АВНЮГСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Áвнюгской узкоколейной железной дороги является посёлок Áвнюга (официальное название — Авнюгский). Он расположен недалеко от левого берега реки Северная Двина, на автодороге Котлас — Двинской Березник. Узкоколейная железная дорога является лесовозной, «сплавной».

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1958 год. Примечательно, что посёлок Авнюга, основанный в 1953 (?) году, на протяжении некоторого времени официально назывался «УЖД».

В 1960-х годах на узкоколейной железной дороге возник лесной посёлок, официально названный Поперечка. Однако все местные жители называют его Сóйга — так же, как расположенную рядом деревню.

В 1980-х годах Авнюгская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Квазеньгской и Бритвинской узкоколейными железными дорогами. Линия, ведущая в Квазеньгу, начиналась на 45-м километре ныне действующей магистрали.

По состоянию на июнь 2005 года, Авнюгская узкоколейная железная дорога работает. Авнюгский леспромхоз, в отличие от большинства предприятий лесной промышленности, до сих пор не приватизирован — он является федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП).

Дорога находится в хорошем состоянии. Среди исправных локомотивов — тепловозы ТУ6А-2515, ТУ6А-3459, ТУ6А-3495, ТУ6А-3666, ТУ8-0134, ТУ8-0492. Имеются недействующие локомотивы ТУ4-560 (сохранилась только кабина), ТУ6Д-0287, ТУ6СП-018, ТУ7-2203, ЭСУ2А-815, и некоторые другие. От использования тепловозов ТУ7 было решено отказаться в связи со слабостью полотна — работа «тяжёлых» тепловозов ухудшала его состояние.

Один из жителей посёлка Сойга имеет в личном владении автомобиль Москвич-2140, приспособленный для передвижения по рельсам (с его слов, «заезжаю на специально сконструированную тележку и еду»). Автору не довелось увидеть этот автомобиль.

Существует пассажирское сообщение по маршруту Авнюга — Сойга (протяжённость маршрута — 32 километра). Пассажирский поезд состоит из одного пассажирского вагона, курсирует строго по расписанию. Отправление из Авнюги на Сойгу в 6:00 и 16:00 по понедельникам, средам и пятницам, отправление из Сойги на Авнюгу в те же дни, в 7:30 (прибытие в Авнюгу в 8:40), и 17:20 (прибытие в Авнюгу в 18:30). До 20 (?) июня 2005 года поезд курсировал ежедневно.

До 10 июня 2005 года билет для проезда по маршруту Авнюга — Сойга стоил 1 рубль. По состоянию на 28 июня 2005 года, билет для проезда стоит 5 рублей, талон для провоза груза — 10 рублей. Талоны для провоза груза действительны исключительно на груз, одновременно с ними необходимо приобрести билет.

Вывозка леса ведётся с 60-го километра. Утром каждого рабочего дня туда отправляется рабочий поезд. Погрузка леса регулярно производится и в Сойге, хотя посёлок Сойга является тупиковым пунктом линии узкоколейной железной дороги. От лесосек до посёлка лес доставляется автомобилями.

От нижнего склада вблизи посёлка Авнюга лес вывозится как автомобильным транспортом (на Котласский целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный в городе Коряжма), так и по воде. Действуют два нижних склада — зимний и «горный» (круглогодичный).



По состоянию на 2015 год, сохранился только небольшой участок Авнюга — Сойга, на котором остаётся пассажирское движение. Всё остальное разобрано.









Билеты для проезда и талоны для провоза груза в пассажирском поезде
сообщением Авнюга — Сойга.








Тепловоз ТУ6А-3495, 2001 год либо 2002 год. На этом тепловозе работал Сидоров
Александр Егорович — один из старых машинистов.












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    












07.12.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика