Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











КОЛНОГОРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Колногорская узкоколейная железная дорога принадлежит Буйскому леспромхозу, является одной из самых крупных в Костромской области.

Ситуация на 2017 год: узкоколейная железная дорога разобрана.

Когда-то эта узкоколейная железная дорога относилась к категории «сплавных» — вывезенный по ней лес сплавлялся по реке Кострома. Ныне работает с перевалкой на автомобильный транспорт.

Невозможно оставить без внимания редкую «разноимённость»: главная станция узкоколейной железной дороги находится в посёлке Талица, здесь находится Романцевский лесопункт Буйского леспромхоза, но узкоколейная железная дорога, несмотря на это, называется Колногорской.






Колногорская узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:200 000 (в 1 сантиметре — 2 километра).





История

Посёлок Талица возник, предположительно, в 1929 году. Первый появившимся здесь домом был кордон лесников. В центре посёлка находится небольшая река Талица (на топографической карте масштаба 1:200 000 она не подписана) — от неё и происходит его название.

В 1930-х годах здесь появилась «дековилька» — лёгкая конно-рельсовая дорога. На ней использовались рельсы весом 8 килограммов на 1 метр и 12 килограммов на 1 метр. Протяжённость дороги не превышала пятнадцати километров. На седьмом километре от Талицы стояли некие бараки.

В трёх километрах выше по течению реки Кострома существовал небольшой посёлок Волчье, в котором тоже имелась «дековилька».

Во время Великой Отечественной войны (скорее всего, в 1943 году) сюда привезли с фронта солдат чеченской национальности (а также, очевидно, представителей других народов Северного Кавказа которые были репрессированы сталинским режимом). Чеченцы работали на лесозаготовках, проживали в общежитиях «казарменного» типа, «под командованием» командиров и комендантов.

В 1946 году в посёлок прибыла изыскательская партия. Был подготовлен проект капитальной узкоколейной железной дороги, протяжённость магистрали которой должна была составить около 40 километров.

Весной 1947 года началось строительство «большой» узкоколейной железной дороги — взамен старой «дековильки». Почти все работы выполнялись вручную. На строительстве были заняты немцы Поволжья — «спецпереселенцы».

Название «Колногорская узкоколейная железная дорога», скорее всего, происходит от реки Конногорь, протекающей к северо-востоку от посёлка Талица. Оно появилось на стадии проектирования дороги.

Весной 1948 года был привезён первый паровоз и газогенераторный мотовоз (позже на нём был установлен дизельный двигатель, мотовоз эксплуатировался до 1957 года). Паровозы, произведённые в Финляндии, поставлялись в счёт репараций Советскому Союзу. Их доставили из Буя по воде, на баржах — весной, во время разлива реки Костромы, которая в межпаводковое время не является судоходной.

Для выработки электроэнергии в посёлке Талица использовались локомобили (стационарные паровые машины).

В 1949 году (?) возник лесной посёлок Липовец, расположенный в 11 километрах от Талицы.

Рассматривать планы строительства в Талице моста через реку Кострома, с последующим продлением узкоколейной железной дороги до станции Ратьково-Рожново (на железнодорожной магистрали Ленинград — Вологда — Буй — Киров). Но сооружение моста в итоге было сочтено слишком дорогим. Реализовать этот проект не удалось, и Колногорская узкоколейная железная дорога осталась изолированной.

В 1965 году на узкоколейную железную дорогу поступил первый тепловоз ТУ4. Позднее их стало как минимум четыре. Кроме того, имелись мотовозы ДМ54. Паровозы полностью исчезли в 1970-е годы.

Новые тепловозы локомотивы привозили по железной дороге до станции Шушкодом, а оттуда транспортировали на санях, как зимой, так и летом (в летнее время два сани тянули два трактора С-100). Река Кострома преодолевалась вброд. Таким же образом локомотивы транспортировали и в обратном направлении — для отправки на капитальный ремонт в Гайворон.

В 1974 году (?) через Шушкодом был доставлен первый тепловоз ТУ6 (ТУ6А).

В 1970-е годы дорога работала в три смены. Объём перевозок был весьма значителен. Но лесной посёлок Липовец было решено ликвидировать. Отчасти это было связано с тем, что Министерство лесной промышленности взяло курс на сокращение числа «неперспективных» малых лесных посёлков.

В 1976 году все жители Липовца (около 500 человек) были переселены в Талицу.

В 1982 году был прекращён молевой сплав хлыстов по реке Кострома. С 1985 года (?) прекратился и сплав в плотах. С того времени вывезенная по узкоколейной железной дороге в Талицу древесина стала отправляться потребителям только на автомобилях, несмотря на плохое качество дороги, ведущей к посёлку.

Автобус из районного центра курсировал сюда нерегулярно, только зимой и в сухую погоду. В распутицу попасть в Талицу можно было только на катере или «вахтовке» — вездеходе.

В 1989 году к посёлку была подведена качественная «грейдерная» автодорога. Было открыто регулярное автобусное сообщение с районным центром.

В 2002 году (?) в Талицу были доставлены запасные части для тепловозов из посёлка Антропово (с разобранной Антроповской узкоколейной железной дороги). Один из тепловозов, ТУ6А-0120, был передан на Ленинскую узкоколейную железную дорогу.







По состоянию на октябрь 2004 года, дорога действует. Имеется 9 тепловозов и один мотовоз-электростанция ЭСУ2А.

Выясненные номера локомотивов: ТУ8-0373, ТУ6А-3712 (первая цифра — под сомнением, местный номер локомотива — 9), ТУ6А-2824, 1983 года выпуска (местный номер локомотива — 7), ЭСУ2А-814.

Кроме того, на нижнем складе стоит кабина тепловоза ТУ4–718, а в жилой части посёлка Талица, на берегу реки Кострома — две кабины ТУ4, одна кабина тепловоза ТУ6А (ТУ8). Номер одного из этих «памятников» удалось прочесть: ТУ4-3141 (третья цифра — под сомнением). Рядом имеется пилорама, где существует небольшой рельсовый путь, предназначенный для перемещения лёгких тележек.

В ночное время все локомотивы, как правило, стоят на первом пути станции Талица. Локомотивного депо, как такового, в настоящее время не существует.

Утром каждого рабочего дня со станции Талица отправляется в лес 5–7 составов, включая пассажирский (рабочий) поезд. В течение дня на линии работают 8 тепловозов и одна ЭСУ2А. Выходным днём является только воскресенье, по субботам узкоколейная железная дорога работает.

Основной район лесозаготовок находится на ветке, отходящей в северном направлении на 16-м километре магистрали. Протяжённость магистрали составляет 31 километр. На 27-м километре отходит ветка, ведущая в северном направлении, там ведётся разборка пути.

В зимнее время вывозка леса по узкоколейной железной дороге прекращается. Такое решение было принято давно, оно позволяет значительно продлить срок эксплуатации веток. Минимальное движение по узкоколейной железной дороге зимой, как правило, всё же поддерживается.






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ МАЛОЕ РАМЕНЬЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ МАЛОЕ РАМЕНЬЕ, УЧАСТОК МАЛОЕ РАМЕНЬЕ — СОРОКИНСКАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (УЧАСТОК МАЛОЕ РАМЕНЬЕ — СОРОКИНСКАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (УЧАСТОК МАЛОЕ РАМЕНЬЕ — СОРОКИНСКАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (УЧАСТОК МАЛОЕ РАМЕНЬЕ — СОРОКИНСКАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (УЧАСТОК МАЛОЕ РАМЕНЬЕ — СОРОКИНСКАЯ)
   









04.05.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Костромской области»

на главную страницу