Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БЕЛЬНИКОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ








Бельникóвское торфопредприятие находится в посёлке Нóмжа Нейского района Костромской области, вблизи одноимённой станции на железнодорожной магистрали Галич — Котельнич (историческая Вологодско-Вятская железнодорожная линия). В ведении торфопредприятия находится единственная сохранившаяся в Костромской области узкоколейная железная дорога торфовозного назначения.



История

Запасы торфа на Бельниковско-Васюковском торфомассиве в 1950-е годы были оценены в 17 596 000 кубометров. В 1962 году возникло Бельниковское торфопредприятие. Вблизи станции Номжа появился новый жилой посёлок, застраивавшийся двухэтажными кирпичными домами со всеми удобствами. Почти в центре посёлка строилось депо узкоколейной железной дороги, а к западу от него — перегрузочная станция с устройствами перегруза торфа из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи.

В 1964 году началась массовая вывозка торфа. На торфополях появилось не менее двух производственных участков. Позднее их стало четыре. Вначале 1-й производственный участок находился не в том месте, где он находится сейчас.

Узкоколейная железная дорога никогда не отличалась большой протяжённостью (максимальная длина, без учёта станционных и временных путей, не превышала 25 километров). Но объём вывозки торфа был весьма значительным.





Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000.






На протяжении 1990-х годов торф поставлялся на Костромскую ТЭЦ-1, и на электростанцию (котельную) в городе Мантурово — центре одного из соседних районов.

В 1999 году (ориентировочно) из соседнего посёлка Тотомица, с уничтожаемой Потрусовской узкоколейной железной дороги в Номжу был доставлен тепловоз-автомотриса ТУ6П-0004.









История посёлка Номжа и Бельниковского торфопредприятия (автор — А. Г. Пискунов)

В 1958 году начались детальные изыскания торфяных болот, которые проводились московским проектным институтом «Гипроторф» и горьковским институтом «Гипроторфразведка».

В 1962 году закончилось составление проекта торфодобывающего предприятия с объёмом ежегодной добычи в 440 тысяч тонн топливного фрезерного торфа. Срок эксплуатации месторождений первой очереди прогнозировался в 50 лет.

Работа торфопредприятия, названного по имени ближайшего к Номже Бельниковского торфяного массива, началась в 1962 году. Сохранился документ, ставший стартовым для нового предприятия: «На основании приказа № 3-к от 17 января 1962 года райэнергоуправления Костромского совнархоза с 20 января 1962 года приступил к исполнению служебных обязанностей. Директор торфопредприятия С.А. Орлов».

Чтобы вести промышленную добычу торфа, нужно было провести целый ряд подготовительных работ: углубить русло реки и главный водоприёмник, прорыть магистральные каналы от реки до болот, свести на болотах лес, выкорчевать пни и т. д. Основные объёмы этих работ были закончены к весне 1966 года. В этот же год потребителям были отправлены первые тонны торфа.

Потребителями продукции Бельниковского торфопредприятия были Костромская ТЭЦ, Шарьинская ТЭЦ, Мантуровский биохимзавод, а также десятки сельхозпредприятий Нейского, Парфеньевского и Антроповского районов.

В конце 60-х годов Бельниковское торфопредприятие окончательно утвердилось в качестве если и не градо-, то посёлкообразующего предприятия. К этому времени окрестные деревни практически полностью обезлюдели, колхоз «Правда» Парфеньевского района, объединявший их, прекратил слое существование. Закрылся и лесоучасток. Принадлежащее ему жилье и основные фонды отошли к торфопредприятию. [Бывшая лесовозная] узкоколейная железная дорога в 1969 году была передана стеклозаводу «Коммунар».

В декабре 1967 года посёлок Номжа получил собственный поселковый Совет и административную самостоятельность, выделившись из подчинения Ёлкинского сельсовета.

Непрерывный рост производства вновь потребовал всё большего числа рабочих. Посёлок расширялся за счет новосёлов из Нейского, Мантуровского, Макарьевского районов. Принимались и сезонные рабочие из Мордовии и Чувашии. В 1970-е годы на добыче торфа работало 420 человек, а население посёлка составляло 1200 человек.

К 1988 году в посёлке Номжа было построено 12460 квадратных метров жилья, школа, детский сад, клуб, магазины, столовая, дом быта, почта, основано подсобное хозяйство, подготовлено 315 гектаров производственных площадей. В 1991 году вступила в строй работающая на торфе котельная, в 1996 году начато строительство торфобрикетного завода.

Несмотря на все экономические трудности переходного периода, Бельниковское торфопредприятие не только сохранило производственные мощности и квалифицированные кадры, но и имеет сегодня неплохие перспективы для дальнейшего развития. Значительная заслуга в этом принадлежит В.П. Фомичеву, который был директором в 1985-1998 годах. В самые сложные, кризисные годы он сумел сохранить рабочие места, не позволил закрыть предприятие или разделить его на части.

Особое место в истории посёлка Номжа занимает Алексей Александрович Зобницев. Уроженец деревни Тарасово, он прошёл свой трудовой путь вместе с основным предприятием бывшей Пезобольской волости. В 1962 году он поступил на торфопредприятие, где проработал 26 лет, из них 18 лет возглавлял промышленное и гражданское строительство. С 1988 по 1992 год Алексей Александрович был председателем поселкового Совета. Кроме того, А. А. Зобницев является летописцем истории номженского края.













Состояние железной дороги на август 2004 года

Узкоколейная железная дорога работает. Торф по-прежнему перегружается в вагоны широкой колеи, но отправляется только на Шарьинскую ТЭЦ. Кроме того, на торфе работает котельная в посёлке Номжа.

В местной прессе утверждается, что посёлок Номжа признан лучшим в Нейском районе по качеству отопления жилого фонда. В номжинских многоквартирных домах не бывает холодно даже в самые сильные морозы. На Бельниковском торфопредприятии (ОАО «Бельниковское»), между тем, уверяют, что поставка топливного торфа для посёлка приносит убытки.

С 2006 года планируется перевести Шарьинскую ТЭЦ на газовое топливо. Хотелось бы надеяться, что после этого будет найден другой крупный потребитель топливного торфа, но нельзя исключать и того, что перегруз торфа на широкую колею прекратится…

В небольших объёмах торф поставляется для сельскохозяйственных предприятий. Есть планы строительства в Номже торфобрикетного цеха.

Единственный активно работающий производственный участок — 3-й. Находится на расстоянии 12 километров от Номжи. Каждый рабочий день, в 8:00, от локомотивного депо в посёлке Номжа до 3-го участка отправляется рабочий поезд, состоящий из одного «классного» вагона. В 17:00 поезд отправляется от 3 участка на Номжу.

«Новый» 1-й участок, по состоянию на август 2004 года, был закрыт (временно?), 4-й использовался лишь минимально. От Номжи до 4-го участка курсировал тепловоз без вагонов (отправление из посёлка — в 7:30 и 16:30, обратно — 8:00, 17:00).

Установленная скорость движения поездов: 15 км/час — при движении с порожними вагонами, с вагонами, занятыми людьми, 10 км/час — с гружёными вагонами либо с путеукладчиком, 5 км/час — при манёврах с гружёными вагонами, вагонами, занятыми людьми, цистернами, гружёными платформами, 3 км/час — при подходе локомотива к вагонам.










Подвижной состав

Узкоколейная железная дорога Бельниковского торфопредприятия находится на одном из первых мест по такому показателю, как число локомотивов, приходящееся на километр пути: около 20 километров линий — более 20 локомотивов (включая недействующие).

Рядом с депо в посёлке Номжа 11 августа 2004 года находилось 3 тепловоза ТУ7А (недействующих), 1 действующий тепловоз ТУ6А (ТУ8), 1 ремонтировавшийся тепловоз ТУ6А, 2 действующих мотовоза-электростанции ЭСУ2А, 3 недействующих мотовоза-электростанции ЭСУ2А, 2 кабины мотовозов-электростанций ЭСУ, 1 тепловоз-автомотриса ТУ6П. В 3-м и 4-м стойлах депо стояли тепловозы ТУ7 (ТУ7А).



Установленные номера:

Депо и посёлок:

ТУ7А-2480 — (депо, за воротами № 3)
ТУ7-1333 — (депо, за воротами № 4)
ТУ6А-2994, выпущен 01.1984
ТУ6А-1816, выпущен 05.1980
ТУ7-2353
ТУ7-2054
ЭСУ2А-626
ЭСУ2А-711
ЭСУ2А-668
ЭСУ2А-747, недействующий (номер недостоверный)
ТУ6А-2804 (вторая и четвёртая цифры — сомнительны).



Станция Перегрузочная:

1 ТУ6А, 3 кабины от ТУ6А (ТУ7, ТУ7А, ТУ8).

На станции Перегрузочная, в зарослях кустов около диспетчерской, можно было отыскать 5 тепловозов (все — в нерабочем состоянии, некоторые — разгромлены). Стеклянные таблички с номером на всех тепловозах сохранялись: ТУ7-2195, ТУ7-2472, ТУ7А-2852, ТУ7А-3217, ТУ7-2787 (последние две цифры номера — сомнительны). Рядом находился ржавый заброшенный восьмиосный транспортёр, имеющий автосцепку. На путях находился один используемый восьмиосный транспортёр.











________________________________________________________________________


________________________________________________________________________








График исполненного движения поездов за 11 февраля 2004 года.












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    










18.08.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу