УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БАСЬЯНОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Басьяновское торфопредприятие находится в посёлке Басьяновский (неофициальное название — Басьянка), расположенном в Верхнесалдинском районе Свердловской области. В ведении торфопредприятия находится узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. По состоянию на 2005 год, она является единственной торфовозной узкоколейной железной дорогой в Свердловской области и самой восточной торфовозной узкоколейной железной дорогой в России.

По состоянию на 2018 год, узкоколейная железная дорога не разобрана, но пригодна только для движения съёмных дрезин.



Первые участки узкоколейной железной дороги были построены в 1930-е годы. Добывавшийся здесь топливный торф поставлялся на крупные промышленные предприятия, в том числе Уральский вагоностроительный завод, расположенный в Нижнем Тагиле. Для вывоза торфа была построена железнодорожная линия широкой колеи от станции Моховой на железнодорожной линии Нижний Тагил — Алапаевск до окрестностей посёлка Басьяновский.

Расположенная вблизи посёлка Басьяновский железнодорожная станция, являющаяся конечным пунктом железнодорожной линии широкой колеи, в связи с наличием перегруза с узкой колеи на широкую была названа Перегрузочная. Такое странное с точки зрения пассажира название сохраняется до сих пор.

Несколько позднее была построена значительная по протяжённости линия узкой колеи, связавшая посёлок Басьяновский с городом Красноуральск (до 1932 года посёлок Уралмедьстрой). По ней торф поступал на промышленные предприятия Красноуральска.

С 1960-х годов основным потребителем торфа являлась Качканарская ТЭЦ. Рассматривался вопрос о строительстве линии узкой колеи от Красноуральска до Качканара, с целью обеспечения возможности подвоза торфа от места добычи до ТЭЦ без перегрузки на широкую колею. Однако данный план не был реализован.

В 1970-х годах доставка торфа в Красноуральск была прекращена. Через некоторое время линия на Красноуральск была разобрана.

По состоянию на август 1999 года, когда я впервые побывал в Басьяновском, узкоколейная железная дорога работала. Действовали две линии, ведущие от посёлка Басьяновский (станция Центральный Посёлок) в западном направлении (к населённому пункту Выя и торфомассиву Казачий), в северо-восточном направлении — на Кокшаровский торфомассив.

Существовало движение рабочих поездов по маршруту Центральный Посёлок — 3-я производственная база (на Кокшаровском торфомассиве). Поезд состоял из двух пассажирских вагонов. Расписание было следующим: 7:30 — 8:30 (обратно — тепловоз без вагонов, приблизительно 9:00 — 10:00), приблизительно 16:00 — 17:00 (тепловоз без вагонов, обратно — с вагонами, 17:00 — 18:00). По рабочим дням нерегулярно назначался ещё один рабочий поезд (в виде тепловоза, следующего без вагонов): 22:30 — 23:30, обратно приблизительно 0:00 — 1:00.

Узкоколейная железная дорога являлась основным средством сообщения с тремя населёнными пунктами: Выей, 1-м посёлком и 2-м посёлком. Впрочем, 2-й посёлок к тому времени фактически уже не существовал — от него оставался один полуразрушенный дом. Его население состояло из доживающей свой век старухи, которую привозили в этот дом на лето. В 1-м посёлке имелось несколько постоянно обитаемых домов. Значительно большее число домов использовалось в летнее время в качестве дач.

По маршрутам Центральный Посёлок — Поселковая (посёлок Выя) и Центральный Посёлок — 1-й посёлок существовало пассажирское движение. Пассажирские поезда состояли из мотовоза ЭСУ2А, следовавшего без вагонов. Пассажиры размещались в салоне мотовоза, плата за проезд не взималась. Мотовоз ЭСУ2А перевозил не только пассажиров, но и хлеб, а также продукты первой необходимости.

Движение на маршруте Центральный Посёлок — Поселковая производилось по понедельникам и пятницам, приблизительное расписание — 6:00-7:00, 14:00-15:00 (отправление обратно через 10 минут). От станции Поселковая рельсовый путь уходил ещё на 5 километров в сторону Красноуральска, до разъезда Западный, расположенного на Казачьем торфомассиве. Этот участок вскоре планировалось разобрать. От Центрального Посёлка до 1-го Посёлка пассажирский поезд отправлялся по четвергам в 12:00.

Среди жителей посёлка Басьяновский было немало владельцев съёмных мотодрезин («пионерок»). В основном, на них ездили до 1-го посёлка и Выи.

Не менее важной работой, выполнявшейся узкоколейной железной дорогой, являлась перевозка покойников от посёлка Басьяновский до кладбища. По непонятным соображениям, кладбище здесь «отодвинуто» на 5 километров от посёлка (оно находится вблизи бывшего 2-го посёлка). Всякий раз, когда требуется хоронить кого-то из жителей «Басьянки», организуется выезд специального поезда, состоящего из вагона-катафалка (открытая платформа, на которой везут гроб, венки и другие похоронные принадлежности), и одной-двух (в зависимости от числа участников похоронной церемонии) платформ со скамейками.

Перевозка покойников по узкой колее практикуется не только здесь. Но узкоколейная железная дорога Басьяновского торфопредприятия — самая примечательная в этом отношении. Басьяновский — сравнительно крупный посёлок, поэтому такое здесь случается чаще, чем где-либо ещё. Добыча торфа сократилась до минимума, так что можно сказать, что эта узкоколейная железная дорога из торфовозной постепенно превращается в «труповозную».

Рядом с бывшим 2-м посёлком и кладбищем ведутся археологические раскопки. На протяжении лета 1999 года от станции Центральный Посёлок до крайнего пункта линии вблизи бывшего 2-го посёлка несколько раз в день курсировали мотодрезины — на них передвигались участники археологической экспедиции, с их помощью к палаточному лагерю археологов доставлялись продукты питания.

В августе 1999 года я очень много поработал с узкоколейной железной дорогой, обследовал почти всё возможное. Детальное описание экспедиции находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka1999nikyaeotr.html. К глубочайшему прискорбию, фотографии не делались.



По состоянию на октябрь 2005 года (вторая поездка автора), узкоколейная железная дорога работала. Линия, ведущая в западном направлении, к станции Поселковая, была полностью разобрана (со слов местных жителей, в 2002 году). В остальном ситуация узкоколейной железной дороги почти не изменилось.

По-прежнему курсировали рабочие поезда до Кокшаровского торфомассива. Теперь они состояли из тепловоза-автомотрисы ТУ6П-0038, следующего без вагонов. По-прежнему периодически следовали «похоронные» поезда до бывшего 2-го посёлка. Ни одного строения на его месте уже не осталось. Линия на 1-й посёлок сохранялась, но пассажирского движения до него не было.




Расписание движения рабочих поездов на июнь, июль и август 2005 года.



Основным потребителем торфа являлась котельная посёлка Басьяновский. В минимальном объёме производилась перегрузка торфа в вагоны широкой колеи. Механизированный перегруз на станции Перегрузочная был разрушен, поэтому перегрузка производилась по самой примитивной и затратной технологии — торф высыпался на эстакаде из вагонов узкой колеи, из него формировался штабель. Из штабеля торф с помощью подъёмного крана грузился в вагоны колеи 1520 мм, а также в автомобили.

Имевшиеся на узкоколейной железной дороге локомотивы, номера которых удалось установить: тепловоз-автомотриса ТУ6П-0038, тепловоз-дрезина ТУ6Д-0281, самоходная электростанция (мотовоз) ЭСУ2А-845. Среди недействующих и фрагментарно сохранившихся локомотивов — тепловоз ТУ4-101, самоходная электростанция (мотовоз) ЭСУ2А-1015. Среди прицепного подвижного состава преобладали вагоны ТСВ.



Работа торфопредприятия и узкоколейной железной дороги прекратилась в 2008 году.

По состоянию на лето 2010 года, узкоколейная железная дорога ещё не была разобрана, но движения «тяжёлого» подвижного состава не было около двух лет. Покойников доставляли на кладбище с помощью тракторов. Изредка по узкоколейной железной дороге ездили местные жители на съёмных мотодрезинах. Тепловозы и вагоны были ржавыми и постепенно разграблялись.

На тот момент можно было предполагать: скорее всего, узкоколейная железная дорога будет полностью разобрана в близком будущем. Так произошло по всей России.

Но реальность оказалась иной. Доставка покойников на кладбище с помощью трактора оказалась слишком дорогостоящей и нерациональной. Узкоколейную железную дорогу было решено привести в рабочее состояние на участке между посёлком и кладбищем.

В 2012 году на ремонт узкоколейной железной дороги были выделены средства. Её привели в рабочее состояние на участке между посёлком и кладбищем. Предполагалось, что узкоколейная железная дорога снова будет использоваться для доставки покойников на кладбище.

Будет ли возобновлена вывозка торфа, сказать трудно.









История посёлка (по материалам, составленным сотрудниками администрации посёлка Басьяновский)

В начале 1930-х годов в связи со строительством в Нижнем Тагиле «Уралвагонзавода», которому нужно было дешёвое технологическое топливо, а таким на тот момент являлся торф, началось строительство Басьяновского торфопредприятия, а вместе с ним и посёлка Басьяновский.

Статус рабочего посёлка Басьяновскому был присвоен в 1938 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР.

Своего расцвета Басьяновское торфопредприятие достигло в 1960-70 годы, с переходом на новый вид добычи торфа — фрезерный. Топливный торф отправлялся на Качканарскую ТЭЦ, сельскохозяйственный торф вывозился на поля совхоза.

В этот же период расцвёл и поселок. В посёлке работали: средняя и вечерняя школы, филиал ГПТУ-71 г. Свердловска, два детских сада, ясли, дом культуры с кинозалом на 500 мест. Басьяновская больница состояла из стационарного отделения на 50 коек, детского отделения, родильного отделения, поликлиники. Имелись хозяйственный магазин, магазин продовольственных и промышленных товаров, дом быта, столовая, общежитие, санаторий-профилакторий. Численность жителей посёлка достигала 4 тысяч человек. Только на Басьяновском торфопредприятии работало до 1300 человек.

Торфяная промышленность была изначально планово-убыточной, добыча торфа всегда дотировалась государством. При переходе к рыночной экономике государство перестало дотировать добычу торфа. Основной потребитель топливного торфа — Качканарская ТЭЦ перешла на более дешёвый вид топлива — газ; совхозы распались. Это привело к резкому сокращению спроса на торф, и как следствие — упала его добыча. Градообразующее Басьяновское торфопредприятие в 2002 году было признано банкротом и во время процедуры конкурсного управления имущественный комплекс Басьяновского торфопредприятия был продан.

В настоящее время крупных промышленных предприятий в посёлке не имеется. Численность постоянного населения рабочего посёлка, по данным на 1 января 2004 года, составила 1693 человека, из них старше 18 лет — 1443, в том числе пенсионеров — 589 человек.

Производственная база посёлка Басьяновский представлена небольшими предприятиями: ООО «Призма», обособленное подразделение Басьяновское торфопредприятие (125 чел.), которое добывает топливный торф для котельной посёлка и сельскохозяйственный торф для продажи населению в качестве удобрения, муниципальное унитарное предприятие «Басьяновское коммунальное хозяйство» (105 чел.), которое вырабатывает тепловую энергию для отопления жилого сектора, обеспечивает управление и эксплуатацию муниципального жилого фонда.

Согласно Закону Свердловской области от 20 мая 1997 г. №30-03 «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» (с изменениями от 2 апреля 2001 г.), посёлком городского типа считается городской населённый пункт с численностью населения от 3-х до 12 тысяч человек. В отдельных случаях допускается отнесение к числу посёлков городского типа населённых пунктов с меньшей численностью населения, имеющих перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения. Из приводимых данных социально-экономического положения посёлка городского типа Басьяновский следует, что статус посёлка городского типа не соответствует реальному состоянию данного населённого пункта.

Посёлок городского типа Басьяновский расположен в 45 км от районного центра, города Верхняя Салда. Транспортная связь осуществляется автобусным движением (оно нерегулярное в связи с аварийностью моста, который расположен на автотрассе Нижняя Салда — Басьяновский), и железнодорожным транспортом до станции Перегрузочная, которая является конечным пунктом на железнодорожном перегоне Моховой — Перегрузочная, и расположена на расстоянии 2-х километров от посёлка.













«Пояснительная записка», составленная сотрудниками администрации посёлка Басьяновский (страница 1).









«Пояснительная записка», составленная сотрудниками администрации посёлка Басьяновский (страница 2).
















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    










13.12.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика