Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











КУДЕМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Кудемской узкоколейной железной дороги является город Северодвинск. Узкоколейная железная дорога пролегает по направлению: станция Водогон (западная окраина Северодвинска) — станция Пихкало — станция Белое Озеро (главная) — станция Палозеро — лесные массивы.

Изначально узкоколейная железная дорога была лесовозной. С 2000-х годов выполняет только пассажирские перевозки.

Начальный пункт железной дороги, город Северодвинск — центр военного судостроения. Северодвинск — город непростой и нетипичный. Одновременно — и одно из самых старых поселений российского Севера, и новый город, история которого официально началась лишь в 1930-е годы.

Северодвинск — единственный в мире город, стоящий на Белом море, у его открытых бескрайних просторов. И один из двух городов России, имеющий пассажирскую «недетскую» узкоколейную железную дорогу.

Русское поселение на этом месте существует как минимум с 1419 года — первое упоминание в летописи Николо-Карельского монастыря. В начале ХХ века монастырь был в упадке, число монахов исчислялось единицами. При монастыре было небольшое село Никольское (Никольский Погост).

В 1936 году здесь началось строительство судостроительного завода. Посёлок при нём первые два года назывался Судострой. С 1938 года это город Молотовск, в честь государственного деятеля Вячеслава Молотова.

В 1957 году Молотов был смещён со всех государственных постов, лишён всех званий и наград. Но не был арестован, превратился в обычного пенсионера. Умер в 1986 году, чему народ Советского Союза удивился — многие думали, что он умер уже давно.

Подписать указ о лишении всех званий и наград — легко, решить вопрос с городами, названными в честь опальной личности — сложнее. А решать надо было срочно. Время «раннего Хрущёва» хоть и было безобидным по сравнению с эпохой Сталина, но оставалось суровым.

В честь Молотова было названо три города: огромная Пермь, один из крупнейших городов страны, Нолинск («малая родина», небольшой город в Кировской области), и средний по масштабам город корабелов под Архангельском. Первым двум вернули исторические названия. С третьим надо было срочно придумать что-то новое, ибо слово «Судострой» для города не подходит.

Проблему решили, совсем не шевеля мозгами. «Достали из ящика» слово Северодвинск, придуманное тридцатью годами раньше для Архангельска. Главный город Поморья, стоящий на Северной Двине, собирались переименовать при агрессивной борьбе с религией. Северодвинск для него был не единственным предложенным вариантом, но одним из главных. Однако Архангельск, к счастью, остался.

Логично было бы переименовать Молотовск в Беломорск, ведь это единственный город у просторов Белого моря. Но в 1930-е годы сумасшедшие идиоты переименовали в Беломорск старинный город Сорока, стоящий в стороне от открытой части Белого моря. Мотивация необъяснима. Ничего идеологически неправильного в этом древнем названии, казалось бы, не найти.

Название Северодвинск не вполне географически корректно, ибо основное русло Северной Двины находится в Архангельске. «Боковой» Никольский (Пудожемский) рукав Северной Двины тоже находится вдали от Северодвинска. В город заходит лишь протока Поперечная Паля из Никольского рукава. Считать её частью Северной Двины можно с натяжкой.

От центра Архангельска до центра Северодвинска автотранспортом можно добраться быстрее, чем до некоторых мест, входящих в черту Архангельска — Экономии или Кузнечевского лесозавода. Учитывая типовую российскую тенденцию к укрупнению городов, в будущем Северодвинск может быть официально присоединён к Архангельску.

Первый участок Кудемской узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. Город Молотовск в то время активно восстанавливался после разрушений от бомбардировок времён войны.

Общая протяжённость Кудемской узкоколейной железной дороги на пике её развития превышала 100 километров. На дороге возникли два главных лесных посёлка — Белое Озеро и Палозеро. Главной станцией стала станция Белое Озеро.

Первоначально дорога относилась к Северодвинскому леспромхозу. В посёлке Белое Озеро размещался Кудемский лесопункт. В 1990-е годы леспромхоз назывался Урзугским (от названия реки Урзуга). По состоянию на 1997 год, он представлял собой АО «Урзугалес». По состоянию на 2005 год, леспромхоз ликвидирован. Добыча леса в минимальном объёме ведётся иными организациями.

Узкоколейная железная дорога всегда называлась Кудемской. К сожалению, в книге «Узкоколейные железные дороги» и в прежней версии этой страницы на «Сайте о железной дороге» была допущена ошибка — узкоколейная железная дорога никогда не называлась Урзугской.

Магистраль узкоколейной железной дороги ранее пролегала но направлению: станция Кудьма (нижний склад леспромхоза, стыкование с путями широкой колеи) — станция Водогон (городская пассажирская станция) — станция (разъезд) Пихкалы — станция Белое Озеро (главная станция дороги) — станция Палозеро.





Станция Водогон находится на западной окраине Северодвинска, у пересечения узкоколейной железной дороги с автодорогой на Онегу. Здесь проходит несколько маршрутов городских автобусов.

На протяжении почти пятнадцати километров в южном направлении, линия пролегает в тесном соседстве с многочисленными садово-огородными участками жителей города. В нынешнее время её можно было бы назвать «дачной» дорогой!

Местность здесь красивая: сосновые леса, холмы, озёра.

В лесном посёлке Белое Озеро находится главная станция железной дороги. Здесь расположено депо и диспетчерская. Посёлок и станция навсегда запомнятся автору своим удивительно живописным, уютным пейзажем.

По состоянию на лето 1997 года, вывозки леса на дороге с недавних пор не было. Но пассажирские поезда регулярно курсировали между станциями Белое Озеро и Водогон.

Расписание было таким: отправление из Белого Озера на Водогон в 8:00 (понедельник, среда, пятница, суббота), 8:00 и 16:30 (воскресенье). Из Водогона на Белое Озеро — в 17:10 (понедельник, среда, пятница), 16:10 (суббота), 10:30 и 18:30 (воскресенье). Время в пути составляло около полутора часов.

В составе находилось два пассажирских вагона ПВ40, и несколько открытых вагонов (бортовых платформ), которые здесь называют «коробками». Присутствовал проводник, продававший билеты за 6000 рублей. На билетах стояла печать АО «Урзугалес».




Билеты для проезда в пассажирском поезде сообщением
Водогон — Белое Озеро, проданные в августе 1997 года.



К югу от Белого Озера регулярного движения в то время уже не было. Посёлок Палозеро числился нежилым. Но пути в том направлении лежали. По ним нередко ездили местные жители на мотодрезинах — «пионерках».

В дальнейшем положение ухудшалось. К сожалению, восстановить вывозку леса так и не удалось. Дорога сохраняется лишь ради сообщения с посёлком Белое Озеро.

По состоянию на 2002 год, АО «Урзугалес» являлось банкротом, и фактически было ликвидировано. Находилось немало желающих купить его имущество, прежде всего узкоколейную железную дорогу — чтобы снять рельсы и пустить их в металлолом. Но администрация Северодвинска не позволяла это сделать. Причина тому — наличие в посёлке Белое Озеро трёхсот постоянных жителей и отсутствие автомобильного сообщения с ним.

В местной газете за 15 августа 2002 года можно прочесть:

«Мэрия Северодвинска готова приобрести имущественный комплекс «Урзугалеса» за два миллиона рублей. Почти девяносто процентов его стоимости составляет железная дорога — пути, подвижной состав, депо и трансформаторная подстанция. Источники финансирования определяются.

Основная задача, стоящая перед мэрией Северодвинска, на сегодняшний день является следующей — отремонтировать белозерскую узкоколейку, сделать её безопасной для передвижения людей».


По состоянию на лето 2003 года, движение между Водогоном и Белым Озером сохраняется. Осталось всего лишь два исправных тепловоза.

В то время казалось, что перспективы узкоколейной железной дороги не обнадёживают. Делались заявления о том, что в достаточно близком будущем к посёлку Белое Озеро подведут автодорогу. Разумеется, тогда едва ли кто-либо запретил бы «коммерсантам» купить узкоколейную железную дорогу на металлолом.



Печальные варианты дальнейшего развития событий пока не воплотились. По состоянию на июль 2005 года, дорога действует, и находится в хорошем состоянии. Она является одной из лучших «пассажирских» узкоколейных железных дорог России, существенно превосходя по многим показателям узкоколейную железную дорогу Тумская — Голованова Дача.

Пассажирские вагоны (состав пассажирского поезда Белое Озеро — Водогон) находятся в почти идеальном состоянии. График движения поездов почти всегда соблюдается.

Для продажи билетов пассажирам проводник использует кассовый аппарат. Внешне билеты почти неотличимы от билетов на пригородные поезда сети «РЖД».


Билеты, проданные проводниками пассажирского поезда сообщением Белое Озеро — Водогон в июле 2005 года.

В бывший лесной, а ныне дачный посёлок Палозеро можно добраться только на съёмных мотодрезинах. Мост через реку Урзуга непригоден для движения «тяжёлого» подвижного состава, но участок находится в нормальном состоянии. В дачный сезон по пятницам, в вечернее время, по участку следует очень много дрезин, на которых в Палозеро добираются северодвинские дачники. По воскресеньям, в вечернее и ночное время, «дрезиновладельцы» едут в обратном направлении.







Ситуация на 2018 год: узкоколейная железная дорога продолжает действовать. Выполняется только пассажирское движение. Пассажирские перевозки финансируются из бюджета Северодвинска.

На участке Белое Озеро — Палозеро в летнее время продолжается движение съёмных дрезин.







Поездка автора, 1997 год

Проезжаю в пассажирском поезде от Водогона до Белого Озера, затем обратно. Полное описание экспедиции находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka1997arh.html.



Поездка автора, 2005 год

21 июля 2005 года. Пешком по железнодорожной линии Исакогорка — Нёнокса до окрестностей станции Кудьма. Пешком по узкоколейной железной дороге, разобранной на первых километрах.

Вот и действующая станция Водогон. Пассажирского поезда сегодня не будет. Но встречаю дрезиновладельцев, которые едут в Белое Озеро. Доброжелательные городские жители. Проезжаю бесплатно на дрезине. В нескольких местах сделаны фотографии.

В Белом Озере — в 21:39. Ещё в течение часа фотографирую. Несмотря на время, фотографии хорошие.

Длительный сон. Утром — ожидание дрезины в сторону Палозеро весь день, но дрезин не было. Изнывая от чуть ли не 35-градусной жары, купаюсь в озере. Пытаюсь найти владельцев исторических фотографий в домах посёлка. После немалых усилий были найдены две.

В 19:15 прибыл пассажирский поезд из Водогона. На календаре пятница, поэтому поезд плотно заполнен. Сразу после поезда — дрезина в Палозеро. Уезжаю туда.

Палозеро не имеет ничего общего с Белым Озером. Отсутствие электричества, постоянного населения и «цивилизации». Глушь и уединение. «Зона трезвости и отдыха», как написано на въездной табличке.

Долгий пеший поход в Белое Озеро, по возможности скоростной. Период темноты короткий, но всё же он есть, и большую часть пути фотографировать бесполезно. В 1:25 Белое Озеро. «Дремлет» пассажирский поезд, который утром отправится в город.

В 9:59 прибываю пассажирским поездом на станцию Водогон.





ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ, ДОКУМЕНТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (РАЗОБРАННАЯ СТАНЦИЯ КУДЬМА, СТАНЦИЯ ВОДОГОН, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, СТАНЦИЯ БЕЛОЕ ОЗЕРО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (СТАНЦИЯ БЕЛОЕ ОЗЕРО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (СТАНЦИЯ БЕЛОЕ ОЗЕРО, ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА ИЗ ВОДОГОНА,
     СТАНЦИЯ ПАЛОЗЕРО, ПЕШЕЕ ДВИЖЕНИЕ В БЕЛОЕ ОЗЕРО, СТАНЦИЯ ВОДОГОН)    










27.03.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу