Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











КУЛИКОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Начальным пунктом Куликовской узкоколейной железной дороги является посёлок Куликово, расположенный в Красноборском районе Архангельской области, на правом берегу реки Уфтюга. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной», принадлежала Куликовскому лесопункту Красноборского леспромхоза.





история

Строительство посёлка Куликово началось в 1950 году. Завоз грузов производился по реке Уфтюга, судоходной только во время весеннего половодья. Вблизи берега реки за короткий период навигации создавали годовой запас всех необходимых материалов. Из Котласа на баржах доставлялись сборно-щитовые дома.

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1954 году. К концу 1954 года протяжённость узкоколейной железной дороги составляла 4 километра. Имелся один польский паровоз (скорее всего, Кп4), и три паровоза производства Воткинского машиностроительного завода (скорее всего, Вп разных типов).

Паровозы несколько раз возили на ремонт в Гайворон. Доставка производилась водным путём до Котласа (на барже в период высокой воды), затем на платформах до станции Рудница, далее — «на своих осях» по колее 750 мм.

В 1960 году был основан лесной посёлок Соймога (27 километров от Куликово). Туда были завезены на платформах щитовые дома, оборудование для пилорамы. В посёлке появился мастерский участок.

Первоначально магистраль узкоколейной железной дороги пролегала вблизи посёлка Соймога. Затем основной магистралью стало другое направление, оставляющее посёлок примерно в восьми километрах западнее.

В 1965 году на узкоколейную железную дорогу поступили первые тепловозы ТУ4, позднее — тепловозы ТУ7 (ТУ7А), ТУ6А и другие. По неподтверждённым данным, на пике развития дороги имелось 24 тепловоза.

Вблизи населённого пункта Ярухино (Ерохино) и аэропорта посёлка Куликово был построен основной нижний склад. Линия, ведущая на нижний склад, начиналась в двух километрах севернее станции Куликово. На нижнем складе имелся треугольник, предназначенный для разворота сцепов.

Завоз нового подвижного состава в те годы по-прежнему производился водным путём. Для пассажиров основным средством сообщения с посёлком Куликово были самолёты. Из аэропорта Куликово имелись рейсы на Красноборск (4 раза в день, ежедневно) и Котлас. Билет до Котласа стоил 2 рубля.

В 1997 году был закрыт посёлок Соймога. Все его жители были переселены в Куликово. Имевшиеся в посёлке дома разбирались и грузились на платформы.

Узкоколейная железная дорога получила значительное развитие в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Существовавшим в то время Куликовским строительным участком была построена новая линия значительной протяжённости — продление магистрали в северном направлении. Максимальная удалённость от посёлка Куликово составила почти 60 километров. Качество нового участка была достаточно хорошим — он был рассчитан на долговременную эксплуатацию. Вдоль путей устанавливались километровые и пикетные знаки.

В 1993 (?) году последний раз были завезены водным путём новые тепловозы. В том же году было отменено пассажирское воздушное сообщение, что значительно ухудшило условия жизни в посёлке. С этого времени в Куликово можно попасть только с помощью паромной переправы Красноборск — Дябрино, далее — по грунтовой автодороге низкого качества.

Состояние узкоколейной железной дороги год за годом ухудшалось. Новый участок работал сравнительно недолго — добыча леса в наиболее дальних кварталах была признана нецелесообразной, во многом из-за чрезмерно дальнего маршрута перевозки.

В феврале 1999 года автором был получен ответ на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить текущее состояние узкоколейной железной дороги. Из него следовало, что дорога действует, в летнее время лес вывозился с 53 километра магистрали, из Куликово туда следовал рабочий поезд (отправление в 6:30). Зимой «дальний» участок не работает, вывозка производится с 17 километра. В середине апреля планируется возобновить движение до «дальних» кварталов.

По неподтверждённым данным, в 2002 году вывозка леса велась с 52 километра. Начиная с 2003 года, весенний сплав леса по реке Уфтюга не производился — лес стали вывозить из Куликово исключительно автомобильным транспортом.





Состояние узкоколейной железной дороги на 2005 год

По данным на июнь 2005 года, узкоколейная железная дорога работает. Куликовский лесопункт Красноборского леспромхоза превращён в Куликовский мастерский участок ООО «Комарово-Коряжма». Фактический владелец дороги — Котласский целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный в городе Коряжма.

В 2003 году, почти сразу же после перехода лесопункта к новому владельцу, была закуплена импортная техника, позволяющая разделывать хлысты на сортименты непосредственно после валки. С этого времени лес по узкоколейной железной дороге перевозится в сортиментах, а не в хлыстах. Для перевозки сортиментов используются в основном платформы, а также переоборудованные сцепы.

Старый нижний склад заброшен и почти полностью разрушен, ведущая к нему линия узкоколейной железной дороги разобрана. Лишь на её начальном участке ещё лежат рельсы, там устроено «кладбище» подвижного состава. Насчитывается 5 разгромленных тепловозов, в том числе два тепловоза ТУ7А (их номера установить не удалось), тепловоз ТУ6А-2224.

Локомотивное депо представляет собой кирпичное здание сравнительно современной постройки. Оно находится в плохом состоянии (частично обрушилась крыша), используется в качестве конюшни.

Имеются исправные тепловозы ТУ6А-3484, ТУ6А-3915, ТУ8-0467, ТУ8-0471 (достоверность номера — под сомнением). Одной из самых ярких примет узкоколейной железной дороги представляется наличие на ней тепловоза ТУ6А-3915 — последней машины данной серии. Тепловоз ТУ6А является вторым по массовости узкоколейным локомотивом в СССР (после мотовоза МД54-4), и до сих пор остаётся одним из символов отечественных узкоколейных железных дорог.

Среди недействующих локомотивов, имеющихся вблизи главной станции в посёлке Куликово — тепловозы ТУ6А-3214 (достоверность номера — под сомнением), ТУ6А-3019 (либо 3012), тепловоз-дрезина ТУ6Д-0262, самоходная электростанция (мотовоз) ЭСУ2А-723.

На топливозаправочном пункте имеется разграбленный снегоочиститель ТУ7Р (номер установить не удалось), разграбленные путевые машины ДМ7 (?) и ВПР300У.

Вывозка леса производится с «уса», начинающегося на 15-м километре магистрали. По рабочим дня на «ус» следует рабочий поезд (отправление из Куликово в 6:30). По выходным дням дорога работает, производится вывозка леса, однако число рабочих, находящих в лесу — значительно меньшее, поэтому рабочие едут в лес в тепловозах, а не в пассажирском вагоне. В течение по узкоколейной железной дороге несколько следуют грузовые составы.

Ведётся строительство нового «уса», начинающегося на 19-м километре магистрали. Участок, расположенный севернее 19-го километра (ещё, по меньшей мере, 31 километр магистрали) используется для передвижения на съёмных мотодрезинах. Скорее всего, он вскоре будет разобран. По неподтверждённым данным, рельсы уже проданы неизвестной организации из Санкт-Петербурга.

На большей части линии к бывшему посёлку Соймога рельсы ещё лежат, однако из-за действий воров появился разрыв длиной не менее километра. Поэтому на дрезине до Соймоги уже не доехать. На месте посёлка осталось одно строение, в котором иногда ночуют охотники. Для движения «тяжёлого» подвижного состава линия на Соймогу непригодна. Местами путь сильно зарос.

Зимой (с момента установления зимников) узкоколейная железная дорога не действует. Весной узкоколейную железную дорогу «вскрывают», расчищая от снега. В пределах посёлка Куликово для этого используется трактор, в лесу — снегоочиститель.



В ходе поездки автора (26-27 июня 2005 года) был обследован участок узкоколейной железной дороги от Куликово до 50-го километра. Хотелось бы поблагодарить за оказанную помощь сотрудника Куликовского лесничества Геннадия Федосеева и работников библиотеки посёлка Куликово.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    РАЗНОЕ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    












10.07.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу