Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЕВПАТОРИЙСКИЙ ТРАМВАЙ








Трамвайная система города Евпатория — главная достопримечательность города. Одна из главных достопримечательностей в масштабах Крыма и всей Украины.

Ширина колеи — 1000 мм. В Украине такую колею имеют также трамвайные системы в Виннице, Житомире и Львове. В 10 километрах западнее Евпатории имеется короткая изолированная трамвайная линия, также колеи 1000 мм. Закрыта после аннексии Россией.

Город Евпатория находится в западной части Крымского полуострова, в 70 километрах от Симферополя. Расположен в равнинной местности, на берегу Чёрного моря. Население 110 000 человек, в курортный сезон может возрастать более чем в два раза. Четвёртый по величине город Крыма (с учётом Севастополя) и единственный крупный населённый пункт в западной части Крыма. Но главное — единственный город Крыма, где уцелела трамвайная система.

В 2003 году было отмечено 2500-летие Евпатории, то есть за дату основания принят 497 год до н.э. Изначально — греческо-понтийский город Керкинитида. Позднее — крымскотатарский Гезлёв (Кёзлёв).

До сих пор в крымскотатарском языке нормативно город называется Кезлев. Крымскотатарский язык имеет официальный статус, и это название можно увидеть на табличках у государственных учреждений.

В 1784 году город вместе с остальным Крымом присоединён к России по результатам русско-турецкой войны и получил название Евпатория в честь греческо-понтийского царя Митридата Евпатора. Митридат Евпатор жил и правил в Крыму приблизительно за 800 лет до этих событий. В русском языке для Гезлёва использовалась «славянизированная» форма — Козлов, но оставлять такое название было нежелательно из-за совпадения с городом в Тамбовской губернии.

Трамвайная система была построена по указу городской Думы Евпатории за счёт городской казны и частично на народные пожертвования.

Главным «проводником» идеи создания трамвая считается Семён Эзрович Дуван, городской голова Евпатории в начале ХХ века и крупный землевладелец. Дуван преобразил слаборазвитый до того времени город: превратил его в курорт и добился статуса Всероссийского курорта в 1915 году, создал городской театр и библиотеку. В 2005 году был открыт памятник Дувану.

10 мая 1914 года была открыта первая линия городской железной дороги (трамвая) в Евпатории. Интересно, что железнодорожная линия общего пользования Сарабуз — Евпатория была открыта позднее — 21 октября 1915 года (дата прибытия первого поезда). Вероятно, трамвайное оборудование, рельсы и вагоны доставлялись по морю.

С 1918 по 1923 год трамвайного движения не было. В 1926 году была построена линия к железнодорожному вокзалу.

В 1941-44 годах движения не было. Но Евпатория избежала скорбной судьбы Севастополя и Керчи, где трамвайные системы не были восстановлены после военных разрушений, и ещё более ужасной судьбы Симферополя, где трамвай был разрушен не врагами, а сумасшедшими варварами-чиновниками в 1970 году.

Некоторые вагоны из Симферополя в 1970 году были переданы в Евпаторию.

13 июня 1981 года была открыта линия на крайнем востоке города, «Симферопольская» — «Новый пляж». Движение по ней сезонное, только летом.

В 1990 году был открыт участок «Грязелечебница Мойнаки» — «Интернациональная», а в марте 1991 года — участок «Интернациональная» — «Спутник-2». Это протяжённый участок в многоэтажном районе.

Существовали планы строительства трамвайной линии значительной протяжённости, до посёлка Заозёрное.

В отличие от всех остальных линий, участки за «Интернациональной» — двухпутные. Изначально до конечной станции «Спутник-2» следовал маршрут №2. Но в 1995 году он был укорочен до «Грязелечебницы Мойнаки», а до «Спутника-2» был продлён главный маршрут — №1.

Без трамвая Евпатория, лучший город Крыма, была бы «ничем». Трамвай — самое главное, что здесь есть, что формирует этот город.



Схема трамвайных маршрутов на городской улице.
01.06.2009


С 2006 года официальное название трамвайного предприятия — Евпаторийское трамвайное управление имени И. А. Пятецкого. Иван Александрович Пятецкий работал на трамвае с 1969 года, был руководителем трамвайного предприятия с 1980-х годов до 2004 года. Умер в 2006 году.

Ситуация на 2009 год: действуют четыре трамвайных маршрута. Маршрут №1 — главный, пересекает весь город от конечной станции «Симферопольская» на востоке до конечной станции «Спутник-2» на северо-западе. Интенсивность движения — почти «в режиме метро». Заявлен интервал 7-8 минут, и он выполняется. Несмотря на то, что две трети длины маршрута — это однопутные линии.

На однопутных участках маршрута №1 действуют 8 разъездов. Движение хорошо организовано, простоев обычно нет. Маршрут пролегает, среди прочего, по главной улице города — проспекту Ленина. В северо-западной части проходит через единственный в Евпатории район в типичном «позднесоветском» стиле, с многоэтажными жилыми домами.

На маршруте работают новые вагоны чехословацкого производства КТ-4. На обоих конечных пунктах — разворотные кольца. На «Симферопольской» находится диспетчерская.

Маршрут №2, «Гортеатр» — «Лиман» (ранее был на одну остановку длиннее — до «Грязелечебницы Мойнаки» севернее «Лимана»). Пролегает по городской курортной зоне — очень тихой, зелёной и уютной части города. Постоянного населения в ней мало — в основном, здесь санатории и пансионаты.

Вплоть до 2004 года маршрут был круглогодичным — в отличие от маршрута №4, всегда являвшегося летним. Но начиная с октября 2004 года, к сожалению, линия маршрута №2 прекращает работу на осенне-зимний период.

Маршрут №2 полностью пролегает по однопутным линиям. На остановках «Гортеатр» и «Лиман» нет разворотных колец. На «Грязелечебнице Мойнаки» кольцо есть, но не используется. На маршруте работают только двухкабинные вагоны.

Маршрут №3, «Вокзал» — «Гостиница «Украина». Очень короткий маршрут по улице Фрунзе, с двумя конечными и двумя промежуточными остановками. Обе конечные остановки — без колец. Используется один двухкабинный вагон, или двухвагонный состав с кабинами, «направленными» в разные стороны. На промежуточной остановке «Демышева» (она же «Универмаг») есть неиспользуемый разъезд.

Маршрут №4, «Симферопольская» — «Новый Пляж». Сезонный, только на период массового отдыха. Похож на маршрут №3: движение одного двухкабинного вагона. Длина такая же, как у маршрута №3. Промежуточных разъездов нет.

Маршрут №5. Условный номер экскурсионного маршрута, больше известного как «Трамвай «Желаний». Движение организовано в 1997 году туристической фирмой «Айлант». Используется специально оборудованный «чехословацкий» вагон.

Маршрут работает в сезон массового отдыха по особому расписанию, по особым билетам. Предназначен для показа достопримечательностей города. Движение кольцевое, по линии маршрута №2 (полностью вся трасса этого маршрута) и значительной части линии маршрута №1. Заход на кольца «Симферопольская» и «Грязелечебница Мойнаки» для разворота.

«Трамвай «Желаний» получил известность и пополнил число достопримечательностей города. Но после аннексии Крыма Россией, с 2015 года, «Трамвая «Желаний» не стало.

Село Молочное, «Пансионат» — «Пляж». Сезонный маршрут. Недалеко от Евпатории, но административно не относился и не относится к Евпаторийскому трамваю.

Действует одно депо. Архитектурно красивое здание, не менялось с 1914 года.

Трамвайная сеть совершенно удивительная, не похожая на все остальные. Линии однопутные, кроме самого нового участка в окраинном районе, от «Интернациональной» до «Спутника-2». Очень органично и незаменимо «вошли» в старинные тихие улицы.

Здесь есть трамвайные вагоны Gotha, построенные в 1950-е годы в социалистической Германской Демократической Республике. Нигде больше их в эксплуатации не осталось. За пределами Евпатории и Молочного один вагон сохранён в Виннице, но лишь как музейный экспонат.

Вагоны Gotha — главная ценность и главная достопримечательность системы. Придают городу неповторимый шарм.

Протяжённость линий (именно линий, а не путевого развития) составляет 15,7 км. Схема.


Поездки автора, май и июнь 2009 года. Евпатория, как ни странно, посещена впервые. За много дней я проездил все участки сети, воспользовался вагонами всех маршрутов. В их числе сезонный маршрут №4 и экскурсионный маршрут «Трамвай «Желаний».



Билет для проезда в трамвае. 2009 год.




Билет для проезда в трамвае. 2009 год.




Билет для проезда в экскурсионном «Трамвае «Желаний». 2009 год.



В 2014 году Крым был аннексирован Российской Федерацией. Для всего мира, для всех, кроме России (98 процентов населения планеты) Крым остаётся территорией Украины, никаких сомнений в этом нигде и ни у кого нет.

Для трамвая аннексия Россией ничего хорошего не предвещает. В России более строгая бюрократия, и есть угроза прекращения движения только по бюрократическим причинам. Именно это произошло в Молочном.

Лучшее, что можно сделать для Евпаторийского трамвая — ничего не трогать, оставить всё таким, как есть (по состоянию на 2009 год). Здесь не нужны новые вагоны, здесь не нужно что-либо заменять — всё идеально, и не надо никаких изменений!

Нужно продолжать эксплуатировать имеющиеся вагоны — конечно, обновляя и заменяя по мере необходимости внутреннее оборудование.

Мировой опыт показывает, что вагоны в принципе можно эксплуатировать и больше ста лет. К примеру, в американском городе Новый Орлеан трамвайные вагоны 1920-х годов постройки составляют значительную часть парка. Трамвай там — не аттракцион, а главный вид транспорта в большом городе.

Единственное, что имело бы смысл — найти где-то на просторах планеты вагон начала ХХ века, аналогичный тем, что открывали здесь движение в 1914 году. Выкупить, привезти его в Евпаторию, или воссоздать такой вагон по старым чертежам. Использовать для экскурсионных перевозок.

Ситуация на 2015 год, по данным разных сетевых источников: летом действуют все четыре пассажирских маршрута. Но за пределами курортного сезона — только два маршрута. «Ходовые» вагоны: Tatra KT4SU — 16 единиц, Gotha T57 — 6 единиц, Gotha B57 — 2 единицы.

Оплата проезда на маршруте №1 — кондуктору, на маршрутах с низким пассажиропотоком — водителю при входе. Стоимость проезда — 8 рублей, с 1 января 2016 года повышается до 11 рублей.

В течение 2015 года демонтирован разъезд на линии по улице Фрунзе (к вокзалу).

С 26 ноября по 8 декабря 2015 года трамвайного движения не было в связи с острым энергетическим кризисом в Крыму.

С 1 сентября 2017 года стоимость проезда составляет уже 13 рублей. Тогда как в первое время после аннексии Крыма и перехода на рубль — 6 рублей.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОКРЕСТНОСТИ «ЛИМАНА» И «СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ»)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛИНИЯ МАРШРУТА №4 НА «НОВЫЙ ПЛЯЖ»)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ЛИНИЯ МАРШРУТА №1 НА ВОСТОКЕ ГОРОДА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ЛИНИЯ МАРШРУТА №1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛИНИЯ МАРШРУТА №1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДВУХПУТНЫЙ УЧАСТОК И ЛИНИЯ НА «НОВЫЙ ПЛЯЖ»)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 7) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛИНИИ МАРШРУТОВ №1, №4 И №3)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 8) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛИНИЯ МАРШРУТА №4, «СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ», ДЕПО)
   









21.11.2017 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Крыма»

на главную страницу