Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







НОМЖИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом этой узкоколейной железной дороги являлся посёлок Номжа, расположенный вблизи станции Номжа на железнодорожной магистрали Галич – Котельнич (историческая Вологодско-Вятская железная дорога). В первые 20 лет своего существования узкоколейная железная дорога была лесовозной, позднее обслуживала стекольный завод «Коммунар».



История (информация от А. Г. Пискунова)

В 1851 году в населённом пункте Мёрзлая Слобода (ныне Коммунар) началось строительство стекольного завода. Инициатором строительства был предприниматель из Нижнего Новгорода Н. А. Плотников. Одновременно со стекольным заводом строился кирпичный завод и заводской посёлок.

В 1905 (?) году была открыта станция Номжа (первоначально – разъезд №48).

После революции 1917 года стекольный завод в Мёрзлой Слободе был национализирован. В конце 1920-х годов посёлок Мёрзлая Слобода был переименован в Коммунар, такое же название получил и стекольный завод.

В годы Великой Отечественной войны завод выпускал в основном военную продукцию – бутылки, в которые заливалась зажигательная смесь.

В 1993 году работа стекольного завода остановилась. В последующие годы неоднократно предпринимались попытки возобновить производство. Но все они оказались безуспешными.

В 1947 году в пристанционном посёлке Номжа появилась контора треста «Авиалесзаг». Одновременно началось строительство лесовозной узкоколейной железной дороги. В 1949 году по ней началась массовая вывозка леса. Лес использовался для производства фанеры, которая в то время ещё применялась в авиационной промышленности.

В 4 километрах от посёлка Номжа магистраль узкоколейной железной дороги разделялась на «Гридинскую» и «Филисовскую» линии. У пересечения с рекой Шуя (12 километров от Номжи) в 1950-1969 годах существовал лесной посёлок Лось. Считается, что он получил название в честь инженера Лосева, участвовавшего в проектировании и строительстве узкоколейной железной дороги.

Посёлок Номжа в те годы ощущал нехватку воды. Было решено организовать доставку воды в цистернах по узкоколейной железной дороге от реки Пеза.

По неподтверждённым данным, в 1950-х-1960-х годах протяжённость наиболее длинной линии узкоколейной железной дороги составляла свыше 40 километров. Она пролегала по направлению Номжа – Коммунар – Пасьма. По узкоколейной железной дороге перевозился не только лес, но и различные грузы стекольного завода «Коммунар».

Возможно, участки узкоколейной железной дороги, расположенный вблизи посёлка Пасьма, первоначально представляли собой изолированную «сплавную» узкоколейную железную дорогу. Лес вывозился на сплав к реке Шуя.

По состоянию на 1966 год, узкоколейная железная дорога принадлежала лесопункту Номжа Антроповского леспромхоза. Название – Номжинская узкоколейная железная дорога (однако достоверность этого названия в настоящее время гарантировать невозможно).

В конце 1960-х годов вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Были разобраны все линии, за исключением участка Номжа – Коммунар (протяжённость – 16 километров).

Узкоколейная железная дорога, перестав быть лесовозной, в 1969 году перешла в ведение стекольного завода. По ней перевозились такие грузы, как сода, песок, готовая продукция (стекло). Сохранялись и пассажирские перевозки.

В 1982 году несколько работавших на дороге тепловозов ТУ4 было решено перевезти на соседнюю узкоколейную железную дорогу Бельниковского торфопредприятия (?). Основными локомотивами, работавшими здесь, были мотовозы МД54-4.

Регулярное движение по узкоколейной железной дороге было прекращено в 1990-х годах, одновременно с закрытием стекольного завода.

По состоянию на май 2000 года (информация от С. Костыгова), рельсы лежали на всём протяжении узкоколейной железной дороги – от Номжи до Коммунара. Однако движения уже не было.

В июле 2000 года рельсы уже были частично сняты. При разборке использовался трактор. В то время в Номже ещё можно было найти два разграбленных мотовоза МД54-4, а в Коммунаре – ЭСУ1 (либо ЭСУ2А), и два тепловоза ТУ6А.

В 2001 году разборка узкоколейной железной дороги была завершена.

По состоянию на август 2004 года, в Номже можно найти лишь остатки нескольких мотодрезин-«пионерок». Рельсов здесь уже не осталось.






Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:200 000 (участки к югу
от Коммунара и в районе посёлка Лось нанесены условно).






Разрушенная станция узкоколейной железной дороги в посёлке Номжа. Вид на юг,
в направлении Коммунара. Слева - «гаражи» для мотодрезин.
11.08.2004






Немногим южнее, вид в противоположную сторону. На месте
рельсового пути накатана автодорога.
11.08.2004









04.05.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу