Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ШАБРОВСКОГО ТАЛЬКОВОГО КОМБИНАТА








Шабровский тальковый комбинат находится в посёлке Шабро́вский (неофициальное название — Шабры́), административно подчинённом городу Екатеринбургу. Тальковый комбинат является главным предприятием посёлка. Вблизи комбината находится станция Тальковая ведомственной железнодорожной линии Сысерть — Турбинная.

В ведении Шабровского талькового комбината находится узкоколейная железная дорога, предназначенная для технологических грузовых перевозок. Ранее узкоколейная железная дорога соединяла территорию комбината с тальковым карьером «Новая Линза», её протяжённость составляла немногим менее 4 километров.

По состоянию на 2017 год, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

По состоянию на 2007 год, протяжённость действующего участка узкоколейной железной дороги составляла около 1 километра, из которых примерно 300 метров использовались для грузовых перевозок. Остальная часть действующей линии использовалась только для сообщения с локомотивным депо. Линия на карьер «Новая Линза» находилась в нерабочем состоянии, но не была разобрана.

По официальным данным, Шабровский тальковый комбинат основан в 1931 году, однако добыча талька в этой местности началась значительно раньше.

По информации от Павла Кашина, узкоколейная железная дорога на Шабровском тальковом комбинате была открыта не позднее 1930-х годов. Первоначально её протяжённость была минимальной, в пределах заводской территории. Первый тяговый подвижной состав — мотовозы. Вскоре после Великой Отечественной войны появился трофейный немецкий паровоз. Позднее поступали мотовозы МД54-4, тепловозы ТУ4. В 1974 году поступил первый тепловоз ТУ7.

Тальковая руда в то время добывалась в карьере «Старая Линза», расположенном в непосредственной близости от комбината. Карьер имеет значительную глубину и крутые откосы, поэтому узкоколейной железной дороги между «Старой Линзой» и поверхностью земли не было. Для связи с карьером служила канатная дорога — по ней в карьер спускалось оборудование, из карьера доставлялась руда. Внутри карьера действовали пути узкой колеи, не сообщавшиеся с поверхностью. Какой подвижной состав на них использовался — не известно. Скорее всего, применялась ручная или канатная тяга, локомотивов не было.

В 1961 году был открыт карьер «Новая Линза». В отличие от «Старой Линзы», он занимает большую площадь, в карьер имеется сравнительно пологий спуск, по которому была проложена линия узкоколейной железной дороги. На отдельных участках она была проложена вплотную к уже действовавшей на тот момент железнодорожной линии широкой колеи Сысерть — Турбинная. С момента открытия карьера «Новая Линза» протяжённость узкоколейной железной дороги значительно возросла.

15 ноября 2003 года на узкоколейной железной дороге побывал велотурист, любитель железных дорог из Екатеринбурга Алексей Иванов. По информации от него, узкоколейная железная дорога на тот момент действовала на всём протяжении. Несмотря на выходной день, тепловоз ТУ7-1376 регулярно возил тальковую руду из карьера «Новая Линза» на комбинат. Состав состоял из двух вагонов-думпкаров.

Движение на карьер «Новая Линза» было прекращено в конце 2004 года. С этого времени осуществлялась только перевозка тальковой руды внутри территории комбината от места накопления до места разгрузки.

В начале 2005 года на Шабровском тальковом комбинате побывал исследователь железных дорог из Москвы Павел Кашин. Им было составлено описание истории узкоколейной железной дороги.


http://iagsoft.nm.ru/zhphoto/p031115/ — фотографии А. Иванова (15 ноября 2003 года)

http://pereyezd.ru/print.php?type=A&item_id=43
«Узкоколейная железная дорога Шабровского талькового комбината» (материал Павла Кашина)

http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?s=7198f259e8e19704e64fb69d1c956ade&t=1223161 — фотографии посёлка Шабры и талькового комбината

http://victorprofessor.livejournal.com/166738.html — фотографии карьера «Старая Линза» (2010 год, автор — В. Борисов)



2 октября 2007 года автор побывал на узкоколейной железной дороге. На тот момент сохранялся заброшенный, но не разобранный участок до карьера «Новая Линза», производилась перевозка руды внутри территории Шабровского талькового комбината — от места накопления до места разгрузки.

Протяжённость действующего участка узкоколейной железной дороги составляла около 1 километра. При этом протяжённость участка, используемого для грузового движения (перевозка руды) составляла примерно 300 метров. Большая часть действующего участка приходилась на путь, подводящий к депо. По нему каждое утро тепловоз следовал из депо к месту работы (на небольшой участок, используемый для перевозки руды), вечером возвращался в депо. Иного движения не было.

На узкоколейной железной дороге сохранялись два тепловоза: ТУ7А-2882 (основной), ТУ7-1376 («резервный»). Прицепной подвижной состав — в основном вагоны-самосвалы (думпкары) УВС22. Имелось небольшое количество вагонеток, работавших на узкоколейной железной дороге до появления думпкаров. Все вагонетки находились в нерабочем состоянии.

Линия к карьеру Новая Линза, протяжённостью почти 3 километра, находилась в непригодном для движения состоянии и зарастала деревьями. Последний поезд по ней прошёл почти 3 года назад. Однако рельсы ещё лежали практически на всём протяжении.


По информации от Алексея Иванова, побывавшего на Шабровском тальковом комбинате летом 2009 года, на тот момент действующих участков узкоколейной железной дороги уже не было. Путь к депо, расположенный внутри территории комбината, сохранялся, однако был «безнадёжно» ржавым и заросшим.

По информации от А. Косякова, на июль 2010 года оставались незначительные фрагменты рельсового пути, 6 вагонов-думкаров и плужный снегоочиститель. Узкоколейная железная дорога окончательно выбыла из числа действующих.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (КРАЙНИЙ ПУНКТ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ НА КАРЬЕРЕ «НОВАЯ ЛИНЗА»,
     НАЧАЛО СПЛОШНОГО ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ЛИНИИ В НАПРАВЛЕНИИ КОМБИНАТА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ ОТ КАРЬЕРА «НОВАЯ ЛИНЗА» ДО КОМБИНАТА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ ОТ КАРЬЕРА «НОВАЯ ЛИНЗА» ДО КОМБИНАТА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ ОТ КАРЬЕРА «НОВАЯ ЛИНЗА»
     ДО КОМБИНАТА, НАЧАЛО ДЕЙСТВУЮЩЕГО УЧАСТКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (МЕСТО ПОГРУЗКИ РУДЫ, ЗАГРУЗКА СОСТАВА, РАЗГРУЗКА СОСТАВА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (РАЗГРУЗКА СОСТАВА, ПОЕЗДКА В ДЕПО, ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 7) (ЛИНИЯ МЕЖДУ ДЕПО И МЕСТОМ ПЕРЕВОЗКИ РУДЫ)    












17.01.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»

на главную страницу