Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ЛИЕПАЙСКИЙ ТРАМВАЙ








Трамвайная система города Лиепая — главный транспорт и одна из главных достопримечательностей города Лиепая.

Трамвайная система является двухпутной электрифицированной узкоколейной железной дорогой колеи 1000 мм. Имеется одна линия и один маршрут движения. Длина линии между противоположными конечными станциями «Brivibas iela» («улица Свободы») — «Ezerkrasts», альтернативное название «Mirdzas Kempes iela» — 7,9 км.


Лиепая — третий по величине город Латвии. Находится на юго-западной окраине республики, вблизи границы с Литвой. Центр исторического региона Курляндия (Курземе). Незамерзающий порт на берегу Балтийского моря.

Лиепая — важное место в русской истории. Главная база Балтийского флота, форпост России на Балтике.

Лиепая была и остаётся «русским островом». В отличие от восточной и особенно юго-восточной Латвии, которая повсеместно сильно русифицирована и имеет сельское русское население, здесь наличествует очень ярко выраженный раздел. В западной Латвии есть лишь два города с большим присутствием русских (а прежде с их абсолютным доминированием) — Лиепая и Вентспилс. Всё остальное — латышскоязычная местность, где русских очень мало и они не заметны.

Город присоединён к России в 1795 году. Намного позднее, чем центральные и восточные районы нынешней Латвии. Но это достаточный срок для того, чтобы не считать русских тут пришлым населением и оккупантами. Такой срок достаточен для того, чтобы считать их коренным населением.

В дореволюционной России город назывался Либава. Нынешнее название, являющееся транскрипцией с латышского, можно перевести как «липовая», «город лип». Нормативным считается ударение на «и», однако местные русские произносят его с ударением на «а».

Либава являлась центром Курляндской губернии, важным городом в масштабах всей огромной страны. Население города более ста лет назад было не меньшим, а больше, чем в наши дни: 94 000 человек в 1914 году, 71 000 человек в 2015 году. Пиковый уровень в 1990 году — 115 000.

Трамвай в Либаве — один из первых в России. Открыт в 1899 году, в один год с Московским трамваем.

Либава, как главная база российского флота на Балтике, в 1915 году могла бы повторить историю Севастополя 1854 года. Но этого не произошло (пожалуй, к лучшему), город был сдан немцам в апреле 1915 года без больших боёв.

С 1920 года город в независимой Латвии. В 1940 году вместе с остальной Латвией перешёл в состав СССР.

С 22 по 29 июня 1941 в Лиепае велись кровопролитные бои между Красной Армией и войсками нацистской Германии. Оборона Лиепаи в 1941 году — малоизвестная, но героическая страница нашей истории. Возможно, она заслуживает известности не меньшей, чем оборона Брестской крепости. Погибли почти все оборонявшие город бойцы Красной Армии и флота, но и потери немцев составили около десяти тысяч солдат и офицеров.

Лиепая рекордно долго, по сравнению с остальными городами СССР, находилась под оккупацией Германии. Курляндия (Западная Латвия) была единственной частью страны, где германские войска оставались вплоть до момента капитуляции Германии и её официального выхода из войны.

День Победы, 9 мая 1945 года, официально считается и днём освобождения Лиепаи. После того, как в Берлине уцелевшие представители германского руководства подписали акт о безоговорочной капитуляции, курляндская группировка сдалась без больших боёв.

Но датой реального освобождения города является скорее 10-11 мая. Вплоть до конца мая в Курляндии продолжались небольшие боестолкновения.

С 1991 года город оказался во «второй» независимой Латвии.

Несмотря на такое изобилие всевозможных потрясений, трамвай в Лиепае продолжал и продолжает работать. Почти при любой власти.

С 1967 года по 1990 год Лиепая была «закрытым» городом. То есть, чтобы сюда «легально» приехать, любому жителю СССР, в том числе и «открытых» районов Латвии, нужно было получать специальный пропуск. Только при наличии веских оснований, как то близкие родственники или рабочие дела. Пропуска проверяли в поездах и на главных дорогах. Можно было объехать посты по мелким сельским дорогам.

Официальным предлогом для такого маразма была пограничная зона. То же самое имелось в Вентспилсе и других западных районах Латвии, в некоторых районах Эстонской ССР, в том числе на всех островах.

Идиотский режим пограничной зоны был поводом для обоснованной ненависти латышей и эстонцев к московскому руководству, которое его насадило. Ведь тем самым были разделены народы. Пограничная зона, среди прочего, была одной из деталей в «двигателе» местного сепаратизма.

Первые годы после провозглашения независимости здесь были трудным временем — хуже, чем, к примеру, во втором западнолатвийском городе Вентспилсе. Лиепая была городом военной специализации, которая моментально исчезла. Никаких объектов Российской Армии здесь, как и в остальной Латвии, не осталось. Некоторые жители города в то время уехали в Россию, но большинство — приняли решение не покидать Родину.

Отделение Латвии, Литвы и Эстонии в 1991 году было, по всей видимости, неизбежным. Но Москва могла бы выставить множество условий — оставить тут военные базы, гарантировать нейтралитет, зафиксировать права местных русских. Звучало обещание сохранить российскую военно-морскую базу в Лиепае.

Ничего из этого не сделано не было. Произошла самая позорная сдача, капитуляция.

Литва, Латвия и Эстония провозглашали себя преемниками первых республик и заявляли о возврате к законам 1940 года. Между тем, договор о базировании советских войск на их территориях был подписан не в 1940, а в 1939 году.

Лиепая была железнодорожным узлом трёх направлений: на Мажейкяй, Вильнюс (старинная Либаво-Роменская железная дорога), на Елгаву — Ригу, на Вентспилс. К концу 1990-х годов город стал тупиком единственной линии из Елгавы. Две другие линии были разобраны и разрушены.

Пассажирское движение дизель-поездов по маршруту Рига — Лиепая сократилось с двух-трёх поездов в день до одного поезда в неделю в каждом направлении. Ещё один раз в неделю в каждом направлении дизель-поезд следует пустым, без пассажиров.

По состоянию на 2016 год, в населении города примерно поровну русские и латыши. Есть ярко выраженный русский район — Кароста. Там возникает ощущение типичного старинного среднероссийского городка, и о Латвии не напоминает ничто.

Город тяжело переживал изменения начала 1990-х годов и потерю статуса российского военно-морского порта. На окраинах появились заброшенные многоэтажные дома, их можно наблюдать и в 2016 году.

Но здесь — Европа и европейский стиль жизни. И даже несмотря на отдельные уголки разрухи, город в целом выглядит хорошо. Трамвайная система поддерживается в идеальном порядке.

Трамвайная система состоит из одной линии направления север-юг. Маршрут один, без номера.

Город имеет линейную конфигурацию, поэтому одной линии хватает для того, чтобы большинство районов попадали в «зону притяжения». Из крупных районов трамваем не охвачена только Кароста.



Трамвайная линия на плане города («Openstreetmap»), ситуация на 2016 год.


29 мая 2013 года был открыт новый участок трамвайной линии, до конечной станции «Ezerkrasts», она же «Mirdzas Kempes iela». Протяжённость нового участка — 1,7 км. Но протяжённость трамвайной системы увеличилась лишь на 1,3 км. Одновременно с открытием линии на «Ezerkrasts» была закрытая прежняя конечная станция «Центральное кладбище» («Centrali kapi») и небольшой участок пути к ней.


Поездки автора, сентябрь 2016 года. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2016ltlv-1.html.

Вначале, 10 сентября, я проезжаю вдоль всей трамвайной линии на велосипеде. Делаются фотографии почти на всём протяжении в пределах видимости.

11 сентября проезжаю по всей линии в трамвайном вагоне.

Линия идеально вписывается в городскую среду и выглядит неотъемлемой частью города. При этом движение интенсивное. Трамвай — главный вид транспорта.

Трамвайное депо, похоже, внешне не изменилось с 1899 года. Удивительное сочетание старины и современности.

Общее мнение: так дело обстоит в цивилизованной Европе. Стыд и позор дикарям, учинившим преступление в Ногинске, Дзержинске и других!







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2016 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОКРЕСТНОСТИ ВОКЗАЛА, ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2016 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЦЕНТР ГОРОДА И ЗАКРЫТАЯ КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «CENTRALI KAPI»)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2016 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ЗАКРЫТАЯ КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «CENTRALI KAPI»,
     ЛИНИЯ, ОТКРЫТАЯ В 2013 ГОДУ, КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «EZERKRASTS», ОНА ЖЕ «MIRDZAS KEMPES IELA»)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2016 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЕПО, СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ КОНЕЧНЫЕ СТАНЦИИ)
   









24.01.2018 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Латвии»

на главную страницу