Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЛЕНИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Ленинской узкоколейной железной дороги является посёлок Гагарино, расположенный в Буйском районе Костромской области. Узкоколейная железная дорога относилась к Ленинскому лесопункту Буйского леспромхоза.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 2012 году.

По информации от жителя посёлка Гагарино, учителя истории и краеведа Александра Александровича Смирнова, посёлок начал строиться в 1948 году. Со слов других жителей посёлка, поселение на месте нынешнего Гагарина (или вблизи него) существует с 1930-х годов, уже тогда здесь действовал лёгкий «дековильный» рельсовый путь, работавший на конной и ручной тяге. Полноценная лесовозная узкоколейная железная дорога с механической (паровой и мотовозной) тягой, по информации от А.А. Смирнова, была открыта 1952 году (строительство началось несколькими годами раньше). В 1960 году на узкоколейной железной дороге было 2 паровоза, 7 мотовозов, 5 пассажирских вагонов узкой колеи.

По воспоминаниям старожилов посёлка Гагарино, в начале 1950-х годов лес грузили в вагоны широкой колеи на 10-м километре железнодорожной линии широкой колеи Казариново — Гагарино (посёлок Гагарино расположен на 14-м километре). Возможно, там действовала короткая узкоколейная железная дорога.

Ленинская узкоколейная железная дорога имеет непростую историю. Она неоднократно перестраивалась, много раз менялось направление главной магистрали, менялось месторасположение главной станции.

По имеющимся данным, первоначально магистральная линия вела на северо-запад, к реке Олидовка. Её называли «Комратовской» линией — такое название произошло от некоего человека по имени Комрат (но нельзя исключать, что на самом деле — от названия города Комрат в Молдавии). Существовал так называемый «Комратов мост» через реку Олидовка.

Среди подвижного состава дороги в 1950-е годы — карбюраторные мотовозы с цепной передачей, мотовозы «Онежец», паровозы. Позднее сюда поступили мотовозы МД54-4, различные тепловозы.

В 1970-е годы появилась линия, ведущая от посёлка Гагарино в северном направлении. Она частично сохранялась и в 2004 году.

Менее длинные ветки расходились от посёлка «веером», почти во всех направлениях. В радиусе 10 километров от посёлка, возможно, не оставалось кварталов, куда в тот или иной момент не заходили бы ветки и «усы» Ленинской узкоколейной железной дороги.

В какой-то период времени действовало соединение (по другим данным — глухое пересечение) с одной из линий Казариновской узкоколейной железной дороги, начальным пунктом которой являлся посёлок Кулижский.

Приблизительно в 1992 году был закрыт нижний склад, расположенный к северу от посёлка Гагарино, прекратилась перегрузка леса на широкую колею. После этого начальный пункт узкой колеи был перенесён на новое место — к автодороге на Буй. Там был построен небольшой нижний склад (в Гагарино его называют «промбаза»), приспособленный для перевалки хлыстов из сцепов узкоколейной железной дороги в автомобили-лесовозы.

В 1990-х годах магистральные линии узкоколейной железной дороги вели от «промбазы» в двух направлениях — на юг и на север. В 1998 году лес вывозился с 13 километра «южной магистрали». Позднее она была разобрана.

В 2002 (?) году парк локомотивов Ленинской узкоколейной железной дороги пополнился тепловозом ТУ6А-0120. Его доставили из посёлка Талица, где он работал на второй, более крупной узкоколейной железной дороге Буйского леспромхоза — Колногорской (там образовался избыток локомотивов).



Состояние узкоколейной железной дороги на сентябрь 2004 года

В отличие от соседнего посёлка Кулижский, который почти прекратил своё существование, посёлок Гагарино обитаем. Впрочем, здесь немало следов разрухи, встречаются заброшенные здания, довольно мрачно выглядит ликвидированная станция широкой колеи.

Следов узкоколейной железной дороги непосредственно в посёлке почти нет. Чтобы оказаться на ней, необходимо пройти чуть более километра по грунтовой автомобильной дороге в сторону районного центра, города Буй. «Промбаза» (новый нижний склад) находится посреди леса. В ночное время и в выходные дни там дежурит сторож.

Утром каждого рабочего дня от «промбазы» отправляются в лес грузовые составы и пассажирский (рабочий) поезд, состоящий из одного переоборудованного в «автомотрису» тепловоза-дрезины ТУ6Д (ТУ8Г).

Район лесозаготовок находится приблизительно в 18 километрах от нижнего склада. Протяжённость действующих линий узкоколейной железной дороги составляет около 20 километров. От нижнего склада поезда следуют в северном направлении приблизительно на 13 километров — до места, где старая магистральная линия пролегает вблизи бывшего населённого пункта Колыбаево. Далее в северном направлении путь разобран, действующая линия поворачивает налево — к местам погрузки леса.

Ранее отсюда отходила также линия на восток, в сторону Колыбаево. Она почти полностью разобрана, её начальный участок используется как «обгонная» при необходимости скрещения встречных составов.

В зимнее время вывоза леса по узкоколейной железной дороге нет.



Подвижной состав:

Тепловозы ТУ6А-0120, ТУ8-0036, переоборудованный тепловоз-дрезина ТУ6Д (ТУ8Г), два тепловоза ТУ8 (ТУ6А) с неустановленными номерами, один тепловоз-дрезина ТУ6Д (ТУ8Г), не подвергшийся переоборудованию — он используется путейцами, около 30 сцепов и другие вагоны, а также несколько мотодрезин-«пионерок».

