Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТООТСИ — ЛАВАССААРЕ









Узкоколейная железная дорога Тоотси — Лавассааре находится в Пярнуском уезде (Pärnumaa), на юго-западе Эстонской Республики. По состоянию на 2008 год, суммарная протяжённость линий узкоколейной железной дороги составляла свыше 60 километров, в том числе 32 километра — линия, соединяющая станции Тоотси и Лавассааре.

Сеть узкоколейных железных дорог включает линии на торфомассивах вблизи посёлков Тоотси и Лавассааре, соединительную линию, пролегающую в широтном направлении, и участок, находящийся в ведении музея Эстонского музея узкоколейных железных дорог (расположен в окрестностях посёлка Лавассааре).

Узкоколейная железная дорога вплоть до 2009 года обладала рядом особенностей: она была самой длинной в Эстонии и второй по протяжённости в странах Балтии (Литва, Латвия, Эстония), являлась единственной электрифицированной торфовозной узкоколейной железной дорогой на пространстве бывшего СССР.

В 2009 году протяжённость сети должна сократиться по меньшей мере на 20 километров. Единая сеть прекращает своё существование, распавшись на два невзаимосвязанных участка.





История узкоколейных железных дорог в нынешнем уезде Пярнумаа началась в 1896 году, когда была открыта узкоколейная железная дорога общего пользования Валк (Валга) — Мойзекюль (Мыйзакюла) — Пернов (Пярну).

В 1918 году была провозглашена независимость Эстонской Республики. По информации от М. Хелме, в 1923-1924 годах была построена линия узкоколейной железной дороги Пярну — Лавассааре, составлявшая единую сеть с линией общего пользования Пярну — Валга. Линия предназначалась в основном для вывоза торфа, который поступал на предприятия городов Пярну и Синди. В Лавассааре было построено каменное здание депо, сохранившееся до настоящего времени (с 1987 года используется Эстонским музеем узкоколейных железных дорог).

В 1930-х годах была построена торфовозная узкоколейная железная дорога в районе посёлка Тоотси. Она также составляла единую сеть с магистральной узкоколейной железной дорогой общего пользования (участок Пярну — Лелле — Таллин). В 1939 году в посёлке Тоотси был открыт торфобрикетный завод.

В 1940 году Эстония вошла в состав СССР. В числе всех прочих предприятий, торфодобывающие и торфоперерабатывающие производства в Лавассааре и Тоотси были национализированы.

В 1948 году узкоколейная железная дорога торфопредприятия Тоотси была частично электрифицирована. По информации от А. Корсакова, это был первый в СССР опыт электрификации узкоколейной железной дороги торфяной промышленности. В Тоотси поступили шахтные электровозы 7КР-750 (II-ТР-2) производства Харьковского и Дружковского машиностроительных заводов, переоборудованные для наземной эксплуатации.

Первоначально на торфомассиве были электрифицированы только главные пути, в вывозной работе на временных внутримассивных путях применялись мотовозы. Позднее электровозы были оборудованы боковыми токосъёмниками и стали использоваться не только на главных путях, но и на «времянках», где контактный провод находился сбоку от пути для обеспечения возможности погрузки торфа в вагоны.

Практика показала нецелесообразность электрификации временных путей: несмотря на боковое расположение, контактная сеть мешала погрузке торфа, периодически обрывалась экскаваторами. Временные пути на торфомассивах часто перекладываются, перестановка опор контактной сети была трудоёмким процессом. Поэтому было принято решение о «деэлектрификации» временных путей и переоборудовании электровозов в комбинированные локомотивы — электротепловозы. На электровозы были установлены автомобильные двигатели ЗИЛ-5 (позднее ЗИЛ-120) и генераторы постоянного тока ДК-303А.

В 1959 году в Тоотси был открыт новый торфобрикетный завод значительной мощности. Посёлок Тоотси стал основным центром торфяной промышленности Эстонской ССР.

В 1971 году участок узкоколейной железной дороги общего пользования Пярну — Эйдапере (линия в сторону Таллина) был заменён железной дорогой широкой колеи. В 1975 году была открыта ширококолейная линия Пярну — Мыйзакюла, узкоколейная железная дорога общего пользования в Пярнуском районе окончательно исчезла. Приблизительно тогда же была разобрана линия Пярну — Лавассааре. Почти на 10 лет узкоколейная железная дорога торфопредприятия Лавассааре стала изолированной. В то время она соединяла посёлок Лавассааре с торфомассивом, сообщение посёлка Лавассааре с внешним миром осуществлялось исключительно по автодорогам.

После ликвидации линии Пярну — Лавассааре был поднят вопрос о строительстве в Лавассааре торфобрикетного завода. В качестве альтернативы был предложен вариант соединения узкоколейных железных дорог в Лавассааре и Тоотси, благодаря чему появлялась возможность транспортировать торф на уже существующий крупный торфобрикетный завод в Тоотси. После длительного обсуждения был принят именно этот вариант. В определённой мере этому способствовало истощение торфомассива близ Тоотси. Торфомассив вблизи Лавассааре — более крупный, имеющихся запасов торфа хватит на много десятилетий активной добычи.

Строительство соединительной линии Майма — Тоотси началось в 1979 году, сквозное движение открылось в июне 1983 года. При строительстве был выполнен огромный объём работ. Наиболее дорогостоящим объектом стал путепровод над автодорогой Таллин — Рига, расположенный вблизи населённого пункта Халинга.

С момента открытия соединительной линии Майма — Тоотси узкоколейная железная дорога в Пярнуском районе стала крупнейшей в Эстонии. Объём перевозок после объединения сетей многократно возрос. В Тоотси и Лавассааре поступали новые тепловозы и вагоны.

Не позднее 1980-х годов все линии узкоколейной железной дороги за пределами посёлка Тоотси были «деэлектрифицированы». Небольшой электрифицированный участок остался лишь вблизи торфобрикетного завода, электровозы продолжали использоваться в маневровой работе.

В 1987 году в посёлке Лавассааре группой энтузиастов был создан Эстонский музей узкоколейных железных дорог. Музей разместился в здании депо постройки 1920-х годов и на прилегающей к нему территории.

После 1991 года сеть узкоколейных железных дорог продолжала активно работать. Владельцем узкоколейной железной дороги стала компания Tootsi Turvas («Тоотси-торф»). В 2002 году по заказу компании Tootsi Turvas в депо Таллин-Вяйке и мастерских в Тоотси по специальному проекту были изготовлены новые торфовозные вагоны (сходны с вагонами ТСВ6А, но не имеют люков).

После 2005 года на обветшавшем пути участка Майма — Тоотси стали часто происходить аварии. Путепровод через автодорогу Таллин — Рига был обследован комиссией и был признан аварийным. В 2008 году владелец Tootsi Turvas (компания Vapo из Финляндии) принял решение об отказе от эксплуатации участка Майма — Тоотси. Вместо этого было решено доставлять торф по узкоколейной железной дороге в Лавассааре и перегружать его в большегрузные автомобили на эстакаде.

1 июля 2008 года был организован «прощальный рейс» поезда по маршруту Тоотси — Лавассааре для эстонских любителей железных дорог. Весной 2009 года предполагается снять рельсы на участке Майма — Тоотси, после чего линия узкоколейной железной дороги в Лавассаре снова станет изолированной, как и 26 лет назад.

Линия узкоколейной железной дороги вблизи Тоотси также станет изолированной от других железных дорог (впервые в своей истории): ширококолейный подъездной путь длиной около 3 километров, соединявший посёлок Тоотси с одноимённой станцией на линии Таллин — Пярну, после 2000 года был разобран.

Узкоколейные железные дороги на торфомассивах вблизи Лавассааре и Тоотси в ближайшие несколько лет будут действовать. Однако в перспективе не исключается переход на автомобильный вывоз торфа, с последующей ликвидацией узкоколейной железной дороги. В этом случае единственным сохранившимся участком станет короткая линия в Лавассааре, принадлежащая музею (протяжённость — около 2 километров).





Поездка автора (2008 год), основное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2008est.html

Летом 2008 года меня опечалила ужасная новость: крупнейшая в Эстонии узкоколейная железная дорога Тоотси — Лавассааре, казавшаяся «островком стабильности» в недружественном к железной дороге регионе — странах Балтии, перестала работать и вскоре будет разобрана. Это известие заставило пересмотреть разработанный план выездов и направить все усилия на скорейшее получение загранпаспорта, а затем — эстонской визы.

16 сентября отправляюсь из Таллина в Пярну. Вблизи автовокзала с удивлением обнаруживаю стоящие посреди городской улицы экспонаты музея в Лавассааре — паровоз, построенный в 1911 году на заводе компании «Orenstein & Koppel» (O&K-4843) с платформой. Как выяснилось, вблизи этого места когда-то находился железнодорожный вокзал города Пярну. Паровоз был установлен на вечную стоянку в 2006 году. Спонсором установки паровоза-памятника являлась компания GoRail, выполняющая международные пассажирские железнодорожные перевозки по направлению Таллин — Москва. Возможно, в Пярну появятся и другие локомотивы-памятники, доставленные из Лавассааре.

Из Пярну добираюсь до посёлка Лавассааре, где находится Эстонский музей узкоколейных железных дорог. Его приблизительным аналогом в России является «Переславский железнодорожный музей-заповедник». Музей негосударственный, создан энтузиастами, проделавшими огромную работу по изучению и сохранению истории узкоколейных железных дорог — не только Эстонии, но и России. Создатели музея (Мехис Хельме, Петер Клаус и другие) посещали узкоколейные железные дороги в Белорецке, Алапаевске, Кировграде, Атбасаре, сделали значительное количество ценных для истории фотографий этих и многих других узкоколейных железных дорог. В Лавассааре сохраняются локомотивы, купленные эстонскими энтузиастами в России и тем самым спасённые от порезки на металлолом.

Вопреки распространённому в России мнению, встретившиеся жители Эстонии относились ко мне исключительно хорошо. Водитель попутной машины бесплатно провёз меня лишних два километра от посёлка Лавассааре до музея. Никого из сотрудников на месте не было, но местный житель связался с проживающим в Лавассааре Петером Клаусом, и вскоре он прибыл в музей.

Практически все эстонцы в возрасте свыше 30 лет свободно владеют русским языком. Почти все представители молодёжи — не владеют (некоторые, как мне показалось, не знают на русском языке ни единого слова). Перед поездкой в Эстонию желательно вспомнить английский, который потребуется, например, при общении с молодым машинистом тепловоза.

Железнодорожный музей в Лавассааре представляет собой частично огороженную площадку, на которой находится депо постройки 1924 года (обслуживало узкоколейную железную дорогу Пярну — Лавассааре, разобранную в 1970-х годах), трёхэтажное кирпичное здание довоенной постройки (ранее жилое, ныне — управление музея), станция, внешний облик которой воссоздаёт облик станций магистральных узкоколейных железных дорог Эстонии, разобранных в 1960-70-е годы, и тупиковые пути, занятые натурными экспонатами. Музейные пути составляют единую сеть с торфовозной узкоколейной железной дорогой компании Тootsi Turvas. В летнее время по субботам курсирует пассажирский туристический поезд от музея до посёлка Лавассааре (протяжённость маршрута около 2 километров).

Среди экспонатов музея — электровозы К10, работавшие в Тоотси и на шахтах в Кохтла-Ярве, тепловоз ТУ3-002, работавший на Малой Октябрьской детской железной дороге (Санкт-Петербург), тепловоз ТУ2-101, снегоочиститель СЩС-153, паровозы и другой подвижной состав. Паровоз Кч4-332, привезённый в 1990 году с Бологовского шпалопропиточного завода, в 2003 году был передан на узкоколейную железную дорогу Гулбене — Алуксне (Латвия). В Гулбене паровоз прибыл 25 августа 2003 года, был восстановлен до рабочего состояния силами депо Гулбене и водит туристические поезда. В 2007 году в Гулбене был временно передан ещё один паровоз — Гр-319.

Оставшиеся в Лавассааре паровозы, по состоянию на сентябрь 2008 года, находились в процессе восстановления. Весной 2009 года из Гулбене должен быть возвращён паровоз Кч4-332. Скорее всего, летом 2009 года ретро-поездки на паровой тяге возобновятся.

Музей открыт для посещения в летнее время по субботам. В этот день можно не только осмотреть экспонаты, но и совершить поездку на поезде от посёлка Лавассааре до музея. В иное время приезжать в Лавассааре не рекомендуется. Территория музея является частной и охраняется.

Веб-сайт музея: http://museumrailway.ee/


Торфовозная узкоколейная железная дорога на участке от посёлка Лавассааре до ближайших торфомассивов активно работает, каждый день в Лавассааре прибывает несколько составов с торфом. В Лавассааре торф перегружается на автомобили и направляется в пярнуский порт, а также в Тоотси — на торфобрикетный завод.

Владеющая торфопредприятиями финская компания Vapo считает узкоколейную железную дорогу устаревшим и неперспективным видом транспорта. В компании Vapo желали бы перейти на «финскую технологию», не предусматривающую применение узкоколейной железной дороги. Однако большая площадь торфомассивов вынуждает сохранить узкую колею — прокладка автодорог по торфяному грунту обойдётся дорого. В Финляндии все разрабатываемые торфомассивы сравнительно небольшие, поэтому там обходятся без узкоколейных железных дорог.

Как считают некоторые жители Лавассааре, финны хотят ликвидировать узкоколейную железную дорогу не в силу экономических причин, а исключительно в силу неприятия данного вида транспорта, непривычного для них. Несмотря на эту «неприязнь», из Лавассааре в Финляндию в качестве музейных экспонатов были направлены мотовоз ЭСУ2А-541 и пассажирский вагон.

...

Было решено обязательно проехать по линии Майма — Тоотси — именно это являлось главной целью поездки в Эстонию. Как оказалось, в музее есть съёмная дрезина, но проезд на ней до станции Майма невозможен из-за интенсивного движения на участке Лавассааре — Майма. Я рассматривал вариант оплаты поездки тепловоза — стоимость одного только топлива, с учётом местных высоких цен на него, составила бы свыше 20 000 рублей. Но оказалось, что у музея есть договорённость о взятии в Тоотси нового экспоната — ЭСУ2Б-002. По моей просьбе на один из ближайших дней Петер Клаус назначил поездку в Тоотси.

В назначенный день вновь приезжаю в Лавассааре и вместе с Петером Клаусом проезжаю в тепловозе ТУ6А-1775 от Лавассааре до Тоотси и обратно. Хотелось бы ещё раз выразить ему признательность за эту поездку.

Как оказалось, в Тоотси на манёврах всё ещё работает один шахтный электровоз К14. Остальные электровозы законсервированы. В ближайшем будущем вероятен полный отказ от электрической тяги и демонтаж контактной сети.







Фотографии, сделанные на узкоколейной железной дороге в сентябре 2008 года.













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (МУЗЕЙ В ЛАВАССААРЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (МУЗЕЙ В ЛАВАССААРЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (МУЗЕЙ В ЛАВАССААРЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (МУЗЕЙ В ЛАВАССААРЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (МУЗЕЙ В ЛАВАССААРЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (МУЗЕЙ В ЛАВАССААРЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (МУЗЕЙ В ЛАВАССААРЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (МУЗЕЙ В ЛАВАССААРЕ, ЛИНИЯ, СОЕДИНЯЮЩАЯ МУЗЕЙ СО СТАНЦИЕЙ ЛАВАССААРЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ЛИНИЯ, СОЕДИНЯЮЩАЯ МУЗЕЙ СО СТАНЦИЕЙ ЛАВАССААРЕ, СТАНЦИЯ ЛАВАССААРЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ ЛАВАССААРЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ ЛАВАССААРЕ, СТАНЦИЯ ТООТСИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (СТАНЦИЯ ТООТСИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ ТООТСИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (СТАНЦИЯ ТООТСИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (СТАНЦИЯ ТООТСИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (СТАНЦИЯ ТООТСИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (СТАНЦИЯ ТООТСИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (СТАНЦИЯ ТООТСИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (СТАНЦИЯ ТООТСИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (СТАНЦИЯ ТООТСИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (СТАНЦИЯ ТООТСИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 22)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 23)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 24)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 25)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 26) (ПОЕЗД НА ПУТЕПРОВОДЕ ХАЛИНГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 27)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 28)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 29)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 30)
   









23.03.2009 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Эстонии»

на главную страницу