НОМЖИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом этой узкоколейной железной дороги являлся посёлок Номжа, расположенный вблизи станции Номжа на железнодорожной магистрали Галич – Котельнич (историческая Вологодско-Вятская железная дорога). В первые 20 лет своего существования узкоколейная железная дорога была лесовозной, позднее обслуживала стекольный завод «Коммунар».



История (информация от А. Г. Пискунова)

В 1851 году в населённом пункте Мёрзлая Слобода (ныне Коммунар) началось строительство стекольного завода. Инициатором строительства был предприниматель из Нижнего Новгорода Н. А. Плотников. Одновременно со стекольным заводом строился кирпичный завод и заводской посёлок.

В 1905 (?) году была открыта станция Номжа (первоначально – разъезд №48).

После революции 1917 года стекольный завод в Мёрзлой Слободе был национализирован. В конце 1920-х годов посёлок Мёрзлая Слобода был переименован в Коммунар, такое же название получил и стекольный завод.

В годы Великой Отечественной войны завод выпускал в основном военную продукцию – бутылки, в которые заливалась зажигательная смесь.

В 1993 году работа стекольного завода остановилась. В последующие годы неоднократно предпринимались попытки возобновить производство. Но все они оказались безуспешными.

В 1947 году в пристанционном посёлке Номжа появилась контора треста «Авиалесзаг». Одновременно началось строительство лесовозной узкоколейной железной дороги. В 1949 году по ней началась массовая вывозка леса. Лес использовался для производства фанеры, которая в то время ещё применялась в авиационной промышленности.

В 4 километрах от посёлка Номжа магистраль узкоколейной железной дороги разделялась на «Гридинскую» и «Филисовскую» линии. У пересечения с рекой Шуя (12 километров от Номжи) в 1950-1969 годах существовал лесной посёлок Лось. Считается, что он получил название в честь инженера Лосева, участвовавшего в проектировании и строительстве узкоколейной железной дороги.

Посёлок Номжа в те годы ощущал нехватку воды. Было решено организовать доставку воды в цистернах по узкоколейной железной дороге от реки Пеза.

По неподтверждённым данным, в 1950-х-1960-х годах протяжённость наиболее длинной линии узкоколейной железной дороги составляла свыше 40 километров. Она пролегала по направлению Номжа – Коммунар – Пасьма. По узкоколейной железной дороге перевозился не только лес, но и различные грузы стекольного завода «Коммунар».

Возможно, участки узкоколейной железной дороги, расположенный вблизи посёлка Пасьма, первоначально представляли собой изолированную «сплавную» узкоколейную железную дорогу. Лес вывозился на сплав к реке Шуя.

По состоянию на 1966 год, узкоколейная железная дорога принадлежала лесопункту Номжа Антроповского леспромхоза. Название – Номжинская узкоколейная железная дорога (однако достоверность этого названия в настоящее время гарантировать невозможно).

В конце 1960-х годов вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Были разобраны все линии, за исключением участка Номжа – Коммунар (протяжённость – 16 километров).

Узкоколейная железная дорога, перестав быть лесовозной, в 1969 году перешла в ведение стекольного завода. По ней перевозились такие грузы, как сода, песок, готовая продукция (стекло). Сохранялись и пассажирские перевозки.

В 1982 году несколько работавших на дороге тепловозов ТУ4 было решено перевезти на соседнюю узкоколейную железную дорогу Бельниковского торфопредприятия (?). Основными локомотивами, работавшими здесь, были мотовозы МД54-4.

Регулярное движение по узкоколейной железной дороге было прекращено в 1990-х годах, одновременно с закрытием стекольного завода.

По состоянию на май 2000 года (информация от С. Костыгова), рельсы лежали на всём протяжении узкоколейной железной дороги – от Номжи до Коммунара. Однако движения уже не было.

В июле 2000 года рельсы уже были частично сняты. При разборке использовался трактор. В то время в Номже ещё можно было найти два разграбленных мотовоза МД54-4, а в Коммунаре – ЭСУ1 (либо ЭСУ2А), и два тепловоза ТУ6А.

В 2001 году разборка узкоколейной железной дороги была завершена.

По состоянию на август 2004 года, в Номже можно найти лишь остатки нескольких мотодрезин-«пионерок». Рельсов здесь уже не осталось.






Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:200 000 (участки к югу
от Коммунара и в районе посёлка Лось нанесены условно).






Разрушенная станция узкоколейной железной дороги в посёлке Номжа. Вид на юг,
в направлении Коммунара. Слева - «гаражи» для мотодрезин.
11.08.2004






Немногим южнее, вид в противоположную сторону. На месте
рельсового пути накатана автодорога.
11.08.2004









04.05.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Костромской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.