Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЧЕРЁМУШСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Черёмушской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Черёмушский (неофициальное название — Черёмуха), расположенный вблизи станции Черёмуха на железнодорожной линии Котлас — Микунь (историческая Печорская железная дорога).

Согласно отчётам, находившимся в бывшем Министерстве лесной промышленности, узкоколейная железная дорога была открыта в 1947 году. По информации от С. Костыгова, примерно десятью годами ранее, во времена строительства Печорской железной дороги, здесь была построена временная узкоколейная железная дорога протяжённостью около 10 километров, предназначенная для доставки песка из карьера на трассу строящейся Печорской железнодорожной магистрали. После завершения отсыпки насыпи (не позднее 1940 года) эта узкоколейная железная дорога была разобрана. При строительстве новой лесовозной узкоколейной железной дороги была использована насыпь старой — «песковозной».

В 1951 году на узкоколейной железной дороге возник лесной посёлок Третьячиха (12 километров от Черёмухи). Позднее протяжённость магистрали была увеличена, в 1960-х годах она составляла свыше 30 километров.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, затем — различные мотовозы, тепловозы ТУ4, ТУ6А, ТУ7. До 1970-х годов узкоколейная железная дорога принадлежала Лимендскому леспромхозу. В посёлке Черёмуха находился Черёмушский лесопункт. В более позднее время дорога принадлежала Нюбскому леспромхозу, Котласскому комплексному леспромхозу.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в первой половине 1990-х годов (возможно, разборка была закончена в 1995 году). Все жители лесного посёлка Третьячиха были переселены в другие населённые пункты.

Узкоколейная железная дорога была посещена автором в сентябре 1999 года. Тогда я не располагал информацией о том, что дорога разобрана. Оказавшись поздним вечером на станции Сольвычегодск, решаю попасть в Черёмуху до наступления утра, чтобы получить возможность выехать по узкоколейной железной дороге в лес (на большинстве лесовозных узкоколейных железных дорог поезда отправляются в лес только утром). Сделать это было возможно лишь одним способом — пройдя от Сольвычегодска до Черёмухи по шпалам железнодорожной магистрали (расстояние — около 20 километров).

Как выяснилось на месте, малоприятный и рискованный поход был напрасным — узкоколейная железная дорога полностью разобрана, от неё не осталось почти никаких следов…









«Вывозка леса в хлыстах в Лимендском леспромхозе». Фотография из книги о Котласском районе.
Сделана в 1950-х либо 1960-х годах.












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












30.03.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу