Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КЕЙЛА — ХААПСАЛУ







Железнодорожная линия Кейла — Хаапсалу находится на западе Эстонской Республики. Протяжённость железнодорожной линии составляет 78 километров (с учётом ведомственного участка Хаапсалу — Рохукюла — 86 километров).

По данным на 2008 год, железнодорожная линия действует только на участке Кейла — Рийзипере (24 километра). Этот участок — однопутный, электрифицированный, используется исключительно для пассажирского движения.

Участок Рийзипере — Хаапсалу (54 километра) и далее до Рохукюла (ещё 8 километров) полностью разобран. Перспективы его восстановления в обозримом будущем отсутствуют. Пути станции Хаапсалу сохранились, на них размещён Эстонский железнодорожный музей, в котором находятся натурные образцы различного ширококолейного подвижного состава.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), линия Кегель (Кейла) — Гапсаль (Хаапсалу) была сдана в эксплуатацию в 1905 году. Первоначально линия находилась в составе казённой (государственой) Балтийской железной дороги. Железная дорога строилась в первую очередь для пассажирских перевозок — Гапсаль был известным курортом, в нём неоднократно отдыхал российский император. На станции Гапсаль для высокопоставленных персон был построен Императорский павильон.






Цитата из публикации «На дальней станции сойду...», газета «Пярнуский экспресс», 14.04.2006, автор — Т. Ильина
http://web.archive.org/web/20070802135736/http://www.parnuexpress.ee/arts/arts_3823.html


Первая железная дорога в Эстонии, связавшая Палдиски и Санкт-Петербург, была открыта для движения в 1870 году. Это вызвало быстрое развитие всей экономики. Стали строиться и внутренние линии: так, в 1896 году было завершено строительство первой узкоколейной железной дороги Валга-Пярну.

В нашем городе в это время курорт только начал активно развиваться, а Хаапсалу, где были обнаружены лечебные грязи, уже давно принимал отдыхающих и был очень хорошо известен даже членам императорской семьи, которые с удовольствием приезжали сюда лечиться. Поэтому, когда в 1902 году начали прокладывать железнодорожную ветку от Кейла до Хаапсалу, решили на конечной станции построить вокзал, который был бы достойным принимать царственных гостей.

Проект пассажирского здания вокзала, разработанный академиком архитектуры Карлом Вергеймом и инженером В. Вестфаленом, был утвержден уже 19 октября 1904 года. Однако главная часть проекта — салон для принятия высших персон — была принята только 28 июня 1905 года.

Для сооружения станции низкий участок на краю городского кладбища был засыпан землей, и за два года с помощью местных рабочих здесь построили вокзал. Кроме императорского павильона, в него входил зал для пассажиров второго класса, на территории располагались резервуары с водой, депо с мастерскими для производства мелкого ремонта и склады для хранения материалов и рабочих инструментов. Сразу после окончания строительства здания вокзала была благоустроена территория всей станции: вокруг были разбиты газоны и цветники. В 1908 году вокзальную площадь вымостили брусчаткой и поставили деревянное ограждение.

Комплекс вокзала был выполнен в стиле кружевного зодчества и был совершенно не похож на типовые для того времени здания станций. Из зала ожидания можно было попасть в кабинет начальника вокзала, в помещения служащих, к телеграфистам и к дежурному полицейскому. Здесь же находились специальные комнаты для дам, буфет и кассы. В залах была расставлена типичная мебель того времени, однако буфет предпочли оборудовать старинными дубовыми столами и стульями.

Императорский павильон, как это следует из его названия, был задуман исключительно для императора и членов его семьи. Там было несколько комнат, из которых в двух самых больших были устроены комната отдыха Николая II и будуар императрицы Александры Федоровны. Позже в этих апартаментах открыли вокзальную гостиницу. Сейчас там находятся экспозиции Музея эстонских железных дорог.

Между императорским павильоном и залом ожидания находилась 39-метровая открытая (но под крышей) галерея, которая в отдельные периоды использовалась как летнее кафе. Из галереи попадаешь прямо на перрон. Кстати, это был самый длинный перрон того времени из всех существовавших на российских железных дорогах станций — 216 метров: именно столько требовалось, чтобы принять царский состав.

В советское время здание хаапсалуского вокзала пользовалось любовью кинематографистов: его часто снимали в качестве декораций, поскольку оно сохранилось без особых изменений. Единственный капитальный ремонт проходил в 50-х годах прошлого столетия. Перед тем, как открыть музей, здание еще раз отреставрировали, и оно снова радует глаз тонкими шпилями башенок и резными наличниками окон.





На линии между Кегелем и Гапсалем имелись промежуточные станции Ризенберг (Рийзипере), Ристи, Паллиферь (Паливере). В 1914 году была открыта станция Вазалем (Вазалемма). В 1917 году имелись станции Вазалем, Ризенберг (Рийзипере), Элламма, Ристи, Паллифер, Тайбель (Таэбла).

В эстонском языке нет звуков «з» и «ж» (более того, произнести эти звуки многим носителям эстонского языка трудно). Но по традиции, существующей с тех времён, когда на территории нынешней Эстонии был распространён немецкий язык, при транскрибировании эстонских названий буква «s», находящаяся между гласными, в русском языке пишется как «з». Во всех подобных названиях на эстонском языке произносится «с», а не «з»: «Рийсипэрэ», «Васалэмма».




Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).




Расписание движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя железнодорожных
и других пассажирских сообщений») — упоминание новых линий.

В 1918-1940 годах линия находилась на территории независимой Эстонской Республики. По состоянию на конец 1920-х годов, имелись станции Вазалемма, Лайтсе, Рийзипере, Соонисте, Элламаа, Ристи, Паливере, Таэбла, Хаапсалу, Рохукюла (портовая станция в 8 километрах западнее Хаапсалу).

На станции Хаапсалу был установлен знак нулевого километра Эстонских железных дорог. Именно от Хаапсалу стал вестись отсчёт расстояния на главной железнодорожной магистрали Эстонии, ведущей к границе с СССР.

В 1940 году Эстония вошла в состав СССР. Линия Кейла — Хаапсалу стала частью Советских железных дорог.




Расписание движения поездов на лето 1957 года (из «Официального
указателя пассажирских сообщений»).


В 1965 году было открыто движение пригородных электропоездов на участке Кейла — Вазалемма, в 1981 году — на участке Вазалемма — Рийзипере. Одновременно с электрификацией на станциях и остановочных пунктах были построены высокие платформы.

По состоянию на 1985 год, на участке Рийзипере — Хаапсалу были в ходу три пары пригородных поездов сообщением Таллин — Хаапсалу. На участке Кейла — Рийзипере обращалось довольно большое число электропоездов. Росту пассажиропотока способствовал тот факт, что вблизи платформы Лайтсе массово выдавались садовые участки жителям Таллина.




Расписание движения пригородных поездов сообщением Таллин — Хаапсалу на 1985-86 гг.
(из сборника «Расписание движения пассажирских поездов»).


В первой половине 1990-х годов состояние пути на участке Рийзипере — Хаапсалу существенно ухудшилось. Время в пути от Таллина до Хаапсалу (105 километров) увеличилось с двух до трёх часов. Тяжёлое экономическое положение в Эстонии и разрыв экономических связей с остальной частью бывшего СССР привело к тому, что грузовое движение на линии было сокращено до минимума.

В 1994 году дизель-поезд в Хаапсалу успел сфотографировать иностранный любитель железных дорог. В сентябре 1995 года из-за нехватки средств было решено прекратить движение пригородных дизель-поездов по маршруту Таллин — Хаапсалу. 21 сентября 1995 года в торжественно-печальной обстановке прошёл последний пассажирский поезд. На кабине ДР1А-226 было написано: «До свидания, Хаапсалу!».

Участок Рийзипере — Хаапсалу — Рохукюла был выставлен на аукцион и по «символической» цене продан компании «Haapsalu raudtee», созданной с целью его сохранения. Компания обязывалась обеспечить работу железной дороги в течение 5 лет. Руководитель компании обещал восстановить пассажирское движение, но это не было сделано. Минимальное грузовое движение существовало.

После того, как истекли прописанные в договоре 5 лет, движение остановилось. Железную дорогу пытались вернуть государству, пытались найти ей нового владельца. Но сделать это не удалось. В конечном итоге руководитель «Haapsalu raudtee» — компании, призванной сохранять железную дорогу — продал рельсы на металлолом. В 2004 году железная дорога была варварски разобрана.

Подобный случай (передача железной дороги компании, созданной с целью её сохранения, и последующее уничтожение железной дороги этой компанией) имел место, к примеру, в Нижегородской области. АО «Локомотив» разобрало узкоколейную железную дорогу Балахна — Талицы.


Заметка о линии Рийзипере — Хаапсалу, написанная одним из эстонских железнодорожников (2006 год):

В начале 1990 года путь от Рийзипере до Хаапсалу обследовал путеизмерительный вагон. После этого транспортный директор Эстонской железной дороги И.К. высказался о неэффективности данного участка.

После этого прекратились все ремонтные работы на участке. В сентябре 1995 года по графику последний пассажирский поезд отправился из Таллина в Хаапсалу. Тогда нам объяснили причины так: катастрофически опасное состояние железнодорожного пути и слишком мало пассажиров на участке — движение нерентабельно.

Но если 100 километров пути поезд идёт 3 часа, то можно понять, почему мало пассажиров. Хотя до закрытия движения всё-таки до 300 пассажиров в сутки там насчитали.

Наше государство было молодым, в то время попросту не хватало ресурсов для поддержания в рабочем состоянии таких участков железной дороги. Убытки в год составляли 3 миллиона крон только по грузовому потоку на линиях.

Как только грузовые перевозки на магистральных ходах стали приносить прибыль, были созданы отдельные компании, занимающиеся пассажирскими перевозками — «Эделараудтеэ» и «Электрираудтеэ» (перевозки на электропоездах). Их было обязано поддерживать «на плаву» государство.

Поскольку участок Рийзипере — Хаапсалу был в ужаснейшем состоянии, «Эделараудтеэ» отказалась брать его в своё распоряжение. В 1996 году местные политики добились выделения небольших денежных средств на ремонт линии и объявили конкурс на приватизацию линии Рийзипере — Хаапсалу. Этим они хотели доказать, что интерес у инвесторов к западной части Эстонии отсутствует и дорогу никто не купит.

Но как ни странно, покупатель нашёлся. Была создана компания «Хаапсалу раудтеэ» и было налажено регулярное грузовое движение. В 1998 году грузооборот на участке Рийзипере — Хаапсалу составил 678 вагонов, в 2001 году — 419 вагонов, в 2003 году — 158 вагонов и в 2004 году — 106 вагонов. Такого потока не хватало даже на то, чтобы окупить топливо для тепловоза, не говоря уже о прибыли.

В договоре была прописана обязанность эксплуатировать железную дорогу в течение 5 лет. Когда 5 лет прошло, новые владельцы предлагали государству забрать железную дорогу обратно.

Ответ был таким: у государства отсутствует интерес, ищите кого-нибудь, кто заинтересуется этой железной дорогой. Интереса ни у кого не было. И ничего не оставалось делать, кроме как снять рельсы с участка, чтобы их не воровали. Решали сделать на разобранном 52-километровом полотне велосипедную трассу.

Поскольку промышленности с 1990-х годов в Хаапсалу нет — массовые грузы возить туда незачем, а мелкие партии товара привозят на машинах. Люди давно привыкли ездить на машинах и автобусах.



На месте разобранной железной дороги Рийзипере — Хаапсалу — Рохукюла была оборудована велосипедная дорожка, именуемая Läänemaa Tervisetee. Обустройство велодорожки частично финансировал Европейский Союз.

В 2005 году высказывались намерения восстановить железную дорогу. Но это слабо соотносится с обустройством на её месте велодорожки, в которое были вложены значительные средства. Велодорожка активно рекламируется и нигде не позиционируется как временная.






Публикация «Окупится — не окупится», 08.2005
http://www.perevozki.ru/classcard.aspx?classguid=6AA4E93B-FBA2-4c42-8588-331C1B85F86B&


Центр развития Ляэнеского уезда (LAK) Эстонии второй год продолжает выяснять, насколько окупится проект восстановления железной дороги до Хаапсалу. Об этом сообщила уездная газета Laane Elu.

«По поводу восстановления железной дороги только и говорят, что это слишком дорого. Мы хотим выяснить, насколько это дорого и в сравнении с чем», — сказал газете руководитель LAK Неэме Суур.

По его словам, к началу 2006 года калькуляция проекта должна быть готова. «Если анализ покажет, что железная дорога окупится, у нас будет повод ходатайствовать о государственных средствах на её восстановление», — отметил Н.Суур.

Разрабатываемый активистами LAK проект поддерживают железнодорожные компании Eesti Raudtee и Elektriraudtee, а также паевое товарищество Haapsalu Raudtee.

Н.Суур подчеркнул, что работа железной дороги благоприятно скажется на развитии предпринимательства в регионе, принесёт ему дополнительные доходы. «Повсюду в Европе основная нагрузка ложится именно на железнодорожное сообщение, а в Эстонии всё наоборот», — посетовал Н.Суур.

По данным ИА BNS, железнодорожное сообщение с Хаапсалу прервалось в мае 2004 года, когда собственник участка дороги от станции Рийзипере до Хаапсалу начал демонтировать полотно.

Железнодорожное предприятие Haapsalu Raudtee прекратило деятельность, поскольку объём товарных перевозок был очень мал и дальнейшая эксплуатация дороги экономически была оправдана лишь при условии возобновления пассажирских перевозок. Но и для этого требовалось реконструировать дорогу.

Движение пассажирских поездов на линии до Хаапсалу прекратилось в 1995 году, а в 1997 году ветку длиной 52 км приватизировал бизнесмен Аарне Таль.





По состоянию на 2008 год, действующим является начальный участок железнодорожной линии Кейла — Хаапсалу длиной 24 километра — от Кейла до Рийзипере. Участок электрифицирован, используется для движения пригородных электропоездов. Имеются следующие раздельные и остановочные пункты: платформа Кульна, станция Вазалемма, платформа Кибуна, платформа Лайтсе, платформа Яаника, станция Рийзипере. Грузового движения на линии нет.

На участке Кейла — Рийзипере в ходу 8 пар электропоездов маршрута Таллин — Рийзипере — Таллин. Основной контингент пассажиров — русскоязычные дачники из Таллина, следующие в садоводческий массив у платформы Лайтсе. На участке Лайтсе — Рийзипере пассажиров очень мало.


Билет для проезда по маршруту Рийзипере — Таллин.
Куплен у разъездного кассира в электропоезде.
19.09.2008

Здания вокзалов на большинстве станций разобранного участка Рийзипере — Хаапсалу — Рохукюла сохранились и используются как жилые дома. Иногда вблизи линии встречаются штабеля старогодных шпал.

На станции Хаапсалу Эстонский железнодорожный музей (ширококолейного подвижного состава — музей узкоколейного подвижного состава находится в Лавассаре). Музей был создан в те времена, когда железная дорога на участке Рийзипере — Хаапсалу действовала. Натурные образцы подвижного состава доставлялись в музей на своих осях.

В результате уничтожения железной дороги Рийзипере — Хаапсалу музей оказался оторван от железнодорожной сети. Завоз в музей новых экспонатов стал затруднителен — теперь это возможно только с помощью большегрузных автомобилей. Непосредственно в музее (территория закрытой станции Хаапсалу) пути сохранились. Некоторые экспонаты музея находятся в рабочем состоянии и иногда ездят по его путям. Таким образом, в Хаапсалу появилась изолированная ширококолейная железная дорога небольших размеров. Но это — тот случай, когда появление «изолированной железной дороги» не вызывает ни малейшей радости...






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (БЫВШАЯ СТАНЦИЯ ТУРБА, НАЧАЛО РАЗОБРАННОГО ПЕРЕГОНА ТУРБА — РИЙЗИПЕРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (РАЗОБРАННЫЙ ПЕРЕГОН ТУРБА — РИЙЗИПЕРЕ, ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ РИЙЗИПЕРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (РАЗОБРАННЫЙ ПЕРЕГОН ТУРБА — РИЙЗИПЕРЕ,
     НАЧАЛО СОХРАНИВШЕГОСЯ УЧАСТКА ПУТИ У СТАНЦИИ РИЙЗИПЕРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ РИЙЗИПЕРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ РИЙЗИПЕРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СЕВЕРНАЯ ГОРЛОВИНА СТАНЦИИ РИЙЗИПЕРЕ,
     НАЧАЛО ПЕРЕГОНА РИЙЗИПЕРЕ — ВАЗАЛЕММА, ЭЛЕКТРОПОЕЗД НА СТАНЦИИ РИЙЗИПЕРЕ, СТАНЦИЯ ВАЗАЛЕММА, СТАНЦИЯ КЕЙЛА)    










29.01.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу