Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











КОДИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА











Начальным пунктом Кодинской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Кодино, расположенный в Онежском районе Архангельской области, вблизи станции Кодино на магистральной железнодорожной линии Обозерская — Беломорск. Узкоколейная железная дорога принадлежала Кодинскому леспромхозу (по состоянию на 2006 год, леспромхоз ликвидирован, на его базе создан Кодинский ПЛЗУ ОАО «Онегалес»).



Посёлок Кодино возник благодаря строительству железнодорожной линии Сорокская — Обозерская. Ориентировочная дата открытия рабочего движения на участке Обозерская — Кодино — 1939 год. Тогда же здесь началось строительство целлюлозного завода.

В 1941 году на линии Сорокская — Обозерская было октрыто сквозное рабочее движение. Тогда же вступил в строй целлюлозный завод.

Согласно отчётам, хранившимся в бывшем Министерстве лесной промышленности, первый участок Кодинской узкоколейной железной дороги вступил в строй в 1958 году. Однако многие жители посёлка Кодино уверены в том, что это произошло значительно раньше — возможно, одновременно с открытием целлюлозного завода. Вероятно, вместо даты открытия узкоколейной железной дороги указана дата её передачи Кодинскому леспромхозу.

По узкоколейной железной дороге лес поступал на нижний склад в виде хлыстов. На нижнем складе хлысты разделывали на сортименты. Для перевозки сортиментов от нижнего склада до цехов целлюлозного завода использовалась отдельная узкоколейная железная дорога — «дековилька». Со слов жителей посёлка Кодино, вначале она не имела соединения с Кодинской узкоколейной железной дорогой. Ширина колеи была стандартной — 750 мм.

Заготовка леса велась севернее магистральной железнодорожной линии Сорокская — Обозерская, тогда как целлюлозный завод был расположен к югу от неё. Пересечение узкоколейной железной дороги с железнодорожной магистралью широкой колеи с самого начала являлось двухуровневым — узкоколейная железная дорога была пропущена под мостом через реку Вычера. Берег реки для этого пришлось укрепить. Мост на ширококолейной железнодорожной линии первоначально являлся деревянным, затем был построен железобетонный мост, существующий в настоящее время.

До начала 1960-х годов в посёлке Кодино и его окрестностях существовали исправительные лагеря, возникшие во времена строительства железнодорожной линии Сорокская — Обозерская «Сороклагом» (подразделением ГУЛЖДС НКВД СССР). Лесной посёлок Сухая Вычера, находящийся на 14-м километре узкоколейной железной дороги, возник в виде «зоны». Первые участки узкоколейной железной дороги были построены силами заключённых.

По воспоминаниям В. И. Савина, в 1960 году находившийся в Сухой Вычере «спецконтингент» вывозили на станцию Пукса, в посёлке убирали колючую проволоку, превращая его в «гражданский» населённый пункт. Посёлок застраивался щитовыми домами, рассчитанными на 10 лет эксплуатации.

Среди тягового подвижного состава в 1960 году имелись неустановленные мотовозы «с автомобильным двигателем». Позднее насчитывалось 4 паровоза Вп, 2 мотовоза (они использовались для вождения поездов на участке от главной станции до нижнего склада). Вскоре поступили мотовозы МД54-4. Этот мотовоз стал одним из основных локомотивов. Существовавшие прозвища: «колун», «жидкач» (объясняется тем, что данный локомотив работал на жидком топливе, в отличие от ранее имевшихся газогенераторных мотовозов). Вскоре после поступления тепловозов ТУ4, в 1967 (?) году, паровая тяга была ликвидирована.

На пике развития протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги составляла не менее 50 километров. Линии Кодинской узкоколейной железной дороги вплотную подошли к линиям Кудемской узкоколейной железной дороги (начальный пункт — станция Кудьма, расположенная на окраине города Северодвинска). По неподтверждённым данным, существовал проект объединения двух узкоколейных железных дорог и реконструкции участка Кудьма — Кодино, чтобы создать резервную коммуникацию, связывающую город Северодвинск с остальной частью страны. Предполагалось, что в случае возможного вывода из строя автомобильной дороги и железной дороги на участке Северодвинск — Архангельск жители Северодвинска будут эвакуированы по узкоколейной железной дороге в Кодино.

Некоторые жители посёлка Кодино ездили в Северодвинск, проходя от лесосеки Кодинского леспромхоза до лесосеки Северодвинского леспромхоза (расстояние могло составлять около двух километров). Помимо того, что это сокращало путь в несколько раз (по сравнению с маршрутом через Обозерскую — Архангельск), в этом случае в Северодвинск, являвшийся «закрытым» городом, можно было попасть без пропуска.

На участке Кодино — Сухая Вычера регулярно, согласно установленному расписанию, курсировал пассажирский поезд. Отправление из Кодино — в 6:00, 14:00 (для школьников, в период учебного года), 19:00. Проезд был бесплатным. В праздничные дни тепловоз, водивший пассажирский поезд, находился «в дежурстве» круглосуточно. В осеннее время по выходным дням назначались «грибные» поезда — на них жители посёлка Кодино выезжали в лес. «Грибные» рейсы оплачивались профсоюзом, для пассажиров проезд был бесплатным.

Рабочие-лесозаготовители проживали в основном в посёлке Сухая Вычера. Рабочий поезд, следовавший к местам лесозаготовок, утром каждого рабочего дня отправлялся из Кодино.

В 1985 году была введена плата за проезд в пассажирских поездах сообщением Кодино — Сухая Вычера (ранее поезда были бесплатными). Это продержалось около года. На протяжении непродолжительного времени в Сухой Вычере находился Суховычерский лесопункт.

В 1993 году был закрыт Кодинский целлюлозный завод. Это значительно ухудшило социально-экономическую ситуацию в посёлке. Завод неоднократно пытались реанимировать и перепрофилировать (предполагалось, что он будет производить деревянную тару — ящики, коробки). Однако попытки оказались безуспешными.

Кодинский леспромхоз был превращён в Кодинский лесопункт, затем стал Кодинским производственным лесозаготовительным участком ОАО «Онегалес». Добыча леса сократилась до минимума, однако не прекратилась полностью.

В 2004 (?) году была открыта линия электропередачи от Кодино до Сухой Вычеры, имеющая железобетонные опоры. На её строительство были затрачены огромные средства. Предполагалось, что её появление улучшит условия жизни в лесном посёлке Сухая Вычера.

По состоянию на лето 2005 года, пассажирский поезд сообщением Кодино — Сухая Вычера курсировал ежедневно, дважды в сутки — несмотря на то, что численность населения Сухой Вычеры к тому времени была минимальной. Это было связано с тем, что некоторые жители лесного посёлка каждый день ездили на работу в Кодино.

Со 2 ноября 2005 года движение пассажирского поезда сообщением Кодино — Сухая Вычера было прекращено решением руководства ОАО «Онегалес», в связи с отсутствием компенсации затрат. В то время в Сухой Вычере постоянно проживало 20 семей.

С началом зимы движение по Кодинской узкоколейной железной дороге прекратилось (скорее всего, впервые за всю её историю). Над рельсами был накатан санный путь, всю зиму сообщение между посёлками Сухая Вычера и Кодино осуществлялось с помощью гужевого транспорта (лошадь, запряженная в сани).

Весной 2006 года движение по узкоколейной железной дороге до Сухой Вычеры возобновилось. В основном, производился вывоз имущества жителей лесного посёлка, переезжающих в Кодино. Было восстановлено движение пассажирского поезда (отправление из Кодино в 7:30 по понедельникам).

По состоянию на 25 июня 2006 года, узкоколейная железная дорога действовала. До конца мая производился вывоз леса, расстояние вывоза леса составляло свыше 20 километров (по магистрали до 10-го километра, далее — на восток, в направлении озера Долгое). Вывоз леса временно прекратился в связи с необходимостью строительства новых «усов». «Ус» строится вблизи прежнего места лесозаготовки. Утром каждого рабочего дня, около 7:00, из Кодино к месту строительства отправлялся поезд, состоящий из тепловоза (обычно ТУ6А-3493) и платформ.

Участок магистрали узкоколейной железной дороги к северу от станции Сухая Вычера непригоден для движения «тяжёлого» подвижного состава из-за плохого состояния моста через реку Сухая Вычера. Он используется для движения на съёмных мотодрезинах. Ориентировочно, рельсы заканчиваются на 38-м километре.

Пассажирский поезд до Сухой Вычеры отправлялся не каждый понедельник — так, 26 июня 2006 года его не было. С момента возобновления движения по узкоколейной железной дороге поезд отправился из Кодино 4 раза.

Тяговый подвижной состав, по состоянию на июнь 2006 года, был представлен тепловозами ТУ6А-3493 (номер записан со слов машиниста, на тепловозе обозначений не сохранилось), ТУ6А-3720, ТУ6А-3336, ТУ8-0099, ТУ6А-3016 (номер записан со слов железнодорожников, на тепловозе обозначений не сохранилось), ТУ6А-2650 (имеет раму от неустановленного тепловоза ТУ8, может быть признан тепловозом ТУ8 с фрагментами тепловоза ТУ6А). В посёлке Кодино имелись кабины тепловозов ТУ4-1843, ТУ4-0092 (?), неустановленного тепловоза ТУ4 (первая цифра номера — 4), неустановленного мотовоза МД54-4.



Местонахождение тепловозов в депо, по состоянию на 27 июня 2006 года.
Тепловоз ТУ6А-3493 находился за пределами депо.



Когда-то на узкоколейной железной дороге имелись тепловозы ТУ4-836, ТУ4-1843, ТУ4-3009, один тепловоз ТУ7 (ТУ7А). Тепловоз ТУ7 ухудшал состояние пути, поэтому проработал недолго.

Осенью 2006 года процесс переселения жителей посёлка Сухая Вычера в Кодино был почти завершён — в посёлке осталась лишь одна семья.



Скорее всего, Кодинская узкоколейная железная дорога будет полностью разобрана до 2010 года.



В 2010 году стало известно: прогноз оправдался, узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата окончательной ликвидации — 2009 год.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 10)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 11)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 12)    












18.03.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу