Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2021).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2018 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!









ЛЕПШИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Лепшинская узкоколейная железная дорога уничтожена спятившей «нечистью» в 2014 году.

Начальным пунктом Лéпшинской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Новая Лéпша (официальное название Лепша Новый), расположенный в Няндомском районе Архангельской области. Ранее начальным пунктом являлся посёлок Старая Лепша (официальное название — Лепша), расположенный вблизи одноимённой станции на железнодорожной магистрали Коноша — Обозерская.

Первый участок узкоколейной железной дороги был построен в 1952 году. Одновременно со строительством узкоколейной железной дороги строился посёлок Новая Лепша — центр Лепшинского лесопункта. Посёлок трудно отнести к категории лесных, так как он расположен в непосредственной близости от магистральной железнодорожной линии Коноша — Обозерская.

К концу 1950-х годов протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 30 километров. Появился лесной посёлок Шаленьга, на 25-м километре от Новой Лепши. Он был закрыт в 1970-х годах.



Участок Новая Лепша - Старая Лепша был окончательно разобран ориентировочно в 2004 году.

По состоянию на июнь 2009 года (второй приезд автора в Лепшу), узкоколейная железная дорога продолжала работать. Она являлась одной из крупнейших в Архангельской области.

Рабочий поезд, состоявший из двух пассажирских вагонов, отправлялся из Новой Лепши утром каждого рабочего дня, следовал до 40 километра магистрали. Ещё был цел главный «раритет» дороги - мотовоз ДМ48. Оставалась также автомотриса АМ1-113, в нерабочем состоянии.

В конце 2009 года последовали изменения в худшую сторону. Деятельность лесопункта была приостановлена. На тот момент можно было предположить: возможно, в 2010 году Лепшинская узкоколейная железная дорога будет полностью разобрана.

К глубокому прискорбию, большая, активная и мощная узкоколейная магистраль была полностью разграблена и разрушена в 2014 году.





Поездка (2002 год)

В Лепшу автору впервые довелось попасть 5 августа 2002 года, около 9 часов утра. Выхожу из пригородного поезда Няндома — Емца на безымянном остановочном пункте вблизи посёлка Новая Лепша (никакие поезда, кроме единственного пригородного, здесь не останавливаются).

Позднее стало известно, что начальная точка узкоколейной железной дороги находится в стороне от Новой Лепши, и представляет собой заросший травой разъезд с неиспользуемой деревянной пассажирской платформой. Эта платформа находится вблизи станции Лепша.

В 1950-е годы неподалёку отсюда был построен другой посёлок, который официально именуется Лепша-Новый. В нём располагается лесопункт и главная станция узкоколейной железной дороги. Соединяющий посёлки участок узкоколейной железной дороги, длиной 4 километра, использовался почти исключительно для перевозки пассажиров. До 2002 года по этому маршруту курсировал пассажирский поезд, состоявший из тепловоза ТУ6А с одним пассажирским вагоном. На нём жители поселка Лепша-Новый могли добраться на станцию широкой колеи, к поездам дальнего следования. Сейчас регулярного движения здесь нет, лишь изредка ездят мотодрезины-«пионерки». Скорее, этот участок ожидает скорая разборка.

Линия между Старой и Новой Лепшей пролегает параллельно подъездному пути широкой колеи и грунтовой дороге, соединяющей два посёлка, на незначительном удалении от них. Нижний склад лесопункта в Новой Лепше остаётся в стороне. На окраине посёлка находится сравнительно крупная по своим масштабам станция узкоколейной железной дороги, с деревянной пассажирской платформой у станционного здания, топливозаправочным пунктом и другими объектами.

Немногим дальше — деревянный мост над рекой Карза. На мосту имеется лишь один путь. За ним — вновь путевое развитие, депо и разворотный треугольник. Отсюда узкоколейная железная дорога углубляется в лес более чем на 50 километров.

Захожу в диспетчерскую. Её сотрудники были настроены доброжелательно, и сообщили все известные им сведения об узкоколейной железной дороге — благодарю их за это! Графики исполненного движения здесь уже не ведутся.

В утренний час станция заполнена людьми, желающими уехать в лес. Это не только те, кто едет на работу (на лесозаготовку или ремонт пути). Едва ли не большинство пассажиров — сборщики грибов и ягод с «шарабанами» — металлическими ящиками, переносящимися на плечах, как рюкзаки. У платформы стоят два пассажирских вагона, заняты манёврами тепловозы.

Пассажирский поезд отправился по расписанию — в семь часов. Еду в кабине тепловоза, чтобы получить возможность осматривать линию. Магистраль узкоколейной железной дороги петляет по лесным массивам. Скорость поезда достаточно велика.

Несколько раз поезд останавливается, высаживая ягодников — в определённых местах, на установленных остановочных пунктах.

Встретилась одна действующая боковая ветка. На 25 километре врываемся в луговое раздолье — здесь когда-то был лесной посёлок Шаленьга.

28-й километр. Влево отходит действующая ветка. Тепловоз с одним из пассажирских вагонов направился туда, второй вагон остался стоять на магистрали. Примерно через час из Лепши прибыл другой тепловоз, поехали дальше — вагоном вперёд.

В районе 30 километра линия проходит вдоль небольшого озера Карзинское. На 32 километре — пересечение с грунтовой автодорогой Шалакуша — Ступинская. Это дорога вполне доступна для легкового автомобиля, о чём говорил стоящий у переезда «Москвич-412». Поезд останавливается, кто-то из пассажиров выходит и направляется к автомобилю — неординарная ситуация для лесовозной железной дороги!

Ещё через несколько километров — строительство уса, где был оставлен вагон. В тепловоз пересели женщины, которым предстояло весь день заниматься тяжёлым ручным трудом — заменять шпалы на 40 километре...

Отправившись в обратную сторону, на разъезде 33 километр забираем порожние платформы. В момент трогания вторая от локомотива платформа сошла с рельсов. Машинисты пытаются поставить её на место, но после безуспешной езды тележки по шпалам, положение ещё более ухудшается: при резком рывке первая платформа подпрыгнула и опустилась буфером на свалившуюся. В момент следующего рывка вперёд она «встала на дыбы». В результате этого не только второй путь разъезда, но и вся линия оказалась закупорена.

Два часа тяжелейшей работы потребовалось, чтобы освободить линию. С помощью шпал, лома, «резки» (куска рельса), бесчисленных рывков тепловозом и огромных мускульных усилий первую платформу удалось посадить на тележку («каретку», как говорили машинисты) и отправиться дальше. Шкворень, к счастью, оказалось возможным вставить сверху. А вторая платформа надолго останется на разъезде.

Больше всего огорчает, что подобные события на всякой лесовозной узкоколейной железной дороге сейчас совершенно обыденны и привычны.

Осматриваю 9-ю ветку (отходит на 28 километре). Она углубляется в лес на 4 километра в северном направлении. Как и всюду, здесь рельсы ненадёжно прибиты к «круглым» шпалам с промежутком 1-2 метра. Они уложены на стволы и ветки, или просто на землю. Большинство веток сейчас строится по технологии строительства временных усов. Уклоны в некоторых местах — такие, что даже пешком подниматься наверх тяжело.

Затем я направляюсь к самому дальнему на сегодняшний день месту, до которого можно доехать по узкоколейной железной дороге. Это строящийся мост через реку Мялсома, расположенный на 44-м километре. Мост возводится взамен старого, пришедшего в негодность. Деревянные сваи забиваются агрегатом на гусеничном ходу, работает бульдозер. По планам леспромхоза, заготовка леса начнется дальше, за Мялсомой. В ближайшие годы Лепшинская узкоколейная железная дорога получит некоторое развитие.



Теперь — в обратный путь. Опять ожидание на 28-м километре. С 9-й ветки подходит пассажирский поезд, и с огромной скоростью (по моим ощущениям, на прямолинейных участках она доходила до 50-60 км/час) мчится в Лепшу. Исследование ещё одной узкоколейной железной дороги подходит к концу.

Завтра меня ждёт следующая узкоколейная железная дорога — Ивакшанская. Чтобы не терять лишний день, решаю идти в этом направлении пешком, и к ночи попасть в посёлок Ивакша.











_________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________







Пути широкой (подъездной путь к нижнему складу) и узкой колеи в посёлке Лепша Новый.
05.08.2002







Главная станция узкоколейной железной дороги и нижний склад.
Справа — главное станционное здание. Вид со стороны леса.
05.08.2002







Вид со стороны леса на депо Лепшинской узкоколейной железной дороги.
05.08.2002







Участок магистральной линии вблизи Карзинского озера. Вид в сторону леса.
06.08.2002







Впереди — переезд на 32 километре (автодорога Шалакуша — Ступинская). Вид в сторону леса.
06.08.2002









Впереди — крайний пункт 9-й ветки.
06.08.2002







9-я ветка, примерно в 3 километрах севернее магистрали (28 км). Вид в сторону верхних складов.
06.08.2002







9-я ветка, вид в сторону магистрали узкоколейной железной дороги.
06.08.2002







Участок пути на 9-й ветке.
06.08.2002







28-й километр. Вид в сторону леса. Снимок сделан с 4-х метровой высоты гружёного сцепа.
06.08.2002







Участок магистрали, расположенный недалеко от 28-го километра. Вид в сторону Лепши.
06.08.2002







Cтроительство моста через Мялсому на 44-м километре.
06.08.2002







Участок пути вблизи станции Лепша на железнодорожной магистрали Москва — Архангельск (окраина посёлка
Старая Лепша). Вид в северном направлении, в сторону начального пункта узкоколейной железной дороги.
06.08.2002







Посёлок Старая Лепша. Здесь начинается Лепшинская узкоколейная железная дорога.
До 2002 года от этой платформы отправлялся пассажирский поезд
сообщением Старая Лепша — Новая Лепша.
06.08.2002













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НИЖНИЙ СКЛАД И ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (НИЖНИЙ СКЛАД И ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (НИЖНИЙ СКЛАД И ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (НИЖНИЙ СКЛАД И ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ОТПРАВЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ПОЕЗДА С ГЛАВНОЙ СТАНЦИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, НИЖНИЙ СКЛАД, КАБИНА МД54-4 В ПОСЁЛКЕ)
   











11.2002 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу