Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











АУКШТАЙТСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Аукштайтская узкоколейная железная дорога (Aukštaitijos siaurasis geležinkelis) — главная транспортная достопримечательность Литвы. Одна из самых длинных в Европе узкоколейных железных дорог колеи 750 мм.

По состоянию на 2018 год, действующим является участок узкоколейной железной дороги Паневежис — Аникщяй — Рубикяй, длиной 68 километров.

Участок Паневежис — Биржай, длиной 78 километров (плюс 22 километра ответвления Йонишкелис — Линкува, итого 100 километров) — не действует с 1996 года. Он частично зарос деревьями, но граждане продолжают надеяться на его восстановление. Энтузиасты прилагают большие усилия для того, чтобы добиться его восстановления в будущем.

Узкоколейная железная дорога выполняет исключительно туристические пассажирские перевозки.

Узкоколейная железная дорога строилась «Первым обществом подъездных путей в России». Строительство началось в 1894 году. 11 ноября 1895 года был сдан в эксплуатацию участок от станции Новосвенцяны (ныне Швенчёнеляй) Петербурго-Варшавской железной дороги до станции Поставы. Затем он был продлён до станции Березвечь, ныне Глубокое.

В 1901 году (согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году) был открыт участок Новосвенцяны — Поневеж (Паневежис), протяжённостью 145 километров.

Узкоколейная железная дорога в то время носила официальное название «Свенцянский узкоколейный подъездной путь».

На севере нынешней Литвы до революции 1917 года была построена линия узкоколейной железной дороги от города Шавли (Шяуляй) до города Иоганишкели (Ионишкелис). Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, станция Ионишкелис была открыта в 1916 году.



Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).


В «Официальном указателе железнодорожных и других пассажирских сообщений», отображающем расписание движения поездов с мая 1917 года, Новосвенцяны и Поневеж отсутствуют — тогда здесь была зона боевых действий.

Независимая Литва продолжила строительство узкоколейной железной дороги. Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, в 1922 году была открыта станция Биржай, с протяжённым участком Ионишкелис — Биржай.

В 1938 году была открыта линия Паневежис — Ионишкелис. Две крупные узкоколейные сети были соединены.

В 1970-х годах был разобран участок узкоколейной железной дороги Швенчёнеляй — Утена. В качестве замены в 1975 году была открыта линия широкой колеи того же направления.

Позднее был разобран участок узкоколейной железной дороги Рубикяй — Утена. На этом участке также планировалось построить железную дорогу широкой колеи. Строительство началось со стороны Утены, но навсегда прервалось в 1991 году.

В 1996 году прекратилось движение на всех линиях узкоколейной железной дороги к северу от Паневежиса. Северный участок стал разрушаться и зарастать деревьями. Но рельсы на нём не снимали.

Вплоть до 2001 года сохранялось регулярное движение пригородных поездов по маршруту Паневежис — Аникщяй. На участке Аникщяй — Рубикяй имелось лишь эпизодическое движение.

С 25 марта 2001 года было прекращено движение пассажирских поездов сообщением Панявежис — Аникщяй. Причина — невыделение дотаций. Но узкоколейную железную дорогу в силу её исключительной ценности для Литвы было решено обязательно сохранить. Такую цель поставили перед собой многие небезразличные к своей стране люди.

Местные энтузиасты приложили огромные усилия для того, чтобы сохранить узкоколейную железную дорогу. И это удаётся.

По состоянию на 2012 год, угрозы закрытия узкоколейной железной дороги (участка Паневежис — Рубикяй длиной 68 километров) нет. Напротив, узкоколейная железная дорога реконструируется и развивается.

Движение поездов осуществляется только летом. Информация о поездах (на литовском и английском языках): http://www.siaurukas.eu.


После 2012 года продолжается развитие узкоколейной железной дороги на действующем участке Паневежис — Аникщяй — Рубикяй. Россия такому может только завидовать!

В реконструкцию узкоколейной железной дороги вкладывают серьёзные средства. В Паневежисе построено деревянное здание вокзала, стилизованное под XIX век. В Паневежис привозится подвижной состав с других узкоколейных железных дорог Литвы, Латвии и Эстонии.

Ситуация с движением такова: участок Аникщяй — Рубикяй работает интенсивно. Там движение как минимум каждый выходной день, за исключением зимы. Летом в хорошую погоду зачастую даже не хватает мест.

Движение Паневежис — Аникщяй, то есть почти по всей действующей линии: редко. Около пяти раз в год — пассажирские поезда. Плюс периодическая перегонка локомотивов резервом из Аникщяй в Паневежис и обратно.

Паневежис — Рагувеле и Аникщяй — Трошкунай: пассажирские поезда в среднем раз в неделю или реже.

Желающим проехать обязательно надо уточнять информацию о ближайшем поезде на веб-сайте узкоколейной железной дороги.

Всё движение позиционируется как туристическое. То есть — не для утилитарных нужд. К сожалению, тут убеждены, что вернуть движение в режим повседневных пассажирских перевозок, как было до 2001 года — невозможно. Для этого тут слишком малая численность населения. А имеющееся немногочисленное население отвыкло от поездов. И уже не удастся заставить его снова пользоваться поездами для повседневных нужд. Можно только повышать интерес к железной дороге, как к национальному достоянию и гордости. Это делается, причём довольно успешно!


Северная линия, Паневежис — Биржай с ветвью Йонишкелис — Линкува. Очень болезненный вопрос. Официально — статус памятника истории, разбирать нельзя. Но уже более двадцати лет разрушается и зарастает. На переездах рельсы сняты. Энтузиасты, патриоты своей земли продолжаются надеяться, что придёт светлый миг восстановления.





Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге в мае 2001 года, в ходе поездки Москва — Псков — Калининград — Клайпеда — Паневежис — Вильнюс — Минск — Москва. Описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2001klg.html.

В августе 2012 года было произведено длительное исследование. Описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2012ltlv.html. Удалось проехать в кабине тепловоза ТУ2-150 от Паневежиса до Аникщяй.

Третье посещение Паневежиса — 16 сентября 2014 года. Описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2014ltlv.html. Осматриваю и фотодокументирую подвижной состав в депо. Фотографирую отправление пассажирского поезда на Рагувеле.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПАНЕВЕЖИС)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПАНЕВЕЖИС)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПАНЕВЕЖИС,
     НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ ПАНЕВЕЖИС — ЙОНИШКЕЛИС)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИИ ПАНЕВЕЖИС — ЙОНИШКЕЛИС,
     ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ БЕРНАТОНЯЙ, СТАНЦИЯ ПАНЕВЕЖИС, ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДА НА АНИКЩЯЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ДВИЖЕНИЕ В ПОЕЗДЕ, ПЕРЕГОН ПАНЕВЕЖИС — РАГУВЕЛЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ДВИЖЕНИЕ В ПОЕЗДЕ, ПЛАТФОРМА БАЙОРИШКЯЙ, СТАНЦИЯ РАГУВЕЛЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ДВИЖЕНИЕ В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ РАГУВЕЛЕ,
     СТАНЦИЯ СУРДЯГИС, ПЛАТФОРМА ВАШУОКЕНАЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ДВИЖЕНИЕ В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ ТРОШКУНАЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ДВИЖЕНИЕ В ПОЕЗДЕ, ПЛАТФОРМА ПАГОЙЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ АНИКЩЯЙ)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПАНЕВЕЖИС)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПАНЕВЕЖИС, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ В ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПАНЕВЕЖИС, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ В ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ПАНЕВЕЖИС,
     ОТПРАВЛЕНИЕ ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА НА РАГУВЕЛЕ, ПУТЕПРОВОД)
   









28.03.2013 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Литвы»

на главную страницу