Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ДОРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Дорской узкоколейной железной дороги (неправильное название — Волошская узкоколейная железная дорога) является посёлок Волошка Коношского района Архангельской области. Узкоколейная железная дорога принадлежала Коношскому леспромхозу (Волошский лесопункт). Дорога имеет выход к путям широкой колеи (железнодорожная линия Вандыш — Волошка).

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1951 год.

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была окончательно прекращена в 2006 году. Вскоре началось снятие рельсов на магистрали.

Ликвидация узкоколейной железной дороги была завершена в январе 2007 года. По информации от Сергея Костыгова (на июль 2007 года), узкоколейная железная дорога полностью разобрана. В Волошке производится порезка последних вагонов и локомотивов.







На момент поездки автора, произведённой 4 августа 2002 года, узкоколейная железная дорога действовала. Движение было достаточно активным.

Полное описание экспедиции в Архангельскую область: http://infojd.ru/dop/poezdka2002arh.html.

На нижнем складе в Волошке пути узкой колеи накатаны. Стоят гружёные хлыстами сцепы. Далее начинается главная станция узкоколейной железной дороги. Здесь имеется деревянное здание диспетчерской, разворотная петля. Она занята составом порожних сцепов. Рядом стоят под открытым небом пассажирские вагоны и тепловозы.

От станции в лес уходит магистраль узкоколейной железной дороги. На протяжении первого километра она проходит в пределах посёлка Волошка. Вдоль неё возведено около двух десятков гаражей с мотодрезинами личного пользования — «пионерками».

С левой стороны есть два коротких ответвления — к пункту заправки ГСМ и к мехбазе, одновременно выполняющей функции ремонтного депо. У топливозаправки стоит на вечном приколе вагон-цистерна выпуска 1950-х годов (Чесноковский завод в нынешнем городе Новоалтайск Алтайского края).

Посёлок заканчивается мостом через реку Волошка. Мост деревянный, совсем недавно был отремонтирован. На 11 километре, где магистраль поворачивает влево, действующая ветка уходит прямо, в сторону 8 квартала.

Регулярное движение поездов на узкоколейной железной дороге — до 18 километра. Здесь начинается ветка — с правой стороны от магистрали, ведёт в 66 квартал (расстояние около 5 километров).

Номера кварталов присутствуют на карте масштаба 1:100 000 «Топоровская» из серии «километровок» по Архангельской области. Но на изданных к нынешнему моменту картах масштаба 1:100 000 эта ветка показана как ведущая лишь в гравийный карьер.

Карьер давно закрыт, но на его месте находится одна из достопримечательностей дороги — забытый в лесу старый пассажирский вагон польского производства Pafawag.

Последние годы вагон выполнял функцию передвижной мастерской. Удивительно, но он остался в неплохом состоянии, даже оконные стёкла были целы. Ещё один такой же вагон, но уже в разгромленном состоянии, был обнаружен в Волошке, у «станции» широкой колеи.

От 18 километра магистраль уходит дальше вглубь бескрайних лесов. Сейчас рельсы обрываются на 27 километре. Когда-то самой дальней точкой был 46 километр. На участках, где рельсы ещё остались, ездят местные жители на «пионерках».

Пассажирский поезд отправляется из Волошки каждый рабочий день в 7 часов утра. Он состоит из двух вагонов — первый следует до 18 километра и далее до места лесозаготовок, второй — отцепляется на 11 километре. Затем другой тепловоз забирает его на соответствующую ветку.

Вслед за пассажирским поездом в лес уходят составы порожних сцепов. Сразу после загрузки они отправляются обратно. Пассажирские вагоны возвращаются вечером. Данная схема организации движения стандартна для большинства активно действующих лесовозных узкоколейных железных дорог.

Зимой узкоколейная железная дорога, в зависимости от текущей расстановки мест лесозаготовок, может действовать, а может и прекращать работу — в разные годы бывает по-разному.

Состояние пути на магистрали здесь, быть может, даже чуть лучше среднего — составы гружёных сцепов движутся достаточно быстро, следов аварий не очень много.

Когда нештатная ситуация всё же случается, помощи ждать приходится долго — радиосвязь с диспетчерской не работает! Даже посреди рабочего дня главное станционное здание в Волошке можно найти запертым. При этом два или три тепловоза находятся на далёких лесных перегонах.











__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________







Путь узкоколейной железной дороги на нижнем складе в посёлке Волошка. Вид в сторону тупика.
03.08.2002







Главная станция Дорской узкоколейной железной дороги. Вид со стороны нижнего склада.
Слева — пассажирский вагон и главное здание.
03.08.2002







Главная станция осталась позади. Вид со стороны леса.
03.08.2002







Правый берег реки Волошка в черте посёлка. Вдали виден мост Дорской узкоколейной железной дороги.
03.08.2002









Мост через реку Волошка. Вид со стороны леса в направлении центра посёлка Волошка.
03.08.2002







Участок магистральной линии узкоколейной железной дороги, 5-й километр (ориентировочно).
04.08.2002







18 километр. Магистраль — прямо, ветка — направо.
04.08.2002







Участок ветки, начинающейся на 18 километре магистрали.
04.08.2002







Cостав порожних сцепов на ветке от 18 километра.
04.08.2002













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












11.2002 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу