Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











АНТРОПОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Антроповской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Антропово (центр Антроповского района Костромской области), расположенный вблизи станции Антропово на железнодорожной линии Галич — Котельнич. Узкоколейная железная дорога была лесовозной. Первый участок Антроповской узкоколейной железной дороги был введён в эксплуатацию в 1950 году.

На протяжении некоторого времени Антроповская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Введенской узкоколейной железной дорогой, расположенной в Чухломском районе Костромской области. Суммарная протяжённость единой сети составляла не менее 90 километров. Имелось несколько лесных посёлков. Все они существовали недолго: последний из посёлков, Маховатка, выселили в 1980-х годах. Тогда же Введенская узкоколейная железная дорога вновь стала изолированной.



Раздельные пункты Антроповской узкоколейной железной дороги
(по данным графика исполненного движения 1997 г.)

0 км Лесная (посёлок Антропово, нижний склад леспромхоза)
9 км Могучево
16 км Лесниково
22 км Бушуево (Маховатка)
30 км 26-я обгонная
32 км 53-й квартал
36 км 19-й квартал
38 км 20-й квартал




По состоянию на сентябрь 1997 года, на станции Лесная действовала диспетчерская. На станцию ежедневно поступали составы с хлыстами. Максимальное расстояние вывоза леса составляло 38 километров, использовалось несколько веток и усов. Рабочий поезд ежедневно курсировал до разъезда 26-я обгонная.







*     *     *


В 2000 году леспромхозом было принято решение о полном переходе на автовывозку и ликвидации узкоколейной железной дороги. Весной 2001 года началось снятие рельсов. На несколько месяцев из лесовозной Антроповская узкоколейная железная дорога превратилась в «рельсовозную».

В июне 2001 года, когда мне удалось приехать в Антропово, оставалось 20 километров пути. Здесь светлые ночи, поэтому рельсы снимают в ночное время. Это может показаться странным, но лишь на первый взгляд — кровососущие насекомые в сочетании с жарой создают невыносимые условия для работы днём.

На узкоколейной железной дороге остался один тепловоз и несколько вагонов-платформ. Почти всё остальное уже вывезено или разбито. От здания диспетчерской на станции Лесная нет и следа — сгорело.

Но совсем необитаемой станция не выглядит — здесь поставлена бытовка, в которой живут люди, рядом с ней — автомобиль. Предприятие, купившее узкоколейную железную дорогу в качестве металлолома, прислало сюда своих представителей — следить за процессом разборки.



Около часа ночи состав отправляется на 20 километр. Как призрак, скользит тепловоз с двумя платформами в туманной мгле, среди спящих лесов и полей.



В два часа ночи миновали полузаброшенную деревню Ермолино на 18 километре («лесным посёлком» она не является, так как возникла задолго до появления узкоколейной железной дороги). Вскоре после Ермолино рельсовый путь заканчивается.

Ещё несколько минут, и «процесс пошёл». Под рельсы засунули путерасшиватель (достаточно примитивную металлическую конструкцию, сваренную местными умельцами).

Путерасшиватель соединили с буфером передней платформы, и состав двинулся назад. Дизель с трудом выдерживает непосильную нагрузку, тепловоз прыгает, колёса пробуксовывают, искры из-под них летят снопами...

Тем не менее, «железяка» с диким грохотом продвигается. При этом она вырывает и разрывает костыли, превращает в труху шпалы.

Путерасшиватели на узкоколейных железных дорогах применяются не только при их окончательной ликвидации – чаще всего при разборке временных «усов». Между тем, такой способ разрушения железнодорожного пути нам известен главным образом из опыта Великой Отечественной Войны. До Костромской области враги тогда не дошли. Интересно, зачем же теперь, спустя 60 лет, её словно бы готовят к сдаче неизвестному противнику?

Потом рельсовые плети разбирают, освобождая от накладок, и грузят на платформу. К восьми часам утра, когда состав двинулся назад — в Антропово, длина узкоколейной железной дороги сократилась ещё метров на триста...

К концу 2001 года узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.





Введенская узкоколейная железная дорога действовала до 2003 года, и была полностью разобрана в 2004 году.











___________________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________________








Антроповская и Введенская узкоколейные железные дороги на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1988 году.






Один из путей на территории нижнего склада леспромхоза (станция Лесная, посёлок Антропово).
28.06.2001







Участок пути к северу от территории нижнего склада. Впереди — полуразрушенная станция Лесная.
28.06.2001







Пути в центре станции Лесная (посёлок Антропово).
28.06.2001







Немногим севернее центра станции Лесная. Здесь линия узкоколейной железной дороги
«скрывается» в лесу. Вид в северном направлении.
28.06.2001







Несколько севернее, вид в том же направлении. Впереди — последняя стрелка.
28.06.2001







Место выгрузки рельсов на нижнем складе (посёлок Антропово).
28.06.2001







Деревня Ермолино. Точка съёмки — линия узкоколейной железной дороги. Сама она в кадр не вошла.
29.06.2001







Там же, вид в северном направлении. Рельсы здесь лежат последние дни...
29.06.2001







Место, где был посёлок Маховатка.
29.06.2001







Разобранная магистраль узкоколейной железной дороги в бывшем посёлке Маховатка.
29.06.2001







Разобранная магистраль узкоколейной железной дороги на южной окраине бывшего посёлка Маховатка.
29.06.2001







Разобранная магистраль узкоколейной железной дороги между бывшим посёлком Маховатка
и населённым пунктом Ермолино. Чудом уцелевший фрагмент рельсового пути.
29.06.2001







Мост узкоколейной железной дороги над рекой Ега на 17-м километре.
29.06.2001


















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    










11.2002 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Костромской области»

на главную страницу