Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БАСЬЯНОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Басьяновское торфопредприятие находится в посёлке Басьяновский (неофициальное название — Басьянка), расположенном в Верхнесалдинском районе Свердловской области. В ведении торфопредприятия находится узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. По состоянию на 2005 год, она является единственной торфовозной узкоколейной железной дорогой в Свердловской области и самой восточной торфовозной узкоколейной железной дорогой в России.



Первые участки узкоколейной железной дороги были построены в 1930-е годы. Добывавшийся здесь топливный торф поставлялся на крупные промышленные предприятия, в том числе Уральский вагоностроительный завод, расположенный в Нижнем Тагиле. Для вывоза торфа была построена железнодорожная линия широкой колеи от станции Моховой (на участке Нижний Тагил — Алапаевск) до окрестностей посёлка Басьяновский. Расположенная вблизи посёлка Басьяновский железнодорожная станция, являющаяся конечным пунктом железнодорожной линии широкой колеи, в связи с наличием перегруза с узкой колеи на широкую была названа Перегрузочная.

Несколько позднее была построена значительная по протяжённости линия узкой колеи, связавшая посёлок Басьяновский с городом Красноуральск (до 1932 года посёлок Уралмедьстрой). По ней торф поступал на промышленные предприятия Красноуральска.

С 1960-х годов основным потребителем торфа являлась Качканарская ТЭЦ. Рассматривался вопрос о строительстве линии узкой колеи от Красноуральска до Качканара, с целью обеспечения возможности подвоза торфа от места добычи до ТЭЦ без перегрузки на широкую колею. Однако данный план не был реализован.

В 1970-х годах доставка торфа в Красноуральск была прекращена. Через некоторое время линия на Красноуральск была разобрана.

По состоянию на август 1999 года (первая поездка автора), узкоколейная железная дорога работала. Действовали две линии, ведущие от посёлка Басьяновский (станция Центральный Посёлок) в западном направлении (к населённому пункту Выя и торфомассиву Казачий), в северо-восточном направлении — на Кокшаровский торфомассив.

Существовало движение рабочих поездов по маршруту Центральный Посёлок — 3-я производственная база (на Кокшаровском торфомассиве). Поезд состоял из двух пассажирских вагонов. Расписание было следующим: 7:30 — 8:30 (обратно — тепловоз без вагонов, приблизительно 9:00 — 10:00), приблизительно 16:00 — 17:00 (тепловоз без вагонов, обратно — с вагонами, 17:00 — 18:00). По рабочим дням нерегулярно назначался ещё один рабочий поезд (в виде тепловоза, следующего без вагонов): 22:30 — 23:30, обратно приблизительно 0:00 — 1:00.

Узкоколейная железная дорога являлась основным средством сообщения с тремя населёнными пунктами: Выей, 1-м посёлком и 2-м посёлком. Впрочем, 2-й посёлок к тому времени фактически уже не существовал — от него оставался один полуразрушенный дом. Его население состояло из доживающей свой век старухи, которую привозили в этот дом на лето. В 1-м посёлке имелось несколько постоянно обитаемых домов. Значительно большее число домов использовалось в летнее время в качестве дач.

По маршрутам Центральный Посёлок — Поселковая (посёлок Выя) и Центральный Посёлок — 1-й посёлок существовало пассажирское движение. Пассажирские поезда состояли из мотовоза ЭСУ2А, следовавшего без вагонов. Пассажиры размещались в салоне мотовоза, плата за проезд не взималась. Мотовоз ЭСУ2А перевозил не только пассажиров, но и хлеб, а также продукты первой необходимости.

Движение на маршруте Центральный Посёлок — Поселковая производилось по понедельникам и пятницам, приблизительное расписание — 6:00-7:00, 14:00-15:00 (отправление обратно через 10 минут). От станции Поселковая рельсовый путь уходил ещё на 5 километров в сторону Красноуральска, до разъезда Западный, расположенного на Казачьем торфомассиве. Этот участок вскоре планировалось разобрать. От Центрального Посёлка до 1-го Посёлка пассажирский поезд отправлялся по четвергам в 12:00.

Среди жителей посёлка Басьяновский было немало владельцев съёмных мотодрезин («пионерок»). В основном, на них ездили до 1-го посёлка и Выи.

Не менее важной работой, выполнявшейся узкоколейной железной дорогой, являлась перевозка покойников от посёлка Басьяновский до кладбища. По непонятным соображениям, кладбище здесь «отодвинуто» на 5 километров от посёлка (оно находится вблизи бывшего 2-го посёлка). Всякий раз, когда требуется хоронить кого-то из жителей «Басьянки», организуется выезд специального поезда, состоящего из вагона-катафалка (открытая платформа, на которой везут гроб, венки и другие похоронные принадлежности), и одной-двух (в зависимости от числа участников похоронной церемонии) платформ со скамейками.

Перевозка покойников по узкой колее практикуется не только здесь. Но узкоколейная железная дорога Басьяновского торфопредприятия — самая примечательная в этом отношении. Басьяновский — сравнительно крупный посёлок, поэтому такое здесь случается чаще, чем где-либо ещё. Добыча торфа сократилась до минимума, так что можно сказать, что эта узкоколейная железная дорога из торфовозной постепенно превращается в «труповозную».

Рядом с бывшим 2-м посёлком и кладбищем ведутся археологические раскопки. На протяжении лета 1999 года от станции Центральный Посёлок до крайнего пункта линии вблизи бывшего 2-го посёлка несколько раз в день курсировали мотодрезины — на них передвигались участники археологической экспедиции, с их помощью к палаточному лагерю археологов доставлялись продукты питания.



По состоянию на октябрь 2005 года (вторая поездка автора), узкоколейная железная дорога работала. Линия, ведущая в западном направлении, к станции Поселковая, была полностью разобрана (со слов местных жителей, в 2002 году). В остальном ситуация узкоколейной железной дороги почти не изменилось. По-прежнему курсировали рабочие поезда до Кокшаровского торфомассива (теперь они состояли из тепловоза-автомотрисы ТУ6П-0038, следующего без вагонов), по-прежнему периодически следовали «похоронные» поезда до бывшего 2-го посёлка (ни одного строения на его месте уже не осталось). Линия на 1-й посёлок сохранялась, но пассажирского движения до него не было.




Расписание движения рабочих поездов на июнь, июль и август 2005 года.



Основным потребителем торфа являлась котельная посёлка Басьяновский. В минимальном объёме производилась перегрузка торфа в вагоны широкой колеи. Механизированный перегруз на станции Перегрузочная был разрушен, поэтому перегрузка производилась по самой примитивной и затратной технологии — торф высыпался на эстакаде из вагонов узкой колеи, из него формировался штабель. Из штабеля торф с помощью подъёмного крана грузился в вагоны колеи 1520 мм, а также в автомобили.

Имевшиеся на узкоколейной железной дороге локомотивы, номера которых удалось установить: тепловоз-автомотриса ТУ6П-0038, тепловоз-дрезина ТУ6Д-0281, самоходная электростанция (мотовоз) ЭСУ2А-845. Среди недействующих и фрагментарно сохранившихся локомотивов — тепловоз ТУ4-101, самоходная электростанция (мотовоз) ЭСУ2А-1015. Среди прицепного подвижного состава преобладали вагоны ТСВ.



Работа торфопредприятия и узкоколейной железной дороги прекратилась в 2008 году.

По состоянию на лето 2010 года, узкоколейная железная дорога ещё не была разобрана, но движения «тяжёлого» подвижного состава не было около двух лет. Покойников доставляли на кладбище с помощью тракторов. Изредка по узкоколейной железной дороге ездили местные жители на съёмных мотодрезинах. Тепловозы и вагоны были ржавыми и постепенно разграблялись.

На тот момент можно было предполагать: скорее всего, узкоколейная железная дорога будет полностью разобрана в близком будущем. Так произошло по всей России.

Но реальность оказалась иной. Доставка покойников на кладбище с помощью трактора оказалась слишком дорогостоящей и нерациональной. Узкоколейную железную дорогу было решено привести в рабочее состояние на участке между посёлком и кладбищем.

В 2012 году на ремонт узкоколейной железной дороги были выделены средства. Её привели в рабочее состояние на участке между посёлком и кладбищем. Предполагалось, что узкоколейная железная дорога снова будет использоваться для доставки покойников на кладбище.

Будет ли возобновлена вывозка торфа, сказать трудно.









История посёлка (по материалам, составленным сотрудниками администрации посёлка Басьяновский)

В начале 1930-х годов в связи со строительством в Нижнем Тагиле «Уралвагонзавода», которому нужно было дешёвое технологическое топливо, а таким на тот момент являлся торф, началось строительство Басьяновского торфопредприятия, а вместе с ним и посёлка Басьяновский.

Статус рабочего посёлка Басьяновскому был присвоен в 1938 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР.

Своего расцвета Басьяновское торфопредприятие достигло в 1960-70 годы, с переходом на новый вид добычи торфа — фрезерный. Топливный торф отправлялся на Качканарскую ТЭЦ, сельскохозяйственный торф вывозился на поля совхоза.

В этот же период расцвёл и поселок. В посёлке работали: средняя и вечерняя школы, филиал ГПТУ-71 г. Свердловска, два детских сада, ясли, дом культуры с кинозалом на 500 мест. Басьяновская больница состояла из стационарного отделения на 50 коек, детского отделения, родильного отделения, поликлиники. Имелись хозяйственный магазин, магазин продовольственных и промышленных товаров, дом быта, столовая, общежитие, санаторий-профилакторий. Численность жителей посёлка достигала 4 тысяч человек. Только на Басьяновском торфопредприятии работало до 1300 человек.

Торфяная промышленность была изначально планово-убыточной, добыча торфа всегда дотировалась государством. При переходе к рыночной экономике государство перестало дотировать добычу торфа. Основной потребитель топливного торфа — Качканарская ТЭЦ перешла на более дешёвый вид топлива — газ; совхозы распались. Это привело к резкому сокращению спроса на торф, и как следствие — упала его добыча. Градообразующее Басьяновское торфопредприятие в 2002 году было признано банкротом и во время процедуры конкурсного управления имущественный комплекс Басьяновского торфопредприятия был продан.

В настоящее время крупных промышленных предприятий в посёлке не имеется. Численность постоянного населения рабочего посёлка, по данным на 1 января 2004 года, составила 1693 человека, из них старше 18 лет — 1443, в том числе пенсионеров — 589 человек.

Производственная база посёлка Басьяновский представлена небольшими предприятиями: ООО «Призма», обособленное подразделение Басьяновское торфопредприятие (125 чел.), которое добывает топливный торф для котельной посёлка и сельскохозяйственный торф для продажи населению в качестве удобрения, муниципальное унитарное предприятие «Басьяновское коммунальное хозяйство» (105 чел.), которое вырабатывает тепловую энергию для отопления жилого сектора, обеспечивает управление и эксплуатацию муниципального жилого фонда.

Согласно Закону Свердловской области от 20 мая 1997 г. №30-03 «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» (с изменениями от 2 апреля 2001 г.), посёлком городского типа считается городской населённый пункт с численностью населения от 3-х до 12 тысяч человек. В отдельных случаях допускается отнесение к числу посёлков городского типа населённых пунктов с меньшей численностью населения, имеющих перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения. Из приводимых данных социально-экономического положения посёлка городского типа Басьяновский следует, что статус посёлка городского типа не соответствует реальному состоянию данного населённого пункта.

Посёлок городского типа Басьяновский расположен в 45 км от районного центра, города Верхняя Салда. Транспортная связь осуществляется автобусным движением (оно нерегулярное в связи с аварийностью моста, который расположен на автотрассе Нижняя Салда — Басьяновский), и железнодорожным транспортом до станции Перегрузочная, которая является конечным пунктом на железнодорожном перегоне Моховой — Перегрузочная, и расположена на расстоянии 2-х километров от посёлка.













«Пояснительная записка», составленная сотрудниками администрации посёлка Басьяновский (страница 1).









«Пояснительная записка», составленная сотрудниками администрации посёлка Басьяновский (страница 2).
















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 7)    










13.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»

на главную страницу