Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











КУДЕМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Первый участок Кудемской узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. Город Молотовск (ныне Северодвинск), вблизи которого находилась её главная станция, в то время находился на начальном этапе своего становления.

Общая протяжённость Кудемской узкоколейной железной дороги на пике её развития превышала 100 километров. На дороге возникли два главных лесных посёлка — Белое Озеро и Палозеро. Главной станцией стала станция Белое Озеро.

Первоначально дорога относилась к Северодвинскому леспромхозу. В посёлке Белое Озеро размещался Кудемский лесопункт. В 1990-е годы леспромхоз назывался Урзугским (от названия реки Урзуга). По состоянию на 1997 год, он представлял собой АО «Урзугалес». По состоянию на 2005 год, леспромхоз ликвидирован. Добыча леса в минимальном объёме ведётся иными организациями.

Узкоколейная железная дорога всегда называлась Кудемской. К сожалению, в книге «Узкоколейные железные дороги» и в прежней версии этой страницы на «Сайте о железной дороге» была допущена ошибка — дорога никогда не называлась Урзугской.

Магистраль узкоколейной железной дороги ранее пролегала но направлению: станция Кудьма (нижний склад леспромхоза, стыкование с путями широкой колеи) — станция Водогон (городская пассажирская станция) — станция (разъезд) Пихкалы — станция Белое Озеро (главная станция дороги) — станция Палозеро.





Станция Водогон находится на западной окраине Северодвинска, у пересечения узкоколейной железной дороги с автодорогой на Онегу. Здесь проходит несколько маршрутов городских автобусов.

На протяжении почти пятнадцати километров в южном направлении, линия пролегает в тесном соседстве с многочисленными садово-огородными участками жителей города. В нынешнее время её можно было бы назвать «дачной» дорогой! Местность здесь красивая: сосновые леса, холмы, озёра.

В лесном посёлке Белое Озеро находится главная станция железной дороги. Здесь расположено депо и диспетчерская. Посёлок и станция навсегда запомнятся автору своим удивительно живописным, уютным пейзажем.

По состоянию на лето 1997 года, вывозки леса на дороге с недавних пор не было. Но пассажирские поезда регулярно курсировали между станциями Белое Озеро и Водогон.

Расписание было таким: отправление из Белого Озера на Водогон в 8:00 (понедельник, среда, пятница, суббота), 8:00 и 16:30 (воскресенье). Из Водогона на Белое Озеро — в 17:10 (понедельник, среда, пятница), 16:10 (суббота), 10:30 и 18:30 (воскресенье). Время в пути составляло около полутора часов.

В составе находилось два пассажирских вагона ПВ40, и несколько открытых вагонов (бортовых платформ), которые здесь называют «коробками». Присутствовал проводник, продававший билеты за 6000 рублей. На билетах стояла печать АО «Урзугалес».





Билеты для проезда в пассажирском поезде сообщением
Водогон — Белое Озеро, проданные в августе 1997 года.




К югу от Белого Озера регулярного движения в то время уже не было. Посёлок Палозеро числился нежилым. Но пути в том направлении лежали. По ним нередко ездили местные жители на мотодрезинах — «пионерках».

В дальнейшем положение ухудшалось. К сожалению, восстановить вывозку леса так и не удалось. Дорога сохраняется лишь ради сообщения с посёлком Белое Озеро.

По состоянию на 2002 год, АО «Урзугалес» являлось банкротом, и фактически было ликвидировано. Находилось немало желающих купить его имущество, прежде всего узкоколейную железную дорогу — чтобы снять рельсы и пустить их в металлолом. Но администрация Северодвинска не позволяла это сделать. Причина тому — наличие в посёлке Белое Озеро трёхсот постоянных жителей и отсутствие автомобильного сообщения с ним.

В местной газете за 15 августа 2002 года можно прочесть:

«Мэрия Северодвинска готова приобрести имущественный комплекс «Урзугалеса» за два миллиона рублей. Почти девяносто процентов его стоимости составляет железная дорога — пути, подвижной состав, депо и трансформаторная подстанция. Источники финансирования определяются.

Основная задача, стоящая перед мэрией Северодвинска, на сегодняшний день является следующей — отремонтировать белозерскую узкоколейку, сделать её безопасной для передвижения людей».


По состоянию на лето 2003 года, движение между Водогоном и Белым Озером сохраняется. Осталось всего лишь два исправных тепловоза.

В то время казалось, что перспективы дороги не обнадёживают. Делались заявления о том, что в достаточно близком будущем к посёлку Белое Озеро подведут автодорогу. Разумеется, тогда едва ли кто-либо запретил бы «коммерсантам» купить узкоколейную железную дорогу на металлолом.



Печальные варианты дальнейшего развития событий пока не воплотились. По состоянию на июль 2005 года, дорога действует, и находится в хорошем состоянии. Она является одной из лучших «пассажирских» узкоколейных железных дорог России, существенно превосходя по многим показателям узкоколейную железную дорогу Тумская — Голованова Дача.

Пассажирские вагоны (состав пассажирского поезда Белое Озеро — Водогон) находятся в почти идеальном состоянии. График движения поездов почти всегда соблюдается.

Для продажи билетов пассажирам проводник использует кассовый аппарат. Внешне билеты почти неотличимы от билетов на пригородные поезда сети «РЖД».




Билеты, проданные проводниками пассажирского поезда сообщением Белое Озеро — Водогон в июле 2005 года.





В бывший лесной, а ныне дачный посёлок Палозеро можно добраться только на съёмных мотодрезинах. Мост через реку Урзуга непригоден для движения «тяжёлого» подвижного состава, но участок находится в нормальном состоянии. В дачный сезон по пятницам, в вечернее время, по участку следует очень много дрезин, на которых в Палозеро добираются северодвинские дачники. По воскресеньям, в вечернее и ночное время, «дрезиновладельцы» едут в обратном направлении.













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ, ДОКУМЕНТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 7)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 8)    










27.03.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу