Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УДИМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА











Начальным пунктом Удимской узкоколейной железной дороги является посёлок Удима (официальное название – Удимский), расположенный у станции Удима на железнодорожной магистрали Вельск – Котлас (историческая Печорская железная дорога). Узкоколейная железная дорога является лесовозной.



Узкоколейная железная дорога возникла до появления Печорской железной дороги и посёлка Удима (ориентировочная дата открытия первого участка – 1938 год). Её начальным пунктом являлся посёлок Приводино, расположенный вблизи берега реки Малая Северная Двина. От нижнего склада вблизи посёлка Приводино лес сплавлялся по реке. В Приводино находилось паровозное депо.

Отсчёт расстояния на магистрали вёлся от Приводино. На 14-м километре отходила ветка к посёлку (с 1947 года – городу) Красавино, расположенному на территории Вологодской области. Потребителями древесины в Красавино являлись промышленные предприятия, прежде всего льнокомбинат – основным видом топлива на нём в то время были дрова.

Датой основания Удимского леспромхоза считается 1943 год. Центром леспромхоза стал новый посёлок Удима, возникший вблизи одноимённой станции на Печорской железнодорожной магистрали. В 1946 году был построен первый участок Удимской узкоколейной железной дороги, расположенный вблизи посёлка Удима. Позднее Удимский леспромхоз был переименован в Ерогодский, однако узкоколейная железная дорога сохранила прежнее название.

В 1950-х годах Удимская узкоколейная железная дорога была соединена с узкоколейной железной дорогой, начальным пунктом являлся посёлок Приводино. На объединённой железнодорожной сети появились лесные посёлки Бельск, Молодых и Узьма. В посёлке Молодых первоначально была «зона» где содержались репрессированные жители стран Балтии (?), а также немцы Поволжья. Население посёлка Узьма состояло в основном из немцев Поволжья.

Позднее окружавшая Молодых колючая проволока была убрана – «лагерь» превратился в обычный населённый пункт. Посёлок Узьма в 1960-х годах был ликвидирован. Однако приблизительно тогда же на узкоколейной железной новый лесной посёлок Рябиновка Он был расположен в 37 километрах от Удимы. На топографических картах Рябиновка всегда обозначалась как Коптелка - такое название имела деревня, существовавшая на этом месте до появления лесного посёлка.

В течение некоторого времени отсчёт расстояния на километровых знаках на всём протяжении магистрали Удима – Приводино вёлся от станции Приводино (так, в двух километрах от Удимы была станция 47 километр).

По воспоминаниям старожилов посёлка Удима, в 1950-х годах здесь действовали разные лесозаготовительные предприятия: один из лесопунктов Великоустюгского леспромхоза (к югу от железнодорожной магистрали широкой колеи), и Удимский (Ерогодский) леспромхоз – к северу от железнодорожной магистрали широкой колеи. Южная часть посёлка Удима находилась в подчинении Великоустюгского района Вологодской области.

Линии на Приводино и Красавино были закрыты в начале 1970-х годов (либо несколько ранее). Одной из причин их закрытия являлось строительство железнодорожной линии широкой колеи Ядриха – Великий Устюг. Со слов бывших работников Удимского леспромхоза, рельсы после закрытия снимались не сразу. Скорее всего, линия на Приводино была закрыта раньше, чем линия на Красавино. Все километровые знаки на сохранившемся участке магистрали Удима – Приводино были заменены – отсчёт расстояния стал вестись от Удимы.

Первый тепловоз ТУ4 поступил на узкоколейную железную дорогу до 1965 года. Почти одновременно поступили мотовозы МД54-4. В 1984 (?) году ТУ4 перестали работать на дороге. Тяжёлые магистральные тепловозы ТУ7, по решению руководства Ерогодского леспромхоза, не использовались на Удимской узкоколейной железной дороге (причина – слабость верхнего строения пути, обилие заболоченных участков), но поступали на соседнюю Ерогодскую узкоколейную железную дорогу.

В 1970-х годах на Удимской узкоколейной железной дороге имелось три посёлка, являвшихся центрами лесопунктов: Рябиновка (Рябиновский лесопункт), Бельск (Бельский лесопункт), Молодых (Северный лесопункт).

Узкоколейная железная дорога была задействована в строительстве магистрального газопровода Ухта – Торжок. По ней на отдалённые участки строящегося газопровода подвозились трубы.

В 1980 году был выселен посёлок Бельск, в 1984 (?) году – Молодых. В Бельске планировалось организовать подсобное хозяйство Удимского леспромхоза, но через некоторое время после закрытия посёлок сгорел, что помешало реализовать эти планы.

В начале 1980-х годов силами студенческих строительных отрядов был построен так называемый «БАМ» - участок магистрали узкоколейной железной дороги, расположенный южнее станции Рябиновка. Максимальная удалённость магистрали от станции Удима составила не менее 62 километров.

В 1990-х годах жители посёлка Рябиновка были переселены в Удиму. Ни одного лесного посёлка на узкоколейной железной дороге не осталось. Было прекращено пассажирское движение (в последние годы поезд из Удимы на Рябиновку отправлялся в 3:00, из Рябиновки на Удиму - в 5:00).



По состоянию на сентябрь 2005 года, Удимская узкоколейная железная дорога работает. Среди локомотивов – тепловозы ТУ6А-3146, ТУ6А-3271, ТУ6А-3438, ТУ6А-3487, ТУ6А-3741 (достоверность номера – под сомнением, возможно, табличка была переставлена с другого тепловоза), ТУ6А-3841, тепловоз-дрезина ТУ6Д-0336. В августе 2005 года, после завершения разборки Ерогодской узкоколейной железной дороги, из Ерги в Удиму был привезён исправный тепловоз ТУ6А, имеющий разные стеклянные таблички: с одной стороны – ТУ6А-3843, с другой – ТУ7-2571. «Левая» табличка была вставлена для того, чтобы во время движения в предназначенный для таблички проём не попадала вода.

Недействующие и фрагментарно сохранившиеся тепловозы, номера которых удалось установить: ТУ4-2275, ТУ4-3005, ТУ6А-0071. Со слов железнодорожников, когда-то имелся тепловоз-автомотриса ТУ6П (ТУ8П), который называли «Боинг 747».



Основной район погрузки леса находится в нескольких километрах восточнее бывшего посёлка Молодых. Утром каждого рабочего дня из Удимы к местам погрузки леса отправляется рабочий поезд, состоящий из пассажирских вагонов.

Участок магистрали, расположенный южнее станции Рябиновка, решено полностью разобрать. Работу по ликвидации «БАМа» ведёт бригада приезжих «разбиральщиков» (в основном, из числа жителей города Коряжма), недавно закончившая разборку Ерогодской узкоколейной железной дороги. Участок до станции Рябиновка ещё на несколько лет будет сохранён (хотя в бывшем посёлке Рябиновка не осталось ничего, кроме редких развалин).









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДРУГОЕ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 7)    












11.01.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу