«СТАРАЯ» ЯРОСЛАВСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







«Старая» Ярославская (Малая Ярославская) детская железная дорога находилась в левобережной части города Ярославля, преимущественно в районе Тверицы. Она на всём протяжении пролегала в непосредственной близости от берега реки Волги.


Информация, касающаяся истории детской железной дороги, получена из публикации «Была предшественница у детской дороги...» (http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=8480, газета «Северная Магистраль», номер от 16 мая 2008 года, автор — В. Финогенов), книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный путеводитель» (автор — Н.Н. Обнорская), сайта «Детские железные дороги СССР» (http://www.dzd-ussr.ru/towns/yaroslavl/index.html).


Планы строительства детской железной дороги в городе Ярославле обсуждались с 1937 года. Их реализация могла бы начаться в 1941 году, но помешала Великая Отечественная война.

Менее чем через два месяца после Победы, 3 июля 1945 года, начальником Ярославской железной дороги был подписан приказ № 265 «О строительстве детской железной дороги в г. Ярославле». Вскоре начались строительные работы.

В мае 1946 года была открыта первая очередь детской железной дороги — от станции Родина до станции Волга, в сентябре 1946 года — вторая очередь, от станции Волга до станции Победа. Протяжённость линии от станции Родина до станции Победа составила около 5 400 метров. На всех станциях имелись деревянные здания вокзалов, построенные по оригинальным проектам.


«Старая» Ярославская детская железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1982 году (обозначена автором).


«Старая» Ярославская детская железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1981 году (обозначена автором).

По неподтверждённым данным, один паровоз для детской железной дороги был передан в 1946 году с соседней узкоколейной железной дороги Ярославского торфопредприятия (скорее всего, в то время она составляла единую сеть с детской железной дорогой).

По информации от Д. Сутягина, к моменту открытия детской железной дороги на неё поступил паровоз польского производства Рп-770 (Wp29-4581, 1929 года постройки, заводской номер 191), взятый с одной из магистральных узкоколейных железных дорог Латвии, паровоз германского производства HF 11001 (1942 года постройки, заводской номер 941). Этот паровоз был взят в Эстонии и переоборудован для работы на колее 750 мм (изначально был построен для работы на колее 600 мм). Пассажирские вагоны в основном также были взяты из Латвии и Эстонии.

Близость к Волге делала расположение детской железной дороги живописным и оригинальным, но и приносила много проблем. Весной пути почти всюду подвергались затоплению. Кроме того, река постепенно размывала берег. Из-за размыва в 1953 году станция Родина была перенесена на другое место — ниже по течению, при этом протяжённость детской железной дороги сократилась примерно на 500 метров.

После строительства плотины Горьковской ГЭС, которая расположена в городе Заволжье Нижегородской области, уровень воды в Волге поднялся, что сделало эксплуатацию детской железной дороги невозможной. Хотя в районе Ярославля ширина реки изменилась незначительно — тем не менее, линия детской железной дороги частично была затоплена, частично — оказалась в недопустимой близости от воды.

В 1958 году Малая Ярославская детская железная дорога была разобрана. Подвижной состав некоторое хранился в локомотивном и вагонном депо станции Ярославль-Главный (до 1958 года — Всполье), затем был порезан.

«Новая» Ярославская детская железная дорога, открытая в 1970 году, не пересекается со «Старой» Ярославской детской железной дорогой ни во времени, ни в пространстве. Она была построена на расстоянии 4 километров от ближайшей точки «Старой» Ярославской детской железной дороги. Паровоз Гр-332 (заводской номер 15429), установленный на «Новой» Ярославской детской железной дороге в качестве памятника в 1989 году, никогда не работал на «Старой» Ярославской детской железной дороге.





_____________________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________________






Текст из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный путеводитель»
(автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).




Текст из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный путеводитель»
(автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).




Текст из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный путеводитель»
(автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).








Линия детской железной дороги. 1950-е годы. Фотография из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный
путеводитель» (автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).




Станция Родина. 1950-е годы. Фотография из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный
путеводитель» (автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).




Станция Родина.




Станция Волга. 1950-е годы. Фотография из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный
путеводитель» (автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).




Станция Победа. 1950-е годы.




Станция Победа. 1950-е годы. Фотография из книги «Ярославль за Волгой — иллюстрированный
путеводитель» (автор — Н.Н. Обнорская, издательство «РМП», 2008 год).














19.03.2010 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Ярославской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика