Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











НОМЖИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом этой узкоколейной железной дороги являлся посёлок Номжа, расположенный вблизи станции Номжа на железнодорожной магистрали Галич – Котельнич (историческая Вологодско-Вятская железная дорога). В первые 20 лет своего существования узкоколейная железная дорога была лесовозной, позднее обслуживала стекольный завод «Коммунар».



История (информация от А. Г. Пискунова)

В 1851 году в населённом пункте Мёрзлая Слобода (ныне Коммунар) началось строительство стекольного завода. Инициатором строительства был предприниматель из Нижнего Новгорода Н. А. Плотников. Одновременно со стекольным заводом строился кирпичный завод и заводской посёлок.

В 1905 (?) году была открыта станция Номжа (первоначально – разъезд №48).

После революции 1917 года стекольный завод в Мёрзлой Слободе был национализирован. В конце 1920-х годов посёлок Мёрзлая Слобода был переименован в Коммунар, такое же название получил и стекольный завод.

В годы Великой Отечественной войны завод выпускал в основном военную продукцию – бутылки, в которые заливалась зажигательная смесь.

В 1993 году работа стекольного завода остановилась. В последующие годы неоднократно предпринимались попытки возобновить производство. Но все они оказались безуспешными.

В 1947 году в пристанционном посёлке Номжа появилась контора треста «Авиалесзаг». Одновременно началось строительство лесовозной узкоколейной железной дороги. В 1949 году по ней началась массовая вывозка леса. Лес использовался для производства фанеры, которая в то время ещё применялась в авиационной промышленности.

В 4 километрах от посёлка Номжа магистраль узкоколейной железной дороги разделялась на «Гридинскую» и «Филисовскую» линии. У пересечения с рекой Шуя (12 километров от Номжи) в 1950-1969 годах существовал лесной посёлок Лось. Считается, что он получил название в честь инженера Лосева, участвовавшего в проектировании и строительстве узкоколейной железной дороги.

Посёлок Номжа в те годы ощущал нехватку воды. Было решено организовать доставку воды в цистернах по узкоколейной железной дороге от реки Пеза.

По неподтверждённым данным, в 1950-х-1960-х годах протяжённость наиболее длинной линии узкоколейной железной дороги составляла свыше 40 километров. Она пролегала по направлению Номжа – Коммунар – Пасьма. По узкоколейной железной дороге перевозился не только лес, но и различные грузы стекольного завода «Коммунар».

Возможно, участки узкоколейной железной дороги, расположенный вблизи посёлка Пасьма, первоначально представляли собой изолированную «сплавную» узкоколейную железную дорогу. Лес вывозился на сплав к реке Шуя.

По состоянию на 1966 год, узкоколейная железная дорога принадлежала лесопункту Номжа Антроповского леспромхоза. Название – Номжинская узкоколейная железная дорога (однако достоверность этого названия в настоящее время гарантировать невозможно).

В конце 1960-х годов вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Были разобраны все линии, за исключением участка Номжа – Коммунар (протяжённость – 16 километров).

Узкоколейная железная дорога, перестав быть лесовозной, в 1969 году перешла в ведение стекольного завода. По ней перевозились такие грузы, как сода, песок, готовая продукция (стекло). Сохранялись и пассажирские перевозки.

В 1982 году несколько работавших на дороге тепловозов ТУ4 было решено перевезти на соседнюю узкоколейную железную дорогу Бельниковского торфопредприятия (?). Основными локомотивами, работавшими здесь, были мотовозы МД54-4.

Регулярное движение по узкоколейной железной дороге было прекращено в 1990-х годах, одновременно с закрытием стекольного завода.

По состоянию на май 2000 года (информация от С. Костыгова), рельсы лежали на всём протяжении узкоколейной железной дороги – от Номжи до Коммунара. Однако движения уже не было.

В июле 2000 года рельсы уже были частично сняты. При разборке использовался трактор. В то время в Номже ещё можно было найти два разграбленных мотовоза МД54-4, а в Коммунаре – ЭСУ1 (либо ЭСУ2А), и два тепловоза ТУ6А.

В 2001 году разборка узкоколейной железной дороги была завершена.

По состоянию на август 2004 года, в Номже можно найти лишь остатки нескольких мотодрезин-«пионерок». Рельсов здесь уже не осталось.






Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:200 000 (участки к югу
от Коммунара и в районе посёлка Лось нанесены условно).






Разрушенная станция узкоколейной железной дороги в посёлке Номжа. Вид на юг,
в направлении Коммунара. Слева - «гаражи» для мотодрезин.
11.08.2004






Немногим южнее, вид в противоположную сторону. На месте
рельсового пути накатана автодорога.
11.08.2004









04.05.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Костромской области»

на главную страницу