Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ОКТЯБРЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА






Начальным пунктом Октябрьской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Октябрьский (неофициальное название — Брантовка), расположенный в Мантуровском районе Костромской области, вблизи станции Брантовка на магистральной железнодорожной линии Галич — Котельнич. Узкоколейная железная дорога была лесовозной.

История Октябрьского леспромхоза ведёт свой отсчёт с 1930 года. В 1932 году был построен первый участок лесовозной узкоколейной железной дороги.

В 1939 году посёлок Брантовка был переименован в Октябрьский. На узкоколейной железной дороге к тому моменту уже было 4 лесных посёлка. В 1948 году протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги составляла 22 километра.

В 1961 году на узкоколейной железной дороге появились первые мотовозы. В 1965 году производится окончательная ликвидация паровой тяги — поступают тепловозы.

Важнейшее событие произошло в 1969 году — было построено соединение с железнодорожной сетью Аверьяновского лесопункта (посёлки Аверьяновка и Монза). С этого времени протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги превысила 70 километров. Примерно тогда же посёлки Шордик и Дегтекурка были выселены, как неперспективные.

С начала 1980-х годов леспромхоз наряду с железнодорожной стал практиковать автомобильную вывозку леса. В 1987 году объём автовывозки впервые превысил объём вывозки по узкоколейной железной дороге. Вскоре выселяется посёлок Монза, прекращается движение на северной части узкоколейной железной дороги. К 1997 году линии в Аверьяновском лесопункте были разобраны.

По состоянию на 1998 год, оставалось 40 километров железнодорожных линий. Лес по ним ещё вывозился, хотя и в небольшом объеме. С 2000 года леспромхоз полностью перешёл на автовывозку.

К июлю 2001 года, когда автор побывал на Октябрьской узкоколейной железной дороге, оставалось 24 километра линии — до Поломки. Движение поддерживалось лишь ради сообщения с этим лесным посёлком. В нём рельсовый путь заканчивался.



Поезд на Поломку летом 2001 года курсировал по вторникам, четвергам и субботам. Отправление — в 5:30 (тепловоз, с главной станции узкоколейной железной дороги), 16:00 (1 пассажирский вагон, из тупика, находящегося в непосредственной близости от станции Брантовка на магистральной железнодорожной линии Галич — Котельнич). Отправление из Поломки на Октябрьский — около 7:00 (1 пассажирский вагон), 17:30 (тепловоз) в те же дни.

Доезжаю в тепловозе до Поломки. Сейчас в этом забытом населённом пункте ещё живут десятки людей.

Жаль, что век посёлка, основанного в начале 1950-х годов, судя по всему, окажется недолгим. Всё чаще говорят о его выселении. После этого потребность в линии узкоколейной железной дороги отпадёт сама собой, и она будет разобрана.

В то время нельзя было исключать и другой вариант — к посёлку подведут грунтовую автодорогу (уже тогда узкоколейная железная дорога не действовала зимой, сообщение с Поломкой осуществлялось по автозимнику). Тогда посёлок может быть сохранён. Но для узкоколейной железной дороги результат, скорее всего, будет тем же самым.



В 2003 году узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.







Тупик узкоколейной железной дороги, расположенный в непосредственной близости от станции Брантовка.
Пассажирская посадочная платформа под навесом.
02.07.2001






Линия узкоколейной железной дороги подходит к главной станции со стороны Поломки.
02.07.2001






Вид оттуда же в противоположную сторону — на север. Посёлок кончился, впереди — лес.
02.07.2001






Разгромленный пассажирский вагон. К нему прикрепили маршрутную доску
пассажирского поезда МПС/РЖД Москва — Шарья.
02.07.2001






Вид на посёлок с радиовышки, расположенной близ главной станции узкоколейной железной дороги.
02.07.2001










Разобранный участок пути в Аверьяновке.
14.08.2004














ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










11.2002 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Костромской области»

на главную страницу