По некоторым данным, когда-то здесь работал тепловоз ТУ6А-0095.



В Сети известна небольшая страница с несколькими фотографиями из посёлка Гагарино, сделанными в 2001 году: http://www.parovoz.com/narrow/gagarino/. Приведённая на ней информация во многом является ошибочной — протяжённость узкоколейной железной дороги тогда не могла составлять всего лишь 12 километров, а расположение линии узкоколейной железной дороги на карте, приведённой на этой странице, не имеет почти ничего общего с действительностью.





___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________












Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:100 000.






Автодорога из районного центра приводит в посёлок Гагарино. Эта же дорога соединяет
посёлок с нижним складом и главной станцией узкоколейной железной дороги.
В самом посёлке узкоколейной железной дороги уже нет...
29.09.2004






Дорога приводит к нижнему складу (его строения заметны вдали). Вид со стороны посёлка.
29.09.2004






Начальный участок магистральной линии узкоколейной железной железной дороги.
Вид в южном направлении. Впереди — нижний склад.
29.09.2004






Пересечение с автодорогой Гагарино — Буй у нижнего склада. Вид в северном направлении.
29.09.2004






Вид приблизительно оттуда же в противоположную сторону.
29.09.2004






Тепловоз ТУ8-0036 на нижнем складе поднят для ремонта тележек.
29.09.2004






Участок пути на нижнем складе. Вид в южном направлении, впереди — тупик. С левой стороны
стоит автомотриса широкой колеи, превращённая в хозяйственную постройку.
29.09.2004






Территория нижнего склада, вид в северо-восточном направлении. Слева - автомотриса
широкой колеи, превращённая в хозяйственную постройку, справа — пассажирский
вагон ПВ40 (ПВ51), также превращённый в хозяйственную постройку.
29.09.2004






Южная часть территории нижнего склада, вид в северном направлении.
Впереди — «подвешенный» тепловоз ТУ8-0036.
29.09.2004






Немногим далее, вид в противоположном направлении.
29.09.2004






Ветка, отходящая от нижнего склада в юго-восточном направлении. Несколько лет назад
она тянулась на много километров, сейчас — лишь на несколько сотен метров.
Она используется лишь для отстоя порожних сцепов.
29.09.2004






Тепловоз ТУ6А (ТУ8) с неустановленным номером вблизи одного из верхних складов (точек
погрузки леса), на расстоянии приблизительно 18 километров от Гагарино.
29.09.2004






Едем назад, в Гагарино. Впереди — участок ветки, скрывшийся под водой.
В момент прохода по нему тепловоза вода едва не заливает дизель.
29.09.2004






Прибываем к 13-му (?) километру магистрали. Вид на юг, в направлении Гагарино.
29.09.2004






Та же самая стрелка. На «обгонную» тупиковую ветку заходит состав
порожних сцепов, следующий из Гагарино.
29.09.2004






Немногим позднее на эту же ветку заходит «рабочий поезд» — тепловоз-дрезина
ТУ6Д (ТУ8Г), переоборудованный в «автомотрису».
29.09.2004






Вид от той же самой стрелки в северном направлении.
Прямо пролегала разобранная магистраль.
29.09.2004






Из Гагарино прибывает второй состав порожних сцепов,
его ведёт «колногорский» тепловоз ТУ6А-0120.
29.09.2004






Там же. «Колногорский» тепловоз ТУ6А-0120.
29.09.2004






Участок магистральной линии приблизительно на 10-м километре, вид в южном направлении.
Впереди — тепловоз-дрезина ТУ6Д (ТУ8Г), стоящий на разъезде 98 квартал.
29.09.2004






Впереди — южная горловина того же разъезда, вид в том же направлении. С правой стороны
производятся работы по строительству водоотводной канавы.
29.09.2004






Участок магистрали, расположенный приблизительно в том месте, где на карте обозначено
«ур. Мысы». Здесь от магистрали отходит ветка, ведущая в 112 квартал (113 квартал?).
Вид в южном направлении.
29.09.2004






Участок магистрали, расположенный сравнительно недалеко от высоковольтной линии
электропередачи. Вид в южном направлении.
29.09.2004






Впереди — высоковольтная линия электропередачи. Когда-то магистраль пересекала её,
и приводила на нижний склад к северу от посёлка Гагарино. Сейчас она разобрана,
а ныне действующая магистраль здесь поворачивает налево, и следующие два
километра пролегает рядом с высоковольтной линией электропередачи.
29.09.2004






Немногим далее, вид в сторону Гагарино (нового нижнего склада). Провода ЛЭП,
находящиеся справа от железнодорожного пути, на снимке не видны.
29.09.2004






Снимок сделан приблизительно в двух километрах юго-восточнее. Вид в сторону Гагарино
(нового нижнего склада). Здесь узкоколейная железная дорога,
наконец, пройдёт под проводами ЛЭП.
29.09.2004






Несколько далее. Здесь отходит ветка, ведущая в неизвестном направлении.
Вид в сторону Гагарино (нового нижнего склада).
29.09.2004






Последний километр перед новым нижним складом. Впереди начинается ветка,
ведущая в сторону посёлка.
29.09.2004






Последний разъезд перед новым нижним складом (его строения уже можно заметить вдали).
29.09.2004






Впереди — южная стрелка того же разъезда, за ней — пересечение
с автодорогой Гагарино — Буй и новый нижний склад.
29.09.2004









23.04.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Костромской области»

на главную страницу