КИЗЕМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом К̀иземской узкоколейной железной дороги является посёлок К̀изема, расположенный в Устянском районе Архангельской области, вблизи станции Кизема на железнодорожной линии Вельск — Котлас (историческая Печорская железная дорога).

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. По состоянию на 2017 год, узкоколейная железная дорога физически существует, но пригодна только для движения съёмных дрезин. Полноценного подвижного состава нет и не будет.



В 1947 году в посёлке Кизема был открыт лесозавод №6, позднее ставший деревообрабатывающим заводом. В близкий период времени была открыта узкоколейная железная дорога. Она принадлежала другой организации — Киземскому лестрансхозу, однако вывезенный по узкоколейной железной дороге лес поступал в основном на Киземский ДОЗ.

В северной части посёлка Кизема находится управление Дмитриевского леспромхоза. Однако Дмитриевский леспромхоз никогда не имел отношения к Киземской узкоколейной железной дороге.

Точными данными об организации-владельце узкоколейной железной дороги, которая вела из посёлка Кизема в южном направлении, автор не располагает. Эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Киземской узкоколейной железной дорогой. Она была разобрана в 1970-х годах (?).

На Киземской узкоколейной железной дороге существовали лесные посёлки Железнодорожный (Железнодорожное) и Первомайский. По имеющимся данным, посёлок Железнодорожный был закрыт в 1963 году, посёлок Первомайский — в 1972 году.

По состоянию на 1990 год, Киземский лестрансхоз принадлежал тресту «Севтрансстрой» Министерства транспортного строительства СССР. В близкий период времени на узкоколейной железной дороге насчитывалось 11 различных тепловозов.

По состоянию на июнь 2005 года, узкоколейная железная дорога работает. Осталось два исправных локомотива: тепловозы ТУ6А-2040 и ТУ6А-2073. Вывозка леса производится в минимальном объёме.

Со слов железнодорожников, в последние годы вывозка леса производилась в основном с 4 и 5 километров магистрали. В 2004 году протяжённость магистрали составляла 23 километра, далее - ветка и ус (ещё несколько километров). Затем было принято решение о сокращении протяжённости магистрали.

По состоянию на 22 июня 2005 года, работы производились в 35 квартале, на ветке, отходящей ориентировочно на 10-м километре магистрали. Уже было уложено около 4 километров пути. Предполагалось построить ещё примерно столько же. Одновременно с укладкой пути производилась и вывозка леса. Погрузка производилась на уже построенных участках ветки.

По планам владельцев узкоколейной железной дороги, вывозка леса с новой ветки должна была продолжаться несколько лет.







Мост через реку Шереньгу, расположенный на окраине посёлка Кизема. Вид в восточном направлении.
22.06.2005









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ДОКУМЕНТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (КИЗЕМА, ЛЕС, МАГИСТРАЛЬ, ДВИЖЕНИЕ ПЕШКОМ В КИЗЕМУ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ДВИЖЕНИЕ ПЕШКОМ В КИЗЕМУ, КИЗЕМА)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (КИЗЕМА)    










30.12.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика