ОКТЯБРЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА






Начальным пунктом Октябрьской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Октябрьский (неофициальное название — Брантовка), расположенный в Мантуровском районе Костромской области, вблизи станции Брантовка на магистральной железнодорожной линии Галич — Котельнич. Узкоколейная железная дорога была лесовозной.

История Октябрьского леспромхоза ведёт свой отсчёт с 1930 года. В 1932 году был построен первый участок лесовозной узкоколейной железной дороги.

В 1939 году посёлок Брантовка был переименован в Октябрьский. На узкоколейной железной дороге к тому моменту уже было 4 лесных посёлка. В 1948 году протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги составляла 22 километра.

В 1961 году на узкоколейной железной дороге появились первые мотовозы. В 1965 году производится окончательная ликвидация паровой тяги — поступают тепловозы.

Важнейшее событие произошло в 1969 году — было построено соединение с железнодорожной сетью Аверьяновского лесопункта (посёлки Аверьяновка и Монза). С этого времени протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги превысила 70 километров. Примерно тогда же посёлки Шордик и Дегтекурка были выселены, как неперспективные.

С начала 1980-х годов леспромхоз наряду с железнодорожной стал практиковать автомобильную вывозку леса. В 1987 году объём автовывозки впервые превысил объём вывозки по узкоколейной железной дороге. Вскоре выселяется посёлок Монза, прекращается движение на северной части узкоколейной железной дороги. К 1997 году линии в Аверьяновском лесопункте были разобраны.

По состоянию на 1998 год, оставалось 40 километров железнодорожных линий. Лес по ним ещё вывозился, хотя и в небольшом объеме. С 2000 года леспромхоз полностью перешёл на автовывозку.

К июлю 2001 года, когда автор побывал на Октябрьской узкоколейной железной дороге, оставалось 24 километра линии — до Поломки. Движение поддерживалось лишь ради сообщения с этим лесным посёлком. В нём рельсовый путь заканчивался.



Поезд на Поломку летом 2001 года курсировал по вторникам, четвергам и субботам. Отправление — в 5:30 (тепловоз, с главной станции узкоколейной железной дороги), 16:00 (1 пассажирский вагон, из тупика, находящегося в непосредственной близости от станции Брантовка на магистральной железнодорожной линии Галич — Котельнич). Отправление из Поломки на Октябрьский — около 7:00 (1 пассажирский вагон), 17:30 (тепловоз) в те же дни.

Доезжаю в тепловозе до Поломки. Сейчас в этом забытом населённом пункте ещё живут десятки людей.

Жаль, что век посёлка, основанного в начале 1950-х годов, судя по всему, окажется недолгим. Всё чаще говорят о его выселении. После этого потребность в линии узкоколейной железной дороги отпадёт сама собой, и она будет разобрана.

В то время нельзя было исключать и другой вариант — к посёлку подведут грунтовую автодорогу (уже тогда узкоколейная железная дорога не действовала зимой, сообщение с Поломкой осуществлялось по автозимнику). Тогда посёлок может быть сохранён. Но для узкоколейной железной дороги результат, скорее всего, будет тем же самым.



В 2003 году узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.







Тупик узкоколейной железной дороги, расположенный в непосредственной близости от станции Брантовка.
Пассажирская посадочная платформа под навесом.
02.07.2001






Линия узкоколейной железной дороги подходит к главной станции со стороны Поломки.
02.07.2001






Вид оттуда же в противоположную сторону — на север. Посёлок кончился, впереди — лес.
02.07.2001






Разгромленный пассажирский вагон. К нему прикрепили маршрутную доску
пассажирского поезда МПС/РЖД Москва — Шарья.
02.07.2001






Вид на посёлок с радиовышки, расположенной близ главной станции узкоколейной железной дороги.
02.07.2001










Разобранный участок пути в Аверьяновке.
14.08.2004














ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










11.2002 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Костромской области»

на главную страницу



Яндекс.Метрика