МАЛОШУЙСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Малошуйской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Малошуйка, расположенный у станции Малошуйка на железнодорожной линии Обозерская — Беломорск. Узкоколейная железная дорога принадлежала Малошуйскому леспромхозу. В Малошуйке находился Центральный лесопункт.

Посёлок Малошуйка возник в конце 1930-х годов, при строительстве железной дороги Сорокская — Обозерская. Название происходит от села Малошуйка, расположенного в 4 километрах севернее (на топографических картах обозначено как Абрамовская).

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1949 год (по другим данным — 1955 год). В посёлке Малошуйка в то время находилась «зона». Рабочей силой на строительстве узкоколейной железной дороги были заключённые.

До 1970-х годов существовали две магистральные линии узкоколейной железной дороги: на юг и на юго-запад от посёлка Малошуйка. Имелись лесные посёлки Перингозеро и Холмы (возможно, в нём не было постоянных жителей). В 1970-х годах «южная» магистраль была разобрана, посёлок Перингозеро был закрыт.

По состоянию на июнь 2005 года, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 65 километров. Вывозка леса по ней не производилась. Согласно подсчётам, произведённым ОАО «Малошуйкалес» (Малошуйский леспромхоз), себестоимость вывоза одного кубометра древесины по узкоколейной железной дороге составляет около 900 рублей, тогда как по автодороге — около 600 рублей.

В депо, расположенном в посёлке Малошуйка, находились тепловозы ТУ6А-2381, ТУ6А-3676, ТУ8-0521, ТУ8-0225 (достоверность номера — под сомнением). Вблизи депо стоял тепловоз ТУ6А-0459 (разграблен, сохранилась только кабина), на территории нижнего склада находилась кабина самоходной электростанции ЭСУ1-044.

Ставился вопрос о продаже тепловозов для использования на Кодинской узкоколейной железной дороге, либо на Сывтугской узкоколейной железной дороге (последнее представлялось более вероятным).

По состоянию на июнь 2006 года, узкоколейная железная дорога разбиралась. Оставалось 42 километра магистрали, с каждым днём её протяжённость сокращалась. Для разборки пути путерасшивателем и для вывоза рельсов использовался тепловоз ТУ6А-3676. Он был единственным исправным локомотивом, остававшимся к этому времени на узкоколейной железной дороге. На нижнем складе стояли частично разрезанные тепловозы ТУ6А, один из них — ТУ6А-2381. На ширококолейном подъездном пути, пролегающем по территории нижнего склада, стоял разграбленный тепловоз широкой колеи ТКГ2-1-8909.

Со слов руководителя ОАО «Малошуйкалес», оба тепловоза ТУ8 были отправлены в Шомокшу, на Сывтугскую узкоколейную железную дорогу. Желающих приобрести тепловоз ТУ6А-2381, очевидно, не нашлось…

Ориентировочная дата завершения разборки узкоколейной железной дороги — конец 2006 года.









Авария на 32 километре. 1973 год. Фотография предоставлена бывшим работником узкоколейной железной дороги
и бывшим начальником Центрального лесопункта Симачковым Василием Ивановичем.









Тепловоз ТУ6А-3676 на «втором» («дальнем») мосту через реку Малошуйка.
29.06.2006











ИЗОБРАЖЕНИЯ


ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (СЪЁМКА АНАЛОГОВОЙ ФОТОКАМЕРОЙ)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (СЪЁМКА ЦИФРОВОЙ ФОТОКАМЕРОЙ)


ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 7)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 8)









19.01.2006 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика