Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











МАЛАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Малая Октябрьская детская железная дорога находится в северо-западной части города Санкт-Петербурга. Начальным пунктом дороги является станция Озёрная, расположенная вблизи станции Шувалово и остановочного пункта пригородных поездов Озерки.


Планы создания детской железной дороги в Ленинграде существовали с 1930-х годов. Приступить к строительству предполагалось в 1941 году, однако этому помешала война. Спустя два года после Победы, когда город ещё не был полностью восстановлен, строительство было начато.

28 августа 1948 года состоялось торжественное открытие Малой Октябрьской детской железной дороги. Она стала одной из самых длинных в СССР (протяжённость главного пути — свыше 8 километров). Имелись станции Озёрная, Зоопарк и Кировская (находилась вблизи нынешней станции метро «Старая Деревня»).

При строительстве была частично использована насыпь закрытой железнодорожной ветки широкой колеи.

Тяговый подвижной состав на протяжении первых 10 лет работы дороги был представлен паровозами ПТ4 и одним паровозом ВП1. В 1958 году поступил тепловоз ТУ2-167, выпущенный Калужским машиностроительным заводом.

В 1964 году на одном из автомобильных переездов произошло столкновение грузового автомобиля со съёмной мотодрезиной, на которой находились четверо юных железнодорожников и инструктор. Переезды в то время были оборудованы шлагбаумами, однако дрезина следовала после закрытия движения — поэтому дежурных не было, шлагбаумы не функционировали. В результате происшествия погибли все, кто находился на дрезине.

После этого трагического случая был закрыт участок Кировская — Зоопарк. Протяжённость дороги уменьшилась до 3 километров. Основной причиной закрытия называлась необходимость сокращения числа автомобильных переездов. После демонтажа пути участок Кировская — Зоопарк был отдан под застройку.

По состоянию на 1984 год, на узкоколейной железной дороге имелись тепловозы ТУ3-001, ТУ3-002, ТУ2-060, ТУ2-167, ТУ2-191. Дорога занимала одно из первых мест среди детских железных дорог страны по количеству локомотивов, однако на ней никогда не было локомотивного депо. Все локомотивы и вагоны хранятся на станции Озёрная — под открытым небом и в ненадлежащих условиях.

В 1990 году был закрыт участок от станции Пионерская (прежнее название Зоопарк) до разъезда Юный, сооружённого примерно на середине пути от Пионерской до Озёрной. Сезон 1991 года был открыт на «обрубке» — протяжённость сократилась с трёх километров до 1800 метров...

28 августа 1999 года был открыт новый участок длиной свыше четырёх километров — от станции Озёрная до станции Береговая, с промежуточным остановочным пунктом Шувалово (вблизи одноимённой станции на магистральной линии широкой колеи) и станцией Лесная. Однако на этом развитие дороги не должно было остановиться — прорабатывались варианты дальнейшего продления. Согласно некоторым из них, помимо основной линии, строилось ответвление от неё, в результате чего на дороге появлялось два маршрута движения поездов. Дорога должна была стать одним из видов пригородного транспорта, с перспективой возможного перехода на круглогодичный режим работы.

Участок Озёрная — Береговая почти на всём протяжении представлял собой трёхниточный путь (колея 1520 мм/750 мм). Исключение составляли лишь станции Лесная и Береговая. Рельс узкой колеи был уложен между рельсами уже существовавших путей широкой колеи (пути на станции Шувалово и подъездной путь к промышленным предприятиям). Движение на этих путях минимальное, поэтому их совместная эксплуатация была признана безопасной. Укладка трёхниточного пути позволила сократить расходы на строительство нового участка, однако были потрачены немалые средства на строительство двух станций, посадочных платформ и других сооружений.

В начале 2000 года сменилось руководство Октябрьской железной дороги. Её новый начальник Г. Комаров оказался сторонником максимального сокращения расходов на содержание детской железной дороги, в результате чего она вернулась к своим худшим временам. В сезоне 2000 года поезда курсировали на участке Озёрная — Береговая только по выходным дням, а в сезоне 2001 года движения по этому участку уже не было. В 2002 году он был частично разобран.

Приблизительно тогда же начали высказываться настойчивые требования полного закрытия дороги. Район, по которому пролегает участок Озёрная — Юный, с XIX века являлся престижным дачным пригородом Санкт-Петербурга. В начале XXI века он представляет собой тихий зелёный уголок с преимущественно деревянной застройкой и возрастающим количеством роскошных особняков, а также «элитного» многоэтажного жилья. Детская железная дорога мешает застройщикам «осваивать» его территорию и раздражает некоторых жителей элитных домов.

В ночь с 29 на 30 мая 2002 года была совершена попытка поджога обоих имевшихся в то время тепловозов — ТУ2-060 и ТУ2-167. Станция Озёрная в то время уже находилась под круглосуточной охраной, но поджигатели смогли отвлечь внимание охранников: вначале было разбито стекло на одном из тепловозов, после чего сотрудники охраны погнались за убегающим злоумышленником (в итоге ему удалось скрыться). В это время оставшиеся без присмотра тепловозы были забросаны бутылками с зажигательной смесью. Тепловоз ТУ2-060 почти полностью выгорел и был признан непригодным для восстановления. Тепловоз ТУ2-167 удалось спасти.

В 2002, 2003, 2004 и 2005 годах на Малой Октябрьской детской железной дороге имелся только один локомотив — тепловоз ТУ2-167. В 2006 одновременно с ним стал работать и тепловоз ТУ2-191, возвращённый на дорогу после длительного ремонта.

В 2006 году было заявлено о скорой реализации планов строительства новой детской железной дороги на противоположном конце города — от района Купчино в направлении города Пушкин. Возникали опасения, что основная цель строительства новой детской железной дороги — освободить территорию старой дороги для элитной застройки. На неофициальном уровне было заявлено, что старая детская железная дорога будет закрыта уже в 2007 году, затем ожидаемое закрытие перенесли на более поздний срок.

Как известно, детская железная дорога является имуществом ОАО «РЖД», а не городских властей (которые добиваются её закрытия). Октябрьская железная дорога — независимая от городского правительства структура, однако ликвидация «малой магистрали» с течением времени выглядит всё более вероятной. Поддаться нажиму преступников, которые поджигали тепловозы и другими подобными действиями добивались и продолжают добиваться «вышвыривания» детской железной дороги — высший позор.

По мнению автора, закрытие существующего участка Озёрная — Юный нельзя допускать ни в коем случае! Это — историческая реликвия и главная достопримечательность района Озерки, без которой он «осиротеет». Задача каждого жителя Петербурга — в случае возникновения угрозы любыми законными средствами добиваться сохранения этого участка. Он должен быть сохранён вне зависимости от наличия или отсутствия новой детской железной дороги.

Строительство новой детской железной дороги имеет смысл только при условии гарантированного сохранения и развития существующей. При реализации проекта строительства детской железной дороги от Купчино до Пушкина расстояние между двумя дорогами составит почти 30 километров. Население Санкт-Петербурга составляет почти 5 миллионов человек. Поэтому актуальность существования старой дороги не снизится.

«Новая» Малая Октябрьская детская железная дорога была открыта 12 июля 2011 года. Обнадёживает, что на церемонии открытия новой детской железной дороги руководителем ОАО «РЖД» В. И. Якуниным было публично дано обещание сохранить старую дорогу. Но нет гарантии, что его преемники будут столь же принципиальны в данном вопросе...


В 2014 году над Малой Октябрьской детской железной дорогой нависла тяжёлая угроза. Было объявлено о планах её разборки с целью изъятия территории под новую автодорогу.

Требуется защита общественности. Действия в этом направлении на начало 2014 года были недостаточно активными.

Сезон движения поездов в 2014 году был открыт.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    РАЗНОЕ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (НЕДЕЙСТВУЮЩИЙ СЕВЕРНЫЙ УЧАСТОК, ПЕРЕГОН ШУВАЛОВО — ЛЕСНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (НЕДЕЙСТВУЮЩИЙ СЕВЕРНЫЙ УЧАСТОК, ПЕРЕГОН ШУВАЛОВО — ЛЕСНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ СТАНЦИЯ ЛЕСНАЯ, ПЕРЕГОН ЛЕСНАЯ — БЕРЕГОВАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПЕРЕГОН ЛЕСНАЯ — БЕРЕГОВАЯ, НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ СТАНЦИЯ БЕРЕГОВАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ СТАНЦИЯ БЕРЕГОВАЯ, НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ СТАНЦИЯ ШУВАЛОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (НЕДЕЙСТВУЮЩИЙ ПЕРЕГОН ШУВАЛОВО — ОЗЁРНАЯ, СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 7) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ, ПЕРЕГОН ОЗЁРНАЯ — ЮНЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПЕРЕГОН ОЗЁРНАЯ — ЮНЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПЕРЕГОН ОЗЁРНАЯ — ЮНЫЙ, СТАНЦИЯ ЮНЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (СТАНЦИЯ ЮНЫЙ, СТАНЦИЯ ОЗЁРНАЯ)    










24.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Санкт-Петербурга»

на главную страницу