КОДИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА











Начальным пунктом Кодинской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Кодино, расположенный в Онежском районе Архангельской области, вблизи станции Кодино на магистральной железнодорожной линии Обозерская — Беломорск. Узкоколейная железная дорога принадлежала Кодинскому леспромхозу (по состоянию на 2006 год, леспромхоз ликвидирован, на его базе создан Кодинский ПЛЗУ ОАО «Онегалес»).



Посёлок Кодино возник благодаря строительству железнодорожной линии Сорокская — Обозерская. Ориентировочная дата открытия рабочего движения на участке Обозерская — Кодино — 1939 год. Тогда же здесь началось строительство целлюлозного завода.

В 1941 году на линии Сорокская — Обозерская было октрыто сквозное рабочее движение. Тогда же вступил в строй целлюлозный завод.

Согласно отчётам, хранившимся в бывшем Министерстве лесной промышленности, первый участок Кодинской узкоколейной железной дороги вступил в строй в 1958 году. Однако многие жители посёлка Кодино уверены в том, что это произошло значительно раньше — возможно, одновременно с открытием целлюлозного завода. Вероятно, вместо даты открытия узкоколейной железной дороги указана дата её передачи Кодинскому леспромхозу.

По узкоколейной железной дороге лес поступал на нижний склад в виде хлыстов. На нижнем складе хлысты разделывали на сортименты. Для перевозки сортиментов от нижнего склада до цехов целлюлозного завода использовалась отдельная узкоколейная железная дорога — «дековилька». Со слов жителей посёлка Кодино, вначале она не имела соединения с Кодинской узкоколейной железной дорогой. Ширина колеи была стандартной — 750 мм.

Заготовка леса велась севернее магистральной железнодорожной линии Сорокская — Обозерская, тогда как целлюлозный завод был расположен к югу от неё. Пересечение узкоколейной железной дороги с железнодорожной магистралью широкой колеи с самого начала являлось двухуровневым — узкоколейная железная дорога была пропущена под мостом через реку Вычера. Берег реки для этого пришлось укрепить. Мост на ширококолейной железнодорожной линии первоначально являлся деревянным, затем был построен железобетонный мост, существующий в настоящее время.

До начала 1960-х годов в посёлке Кодино и его окрестностях существовали исправительные лагеря, возникшие во времена строительства железнодорожной линии Сорокская — Обозерская «Сороклагом» (подразделением ГУЛЖДС НКВД СССР). Лесной посёлок Сухая Вычера, находящийся на 14-м километре узкоколейной железной дороги, возник в виде «зоны». Первые участки узкоколейной железной дороги были построены силами заключённых.

По воспоминаниям В. И. Савина, в 1960 году находившийся в Сухой Вычере «спецконтингент» вывозили на станцию Пукса, в посёлке убирали колючую проволоку, превращая его в «гражданский» населённый пункт. Посёлок застраивался щитовыми домами, рассчитанными на 10 лет эксплуатации.

Среди тягового подвижного состава в 1960 году имелись неустановленные мотовозы «с автомобильным двигателем». Позднее насчитывалось 4 паровоза Вп, 2 мотовоза (они использовались для вождения поездов на участке от главной станции до нижнего склада). Вскоре поступили мотовозы МД54-4. Этот мотовоз стал одним из основных локомотивов. Существовавшие прозвища: «колун», «жидкач» (объясняется тем, что данный локомотив работал на жидком топливе, в отличие от ранее имевшихся газогенераторных мотовозов). Вскоре после поступления тепловозов ТУ4, в 1967 (?) году, паровая тяга была ликвидирована.

На пике развития протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги составляла не менее 50 километров. Линии Кодинской узкоколейной железной дороги вплотную подошли к линиям Кудемской узкоколейной железной дороги (начальный пункт — станция Кудьма, расположенная на окраине города Северодвинска). По неподтверждённым данным, существовал проект объединения двух узкоколейных железных дорог и реконструкции участка Кудьма — Кодино, чтобы создать резервную коммуникацию, связывающую город Северодвинск с остальной частью страны. Предполагалось, что в случае возможного вывода из строя автомобильной дороги и железной дороги на участке Северодвинск — Архангельск жители Северодвинска будут эвакуированы по узкоколейной железной дороге в Кодино.

Некоторые жители посёлка Кодино ездили в Северодвинск, проходя от лесосеки Кодинского леспромхоза до лесосеки Северодвинского леспромхоза (расстояние могло составлять около двух километров). Помимо того, что это сокращало путь в несколько раз (по сравнению с маршрутом через Обозерскую — Архангельск), в этом случае в Северодвинск, являвшийся «закрытым» городом, можно было попасть без пропуска.

На участке Кодино — Сухая Вычера регулярно, согласно установленному расписанию, курсировал пассажирский поезд. Отправление из Кодино — в 6:00, 14:00 (для школьников, в период учебного года), 19:00. Проезд был бесплатным. В праздничные дни тепловоз, водивший пассажирский поезд, находился «в дежурстве» круглосуточно. В осеннее время по выходным дням назначались «грибные» поезда — на них жители посёлка Кодино выезжали в лес. «Грибные» рейсы оплачивались профсоюзом, для пассажиров проезд был бесплатным.

Рабочие-лесозаготовители проживали в основном в посёлке Сухая Вычера. Рабочий поезд, следовавший к местам лесозаготовок, утром каждого рабочего дня отправлялся из Кодино.

В 1985 году была введена плата за проезд в пассажирских поездах сообщением Кодино — Сухая Вычера (ранее поезда были бесплатными). Это продержалось около года. На протяжении непродолжительного времени в Сухой Вычере находился Суховычерский лесопункт.

В 1993 году был закрыт Кодинский целлюлозный завод. Это значительно ухудшило социально-экономическую ситуацию в посёлке. Завод неоднократно пытались реанимировать и перепрофилировать (предполагалось, что он будет производить деревянную тару — ящики, коробки). Однако попытки оказались безуспешными.

Кодинский леспромхоз был превращён в Кодинский лесопункт, затем стал Кодинским производственным лесозаготовительным участком ОАО «Онегалес». Добыча леса сократилась до минимума, однако не прекратилась полностью.

В 2004 (?) году была открыта линия электропередачи от Кодино до Сухой Вычеры, имеющая железобетонные опоры. На её строительство были затрачены огромные средства. Предполагалось, что её появление улучшит условия жизни в лесном посёлке Сухая Вычера.

По состоянию на лето 2005 года, пассажирский поезд сообщением Кодино — Сухая Вычера курсировал ежедневно, дважды в сутки — несмотря на то, что численность населения Сухой Вычеры к тому времени была минимальной. Это было связано с тем, что некоторые жители лесного посёлка каждый день ездили на работу в Кодино.

Со 2 ноября 2005 года движение пассажирского поезда сообщением Кодино — Сухая Вычера было прекращено решением руководства ОАО «Онегалес», в связи с отсутствием компенсации затрат. В то время в Сухой Вычере постоянно проживало 20 семей.

С началом зимы движение по Кодинской узкоколейной железной дороге прекратилось (скорее всего, впервые за всю её историю). Над рельсами был накатан санный путь, всю зиму сообщение между посёлками Сухая Вычера и Кодино осуществлялось с помощью гужевого транспорта (лошадь, запряженная в сани).

Весной 2006 года движение по узкоколейной железной дороге до Сухой Вычеры возобновилось. В основном, производился вывоз имущества жителей лесного посёлка, переезжающих в Кодино. Было восстановлено движение пассажирского поезда (отправление из Кодино в 7:30 по понедельникам).

По состоянию на 25 июня 2006 года, узкоколейная железная дорога действовала. До конца мая производился вывоз леса, расстояние вывоза леса составляло свыше 20 километров (по магистрали до 10-го километра, далее — на восток, в направлении озера Долгое). Вывоз леса временно прекратился в связи с необходимостью строительства новых «усов». «Ус» строится вблизи прежнего места лесозаготовки. Утром каждого рабочего дня, около 7:00, из Кодино к месту строительства отправлялся поезд, состоящий из тепловоза (обычно ТУ6А-3493) и платформ.

Участок магистрали узкоколейной железной дороги к северу от станции Сухая Вычера непригоден для движения «тяжёлого» подвижного состава из-за плохого состояния моста через реку Сухая Вычера. Он используется для движения на съёмных мотодрезинах. Ориентировочно, рельсы заканчиваются на 38-м километре.

Пассажирский поезд до Сухой Вычеры отправлялся не каждый понедельник — так, 26 июня 2006 года его не было. С момента возобновления движения по узкоколейной железной дороге поезд отправился из Кодино 4 раза.

Тяговый подвижной состав, по состоянию на июнь 2006 года, был представлен тепловозами ТУ6А-3493 (номер записан со слов машиниста, на тепловозе обозначений не сохранилось), ТУ6А-3720, ТУ6А-3336, ТУ8-0099, ТУ6А-3016 (номер записан со слов железнодорожников, на тепловозе обозначений не сохранилось), ТУ6А-2650 (имеет раму от неустановленного тепловоза ТУ8, может быть признан тепловозом ТУ8 с фрагментами тепловоза ТУ6А). В посёлке Кодино имелись кабины тепловозов ТУ4-1843, ТУ4-0092 (?), неустановленного тепловоза ТУ4 (первая цифра номера — 4), неустановленного мотовоза МД54-4.



Местонахождение тепловозов в депо, по состоянию на 27 июня 2006 года.
Тепловоз ТУ6А-3493 находился за пределами депо.



Когда-то на узкоколейной железной дороге имелись тепловозы ТУ4-836, ТУ4-1843, ТУ4-3009, один тепловоз ТУ7 (ТУ7А). Тепловоз ТУ7 ухудшал состояние пути, поэтому проработал недолго.

Осенью 2006 года процесс переселения жителей посёлка Сухая Вычера в Кодино был почти завершён — в посёлке осталась лишь одна семья.



Скорее всего, Кодинская узкоколейная железная дорога будет полностью разобрана до 2010 года.



В 2010 году стало известно: прогноз оправдался, узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата окончательной ликвидации — 2009 год.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    












18.03.2007 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика