославская детская железная дорога, открытая в 1970 году, не пересекается со «Старой» Ярославской детской железной дорогой ни во времени, ни в пространстве. Она была построена на расстоянии 4 километров от ближайшей точки «Старой» Ярославской детской железной дороги. Паровоз Гр-332 (заводской номер 15429), установленный на «Новой» Ярославской детской железной дороге в качестве памятника в 1989 году, никогда не работал на «Старой» Ярославской детской железной дороге.





_____________________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________________






Текст из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный путеводитель»
(автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).




Текст из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный путеводитель»
(автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).




Текст из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный путеводитель»
(автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).








Линия детской железной дороги. 1950-е годы. Фотография из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный
путеводитель» (автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).




Станция Родина. 1950-е годы. Фотография из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный
путеводитель» (автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).




Станция Родина.




Станция Волга. 1950-е годы. Фотография из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный
путеводитель» (автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).




Станция Победа. 1950-е годы.




Станция Победа. 1950-е годы. Фотография из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный
путеводитель» (автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).














19.03.2010 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ярославской области»

на главную страницу