Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ИЛЕЗСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Небольшая лесовозная узкоколейная железная дорога на юге Архангельской области, у Печорской железнодорожной магистрали. Действовала ориентировочно с 1950-х годов до 2008 года.

Начальным пунктом этой узкоколейной железной дороги является посёлок Илеза, расположенный вблизи станции Илеза на железнодорожной линии Вельск — Котлас (историческая Печорская железная дорога). Дата открытия узкоколейной железной дороги не установлена. Дорога находилась в ведении лестрансхоза, принадлежавшего Запорожскому моторостроительному заводу.

До 1995 (?) года посёлок Илеза являлся начальным пунктом Печеньгской узкоколейной железной дороги. Магистральная линия Печеньгской узкоколейной железной дороги пролегала от посёлка Илеза в южном направлении.

Илезская узкоколейная железная дорога на протяжении длительного времени составляла единую сеть с Печеньгской узкоколейной железной дорогой, принадлежавшей Костылевскому леспромхозу. В свою очередь, Печеньгская узкоколейная железная дорога на протяжении некоторого времени была связана с Лойгинской узкоколейной железной дорогой.

Протяжённость магистрали Илезской узкоколейной железной дороги составляла не менее 20 километров. Лесных посёлков на ней не было.

По состоянию на июнь 2005 года, узкоколейная железная дорога действовала. Объём вывозки леса был минимальным, однако закрытие в ближайшее время не планировалось.

Магистральная линия пролегает от посёлка Илеза в юго-восточном направлении. Лесозаготовки ведутся на территории соседнего региона – Вологодской области.

Тяговый подвижной состав был представлен одним исправным тепловозом ТУ6А (его номер не установлен). Кроме того, имелся неисправный тепловоз ТУ8, разграбленный мотовоз МД54-4-4828, 1973 года выпуска.

Со слов железнодорожников, в 2004 году кабина тепловоза почти полностью выгорела. Тепловоз удалось восстановить собственными силами. Взамен лопнувших в результате пожара стеклянных табличек были установлены самодельные стеклянные таблички с вымышленным номером: «ТУ-6».

Утром каждого рабочего дня тепловоз ТУ6А отправлялся из Илезы в лес — на магистрали производились работы по расшивке пути. По состоянию на 20 июня, расшивка велась в 23-м квартале, на 12-м километре. Предполагалось, что на следующий день расшивка пути будет завершена, после чего от 11-го километра начнётся строительство нового «уса». После завершения строительства «уса» возобновится вывозка леса.






Мотовоз МД54-4-4828 в Илезе.
20.06.2005



Я впервые побывал в Илезе 20 июня 2005 года. Выхожу из пригородного поезда Кулой — Кизема без особой надежды на то, что тут есть действующая железная дорога узкой колеи.

До выхода на станции Илеза — почти полная уверенность, что придётся изучать разобранные остатки. В первые минуты после выхода она укрепилась: тут сплошные развалины и мало следов жизни. Но вот, к великой неожиданности, посреди густой травы заблестели накатанные рельсы!

Стоит разгромленный мотовоз МД54-4, изрядная редкость для 2005 года. А также разгромленные тепловозы ТУ8 и ТУ6А, металлический снегоочиститель.

Ни одного исправного тепловоза в Илезе нет. Но накатанные рельсы однозначно сообщают о ежедневном движении. Значит, тепловоз в лесу. Быстрым шагом двигаюсь вглубь лесного массива с тотальной фотодокументацией. В лесу обнаруживаю «спрятавшуюся» кабину ещё одного мотовоза МД54-4.

Начало похода в лес — в 12:01. В 14:18 — долгожданный исправный тепловоз ТУ6А. Что особенно радует — на данный момент стоящий, а не движущийся. То есть я смогу проездить всю узкоколейную железную дорогу от начала до конца.

Рабочие здесь занимаются разборкой пути. Но это не ликвидация узколейной железной дороги. Рельсы потом положат в другом месте.

Еду в кабине тепловоза. В 17:02 прибыли в Илезу, почти вплотную к путям широкой колеи.


Около 2007 года узкоколейная железная дорога была полностью разобрана, тепловозы порезаны.


В 2009 году в Илезе побывал Алексей Андрущенко, путешественник из Запорожья. Того самого города, которому когда-то принадлежала Илеза! По информации от него, всё полностью разобрано.






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ИЛЕЗА, ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ МАГИСТРАЛИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ МАГИСТРАЛИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ МАГИСТРАЛИ,
     ДЕМОНТАЖ ПУТИ, ПОЕЗДКА В ТЕПЛОВОЗЕ, ИЛЕЗА)    












14.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу