ВЁЗДИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА










Начальный пункт Вёздинской узкоколейной железной дороги — посёлок Илья-Шор, расположенный в Усть-Вымском районе республики Коми (центр района — село Айкино), у станции Вёздино на железнодорожной линии Котлас — Микунь (историческая Печорская железная дорога). Здесь находился Вёздинский лесопункт Усть-Вымского леспромхоза.

Посёлок Илья-Шор возник в конце 1930-х годов как лагпункт на трассе строящейся Печорской железной дороги. Первоначально он был назван Вёздино. Название - по селу Вёздино, расположенному приблизительно в 7 километрах юго-восточнее, на берегу реки Вычегда. В 1976 году для устранения одноимённости был переименован в Илья-Шор. Шор на языке коми - ручей.

Согласно материалам, имеющимся в библиотеке посёлка Илья-Шор, Вёздинский лесопункт получил первый газогенераторный мотовоз в 1947 году, однако строительство узкоколейной железной дороги началось в 1948 году. В 1949 году на строящуюся узкоколейную железную дорогу поступили по меньшей мере 2 единицы газогенераторных мотовозов и 2 паровоза.

Вскоре был основан лесной посёлок 105-й квартал (расстояние до посёлка Вёздино — около 3 километров). Он просуществовал сравнительно недолго.

На пике развития протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 40 километров. В какой-то период времени она составляла единую сеть с «воинской» узкоколейной железной дорогой, начальный пункт которой находился в соседнем посёлке Шежам.

Известно о наличии на узкоколейной железной дороге тепловозов ТУ2МК-107 (?), ТУ6А-0190, ТУ6А-0999, ТУ6А-2735, мотовоза МД54-4-4086.

По неподтверждённым данным, в посёлке Вёздино (с 1976 года Илья-Шор) действовала и другая узкоколейная железная дорога. Согласно топографическим картам, её начальный пункт находился восточнее магистральной железной дороги, узкоколейная железная дорога соединяла посёлок Вёздино с населённым пунктом Гобаново, расположенным вблизи берега реки Вычегда.

Некоторые жители посёлка Вёздино (Илья-Шор) утверждают, что этой узкоколейной железной дороги никогда не было, на карты мог попасть нереализованный проект.



По состоянию на сентябрь 2005 года, узкоколейная железная дорога действовала. Однако по внешним признакам её можно было охарактеризовать как дорогу, находящуюся в «предсмертном» состоянии. Количество исправного подвижного состава было минимальным, лес не вывозился (по некоторым данным, с 2002 года).

Велось строительство уса, начинающегося на 3-м километре магистрали. Утром каждого рабочего дня туда выезжал тепловоз с бригадой рабочих. После завершения строительства уса компания-владелец бывшего Вёздинского лесопункта планировала возобновить вывозку леса. Это даёт основания предполагать, что узкоколейная железная дорога не будет полностью разобрана ещё по крайней мере в течение года.

Имелся один исправный тепловоз (ТУ6А-2651), один тепловоз ремонтировался (ТУ6А-3517). Имелись разгромленные тепловозы ТУ6А-1949, ТУ6А-2141, ТУ8-0091, и некоторые другие (номера установить не удалось). Деревянное локомотивное депо, имевшее четыре стойла, находилось в полуразрушенном состоянии, ведущие к нему пути были частично сняты.

Численность населения посёлка Илья-Шор составляла около 600 человек. Среди них оставались и немцы Поволжья, принудительно переселённые в годы Великой Отечественной войны. Многие жители посёлка имели во владении частные мотодрезины-«пионерки». Утром каждого дня из посёлка обычно отправлялось в лес не меньше десяти дрезин.

Мост через реку Ёртым, расположенный на 14-м километре, был пригоден только для проезда дрезин (проезжать требовалось с соблюдением мер предосторожности). Мост через реку Кижмола на 24-м километре фактически являлся концом узкоколейной железной дороги. От моста оставались висящие над водой рельсы, стянутые проволокой. За мостом заросший и едва различимый в траве рельсовый путь, по неподтверждённым данным, продолжался ещё на 8 километров. Со слов жителей Илья-Шора, несколько раз в год наиболее отчаянные владельцы дрезин умудряются протащить своё транспортное средство по «висячим» рельсам.

Не первый год существует угроза разборки основной части узкоколейной железной дороги, за исключением короткого участка, где ещё будет производиться вывоз леса. Жители Илья-Шора намерены отстаивать её любой ценой. На сельском сходе, устроенном по этому поводу, звучали угрозы применить оружие.

Узкоколейная железная дорога на участке от посёлка до моста через реку Кижмола ремонтируется благодаря добровольному участию владельцев дрезин.


















История посёлка (по материалам библиотеки посёлка Илья-Шор)

17 июня 1944 года при станции Вёздино был организован Вёздинский лесопункт. Первым его начальником был инвалид войны Белых, который и встретил первых рабочих лесопункта — жителей Усть-Вымского района, прибывших из Айкино и Гамских сельских советов.

Пристанционный населённый пункт состоял из трёх посёлков. «Верхний» посёлок находился вдоль железной дороги, в сторону станции Микунь. В посёлке имелись: магазин, пекарня, детский сад, столовая, 3 жилых барака, конюшня на 12 лошадей и 4 коровы, начальная школа. Учителем была Малофеева Ульяна Павловна. Население, включая детей, составляло около 100 человек.

«Средний» посёлок находился приблизительно на территории станции. В посёлке имелись: магазин, столовая, баня, жилые бараки (в основном, жили деревенские сезонные работники и станционные рабочие). На Среднем была лесобаза с отдельной администрацией.

«Нижний» посёлок находился вдоль железной дороги, в сторону станции Гам. В посёлке имелись: магазин, столовая, баня, 3 жилых барака, медпункт, детский сад. Население — около 100 человек. Первыми жителями были коми, в 1945 году привезли украинцев, в 1946 году — немцев.

В таком виде Вёздинский лесопункт существовал с 1944 года по 1954 год.

В 1950-1954 годах образовывались новые посёлки: 105-й квартал и нынешний посёлок [Илья-Шор]. По мере строительства жилых домов, люди стали переезжать в эти посёлки. Лесобаза ликвидировалась в 1954 году, осталась одна администрация.

В 1948 году начали строить узкоколейную железную дорогу. На вывозке леса лошадей заменили трелёвочные трактора КП-12 и мотовозы. Мотовозы и трактора были на газогенераторах, топили их дровами (по состоянию на 1949 год).

В 1947 году рабочие получают электропилы «Вакоп» на смену лучковой и поперечной пиле. На участки поступили передвижные электростанции ПС-40, ПС-12. Они работали на дровах.

В 1951 на замену электропилам поступают облегчённые пилы К-5, которые использовались до 1958 года.

В 1955 году в посёлок привезли паровую электростанцию (локомобиль).

1962 год — строится лесоцех.

В 1967 году была установлена высоковольтная линия от районного центра до посёлка Вёздино. Предприятие стало получать электроэнергию от южных сетей электроснабжения Коми АССР. Строится новый лесоцех (он сгорел в 1998 году).

В 1971 году был пущен цех технологической щепы.

В декабре 1976 года решением Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Вёздино был переименован в посёлок Илья-Шор. Был образован Илья-Шорский сельский совет народных депутатов.













«Чёткая служба УЖД» (материал был опубликован в 1977 (?) году в газете Усть-Вымского района, автор — А. Кабытов)

Коллектив Вёздинского лесопункта перевыполнил февральский план вывозки и производства деловой древесины. Этому помогла, в первую очередь, более чёткая организация работы узкоколейного транспорта.

Малые скорости, аварии из-за неудовлетворительного состоянии дорожного полотна, снижали эффективность использования подвижного состава. Сцепов постоянно не хватало. Выход был один: улучшить состояние УЖД. И вот в прошлом году на магистральной ветке рельсы Р-18 были полностью заменены рельсами Р-24. Скорости на дороге возросли. Постоянно обновлялся и тяговый парк. Сейчас лесопункт располагает девятью тепловозами. Это вполне достаточно для данного объёма вывозки.

А нынче на лесопункте серьёзно занялись подвижным составом: укрепили ремонтную службу. Группа слесарей постоянно занята ремонтом сцепов. Это позволило улучшить их эксплуатацию, обеспечить необходимые темпы вывозки леса.

- Сейчас у нас в обороте находится 47 сцепов, а ещё недавно исправных не насчитывалось и тридцати — говорит начальник лесопункта В.Г. Интересный. — В этом большая заслуга ремонтной службы. Самая, пожалуй, распространённая неисправность — износ шеек колёсных пар. В таком случае, самый простой выход — заменить колёсную пару, но они — дефицит на лесопункте. В год их поступает не более 30, а в иной день приходится заменять шесть-семь.

Слесари нашли выход. Они при помощи сварки и шлифовки восстанавливают колёсные пары, и они продолжают надёжно служить лесозаготовителям.

Учитывая то, что мартовское задание по вывозке более напряжённое, на лесопункте решили пополнить парк лесовозных сцепов за счёт платформ, предназначенных для перевозки других грузов. Для этого потребуется большая переделка. Всего будет переоборудовано восемь платформ, что создаст дополнительные возможности для ускорения вывозки леса.



















Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000
(состояние местности на 1960-е годы).










Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000
(состояние местности на 1960-е годы).












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДРУГОЕ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ПОСЁЛКЕ ИЛЬЯ-ШОР)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ПОСЁЛКЕ ИЛЬЯ-ШОР, ВЫЕЗД В ЛЕС)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ЛИНИЯ В ЛЕСУ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ЛИНИЯ В ЛЕСУ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ПОСЁЛКЕ ИЛЬЯ-ШОР)    












03.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Коми»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.