Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ПОЛДНЕВИЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








За предоставление сведений, касающихся истории узкоколейной железной дороги, благодарю С. Костыгова.





Первый участок Полдневицкой узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. В то время узкоколейная железная дорога принадлежала лестрансхозу Министерства транспортного строительства. Приблизительно через 10 лет она была передана в ведение Шортюгского леспромхоза.

Начальная точка узкоколейной железной дороги — нижний склад леспромхоза в посёлке Полдневица, рядом с одноимённой станцией широкой колеи. Она находится на железнодорожной линии Супротивный — Малое Раменье (Шортюгской железной дороге).

В 1950-х годах на узкоколейной железной дороге появился первый лесной посёлок — Мостовик (находился на 14 километре). От посёлка Мостовик магистральная линия узкоколейной железной дороги продолжалась в восточном направлении. Позднее её протяжённость составила не менее 35 километров.

Тяговый подвижной состав первоначально был представлен паровозом 159. Вскоре поступили также паровозы ВП и Кч. В 1960-х годах паровозы были заменены тепловозами ТУ4. Имелась пассажирская автодрезина ПД1 и путеукладчик СРП2.

Приблизительно через 30 лет после появления узкоколейной железной дороги руководством Шортюгского леспромхоза было принято решение о полном переходе на автомобильную вывозку леса. Был подписан приказ о закрытии узкоколейной железной дороги. Началась разборка магистрали. Подвижной состав подлежал списанию и вывозу в качестве металлолома.

К тому моменту, когда большая часть линий уже была разобрана, а тепловозы ТУ4 — порезаны, администрация леспромхоза «одумалась». В 1981 (?) году вместо уничтожения узкоколейной железной дороги было решено обновить и значительно реконструировать её. Были приобретёны новые тепловозы ТУ6А и ТУ7, пассажирские вагоны, платформы и сцепы.

Магистральная линия к востоку от посёлка Мостовик к тому моменту была разобрана. Лесозаготовки развернулись между Полдневицей и Мостовиком, для чего было построено несколько боковых веток.

В 1985 году протяжённость магистрали увеличилась в два раза: был открыт участок Мостовик — Зинковка. Посёлок Зинковка, расположенный на берегу реки Ветлуга, появился задолго до прихода в него узкоколейной железной дороги. Первоначально посёлок имел только водное сообщение и автомобильное сообщение (в зимнее время).

Приход узкоколейной железной дороги значительно облегчил жизнь в труднодоступном лесном посёлке. По маршруту Полдневица — Зинковка начал курсировать пассажирский поезд.

Развитие дороги обусловило необходимость обновления локомотивного парка. В Полдневицу поступили два тепловоза ТУ8, тепловоз-дрезина ТУ6Д, мотовоз-электростанция ЭСУ2А-929.

В начале 1990-х годов (по другим данным — раньше) был полностью выселен и ликвидирован посёлок Мостовик. Единственным лесным посёлком на узкоколейной железной дороге стала Зинковка (28 километров от Полдневицы).





По состоянию на май 2000 года, магистраль узкоколейной железной дороги от Полдневицы до Зинковки сохранялась и действовала, практически все ветки и «усы» были разобраны. Вывоз леса по железной дороге производился, но нерегулярно (были возможны перерывы на неопределённый срок). Лес доставлялся трелёвщиками к магистрали узкоколейной железной дороги, и грузился в сцепы прямо на ней.

В посёлке Зинковка был «прописан» тепловоз, который по понедельникам, рано утром, привозил в Полдневицу живущих в Зинковке детей школьного возраста, а в пятницу забирал их обратно. Больше никакого регулярного движения «тяжёлого» подвижного состава до Зинковки не было. Но почти каждый день кто-либо ехал в этот посёлок на мотодрезине. Линия находилась в относительно неплохом состоянии.

Тогда же, в 2000 году, в посёлке Полдневица сохранялся котёл паровоза, в своё время работавшего на узкоколейной железной дороге. Позже он использовался для отопления, и к нему приделали несоразмерно высокую трубу.

По информации от С. Костыгова, побывавшего в Полдневице в сентябре 2005 года, в конце 2004 года (либо в начале 2005 года) Полдневицкая узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Нижний склад Шортюгского леспромхоза разрушен.

Почти весь подвижной состав узкоколейной железной дороги был вывезен в качестве металлолома. Известно, что мотовоз-электростанция ЭСУ2А-929 в 1990-х годах был продан для использования на узкоколейной железной дороге Мисковского торфопредприятия, а в 2006 году, после ликвидации узкоколейной железной дороги Мисковского торфопредприятия, поступил на узкоколейную железную дорогу Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия.

Судьба посёлка Зинковка неясна. Официально он считается закрытым, но не исключено, что в летнее время там всё же живут люди (в посёлок можно добраться не только по узкоколейной железной дороге, но и на лодке по реке Ветлуга).











Полдневица. Котёл паровоза, работавшего на узкоколейной железной дороге.
05.2000











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










14.10.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу