ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ДРОВИНКИ — ПОЛИГОН







От станции Дровинки (расположена на 393 километре железнодорожной линии Нерехта — Кострома — Галич, в 18 километрах от Костромы) в северном направлении отходит ветвь, на протяжении длительного времени принадлежавшая Министерству Обороны СССР и России. Её протяжённость составляет не менее восьми километров. По неподтверждённым данным, на ветви имелось несколько станций, её развёрнутая протяжённость (с учётом путевого развития) исчислялась десятками километров.




Железнодорожная линия на карте масштаба 1:200 000, изданной Московским
аэрогеодезическим предприятием в 1993 году (обозначена не полностью).
В оригинале карты была обозначена только крайняя
южная часть железнодорожной линии.


В этой местности до 2005 года дислоцировались составы БЖРК («Боевой железнодорожный ракетный комплекс»). На взгляд пассажира, такой поезд выглядел вполне обыкновенно. Вагоны были «закамуфлированы» под рефрижераторы. Внутри вагонов находились ракеты с ядерными боеголовками, способные поразить цель почти в любой точке мира.

В отличие от ракет шахтного базирования, места размещения которых становятся известны потенциальным противникам, БЖРК мог непрерывно перемещаться по железнодорожной сети Советского Союза. Отслеживать его передвижение — непростая задача даже для такого технически развитого государства, как США. Создание БЖРК явилось значительным достижением науки и важным шагом по укреплению обороноспособности страны.

Помимо Дровинок, имелось ещё два места постоянной дислокации БЖРК: в районе станции Юг (Пермская область), и в Красноярском крае (Бершеть). С 1990-х годов, согласно подписанному Россией соглашению, «ракетные» поезда не должны были выходить на железнодорожные магистрали. Но в местах своей постоянной дислокации они находились в боевой готовности.

Для обслуживания БЖРК требуется значительное число персонала. В военном городке, расположенном на базе близ Дровинок, проживало более тысячи военнослужащих и членов их семей. По состоянию на июль 2001 года, отсюда ежедневно курсировал пассажирский поезд до станции Кострома-Новая.

Отправление поезда от станции Кострома-Новая производилось приблизительно в 8:00 и 18:00, из воинской части — приблизительно в 6:30 и 16:30. Поезд состоял из тепловоза М62 и пяти цельнометаллических вагонов (не в пример большинству «МПСовских» вагонов, используемых в пригородном сообщении, эти вагоны внешне выглядели исключительно чистыми и ухоженными). Локомотивная бригада и проводники вагонов были набраны из числа военных.

Проехать в этом поезде можно было только при наличии специального пропуска. По станции Дровинки поезда имели промежуточную остановку. Однако «простые смертные» не могли ехать в них даже до совершенно «открытых» Дровинок. В расписаниях на костромском вокзале и на станции Дровинки эти поезда не указывались.

В 2005 году завершилась ликвидация БЖРК. Ракеты были уничтожены, почти все вагоны — порезаны. Несколько вагонов, содержащих муляжи баллистических ракет, были отправлены в музей железнодорожного транспорта, расположенный в г. Санкт-Петербурге, на бывшем Варшавском вокзале.

Предполагалось, что в конце 2005 года железнодорожная линия от станции Дровинки к объектам бывшего полигона перейдёт в ведение ОАО «РЖД», на объектах бывшего полигона будет осуществляться ремонт вагонов.







http://www.pwgs.org/news/23-09-2005.htm

«Вести-Кострома», 2005 год


Технологическая площадка Костромской ракетной дивизии близ деревни Дровинки будет продана акционерному обществу «Российские железные дороги». До конца августа площадка являлась пунктом постоянной дислокации боевого железнодорожного ракетного комплекса — знаменитого БЖРК. С виду обычный поезд нёс в своих вагонах три твердотопливные стратегические ракеты «Молодец» с десятью ядерными разделяющими боеголовками 550 килотонн каждая.

Месяц назад уникальный комплекс отправился на утилизацию. К 1 декабря ракетная дивизия будет окончательно расформирована. Вопрос, что делать с оставшейся инфраструктурой дивизии, оставался открытым. Бывший пункт постоянной дислокации БЖРК, например, сохранил котельную, складские помещения, три ремонтных здания. Эти объекты заинтересовали «Российские железные дороги».

Алексей Бесфамильный, подполковник, и.о. заместителя командира 10 гвардейской ракетной дивизии:

«Эта площадка наиболее удобна, и переговоры велись с бывшим МПС, а сейчас это «Российские железные дороги», акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит государству. Они планируют выкупить, точнее эти вопросы почти подписаны. И эту площадку они забирают для того, чтобы ремонтировать своё вагонное оборудование, тепловозы и т.д.»






По состоянию на 2007 год, на начальном участке железнодорожной линии, ведущей от станции Дровинки к объектам бывшего полигона, сохраняется незначительное грузовое движение.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    РАЗНОЕ    












19.03.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика