Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











НЮБСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Нюбской узкоколейной железной дороги является посёлок Харитоново, расположенный в Котласском районе Архангельской области, на правом берегу реки Вычегда. Узкоколейная железная дорога является лесовозной, ранее являлась «сплавной».



По информации от Сергея Костыгова, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1931 году. Его начальным пунктом являлся посёлок Нюба, расположенный вблизи истока одноимённой реки. Возможно, первоначально дорога представляла собой «дековильку» (лёгкий рельсовый путь, на котором использовалась конная либо ручная тяга). Скорее всего, нижний склад находился значительно ниже посёлка Нюба. Заготовленная древесина сплавлялась только в период высокой воды.

В 1934 году была открыта магистраль значительной протяжённости — от Нюбы до Харитоново. Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес стал сплавляться по реке Вычегда. По меньшей мере с этого времени на узкоколейной железной дороги работали паровозы.

В 1930-е годы продолжалось активное строительство новых линий, появлялись новые лесные посёлки: 14-й километр, Пица (Крушиново), Северный, Кировский, Мотьма, и другие. Основной рабочей силой на лесозаготовках и на строительных работах в то время были заключённые. Во всех лесных посёлках, а также в Харитонове в то время находились исправительно-трудовые лагеря.

Одна из линий узкоколейной железной дороги пролегала в нескольких километрах южнее посёлка Гусино, где находился исправительно-трудовой лагерь. К настоящему моменту не выяснено, была ли узкоколейная железная дорога непосредственно в Гусино.

До 1960-х годов на узкоколейной железной дороге работали паровозы и газогенераторные мотовозы. Первыми тепловозами были тепловозы ТУ2М и ТУ2МК. Затем стали поступать тепловозы ТУ4, ТУ6А, ТУ7, ТУ8.

К северу от линий Нюбской узкоколейной железной дороги, на левом берегу сплавной реки Уфтюга, возник лесной посёлок Кваша (позднее он был переименован в Слободской). По информации от Костыгова, в 1968 году там была построена «сплавная» узкоколейная железная дорога, получившая название Слободская узкоколейная железная дорога. Подвижной состав был завезён по реке Уфтюга в период весеннего половодья. До объединения с Нюбской узкоколейной железной дорогой протяжённость её магистрали составляла около 7 километров.

В 1975 году, после строительства нового участка, Слободская узкоколейная железная дорога стала составлять единую сеть с Нюбской узкоколейной железной дорогой. Расстояние от станции Харитоново до станции Кваша составило 72 километра. По этому маршруту стал курсировать пассажирский поезд.

Станция Кваша осталась наиболее отдалённой точкой узкоколейной железной дороги, хотя лесозаготовка велась и значительно севернее. К северу от посёлка была построена «технологическая» лесовозная автодорога.

По состоянию на сентябрь 1999 года (поездка автора от Харитоново до Кваши), узкоколейная железная дорога работала, хотя объём лесозаготовки, по сравнению с «лучшими» временами, значительно снизился. В то время на узкоколейной железной дороге было 3 лесных посёлка: 14-й километр, Мотьма и Слободской (Кваша).

Существовало пассажирское движение. Пассажирский поезд курсировал по одному маршруту: Харитоново — Мотьма — Кваша. Поезд состоял из одного пассажирского вагона и одного «хлеборазвозного» вагона (прицеплялся не всегда). Проезд пассажиров был бесплатным.

Отправление поезда со станции Харитоново в июне, июле, августе производилось по средам, пятницам и воскресеньям в 21:00. В остальные месяцы поезд отправлялся по средам и воскресеньям в 19:30, по пятницам в 16:00. Как при следовании из Харитоново в Квашу, так и при следовании в обратном направлении поезд заходил на «боковую» ветку, ведущую в посёлок Мотьма. После кратковременной стоянки в Мотьме поезд возвращался на магистраль. Время в пути от Харитоново до Кваши составляло около 6 часов. Через 30-40 минут после прибытия в Квашу поезд отправлялся обратно — в Харитоново.

На большинстве «боковых» веток было возможно лишь движение частных мотодрезин («пионерок»). Рабочий поезд, предназначенный для доставки рабочих в лес, следовал по магистрали до 29 километра, и далее — на ветку в западном направлении. Отправление из Харитоново производилось в 6:30 по рабочим дням, прибытие обратно — около 17:00. В период действия зимников (приблизительно с декабря по апрель) вывозка леса по узкоколейной железной дороге не производилась, однако движение пассажирского поезда до Кваши поддерживалось круглый год.



По состоянию на сентябрь 2006 года (информация от Сергея Костыгова), узкоколейная железная дорога действует. Лесные посёлки Мотьма и 14 километр выселены. Однако посёлок Слободской (Кваша) по-прежнему обитаем. Сохраняется движение пассажирского поезда по маршруту Харитоново — Кваша.







Посёлок Слободской (Кваша). 2004 год (?). Фотография
из фондов библиотеки посёлка Куликово.










2016 год. http://infojd.ru/dop/poezdka2016hh.html

2017 год. http://infojd.ru/dop/poezdka2017hl.html







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАЗНОЕ    












30.03.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу