ПОЛДНЕВИЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








За предоставление сведений, касающихся истории узкоколейной железной дороги, благодарю Сергея Костыгова.





Первый участок Полдневицкой узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. В то время узкоколейная железная дорога принадлежала лестрансхозу Министерства транспортного строительства. Приблизительно через 10 лет она была передана в ведение Шортюгского леспромхоза.

Начальная точка узкоколейной железной дороги — нижний склад леспромхоза в посёлке Полдневица, рядом с одноимённой станцией широкой колеи. Она находится на железнодорожной линии Супротивный — Малое Раменье (Шортюгской железной дороге).

В 1950-х годах на узкоколейной железной дороге появился первый лесной посёлок — Мостовик (находился на 14 километре). От посёлка Мостовик магистральная линия узкоколейной железной дороги продолжалась в восточном направлении. Позднее её протяжённость составила не менее 35 километров.

Тяговый подвижной состав первоначально был представлен паровозом 159. Вскоре поступили также паровозы ВП и Кч. В 1960-х годах паровозы были заменены тепловозами ТУ4. Имелась пассажирская автодрезина ПД1 и путеукладчик СРП2.

Приблизительно через 30 лет после появления узкоколейной железной дороги руководством Шортюгского леспромхоза было принято решение о полном переходе на автомобильную вывозку леса. Был подписан приказ о закрытии узкоколейной железной дороги. Началась разборка магистрали. Подвижной состав подлежал списанию и вывозу в качестве металлолома.

К тому моменту, когда большая часть линий уже была разобрана, а тепловозы ТУ4 — порезаны, администрация леспромхоза «одумалась». В 1981 (?) году вместо уничтожения узкоколейной железной дороги было решено обновить и значительно реконструировать её. Были приобретёны новые тепловозы ТУ6А и ТУ7, пассажирские вагоны, платформы и сцепы.

Магистральная линия к востоку от посёлка Мостовик к тому моменту была разобрана. Лесозаготовки развернулись между Полдневицей и Мостовиком, для чего было построено несколько боковых веток.

В 1985 году протяжённость магистрали увеличилась в два раза: был открыт участок Мостовик — Зинковка. Посёлок Зинковка, расположенный на берегу реки Ветлуга, появился задолго до прихода в него узкоколейной железной дороги. Первоначально посёлок имел только водное сообщение и автомобильное сообщение (в зимнее время).

Приход узкоколейной железной дороги значительно облегчил жизнь в труднодоступном лесном посёлке. По маршруту Полдневица — Зинковка начал курсировать пассажирский поезд.

Развитие дороги обусловило необходимость обновления локомотивного парка. В Полдневицу поступили два тепловоза ТУ8, тепловоз-дрезина ТУ6Д, мотовоз-электростанция ЭСУ2А-929.

В начале 1990-х годов (по другим данным — раньше) был полностью выселен и ликвидирован посёлок Мостовик. Единственным лесным посёлком на узкоколейной железной дороге стала Зинковка. Посёлок находится в 28 километрах от Полдневицы и является конечным пунктом.





По состоянию на май 2000 года, магистраль узкоколейной железной дороги от Полдневицы до Зинковки сохранялась и действовала, почти все ветки и «усы» были разобраны. Вывоз леса по железной дороге производился, но нерегулярно (были возможны перерывы на неопределённый срок). Лес доставлялся трелёвщиками к магистрали узкоколейной железной дороги, и грузился в сцепы прямо на ней.

В посёлке Зинковка был «прописан» тепловоз, который по понедельникам, рано утром, привозил в Полдневицу живущих в Зинковке детей школьного возраста, а в пятницу забирал их обратно. Больше никакого регулярного движения «тяжёлого» подвижного состава до Зинковки не было. Но почти каждый день кто-либо ехал в этот посёлок на мотодрезине. Линия находилась в относительно неплохом состоянии.

Тогда же, в 2000 году, в посёлке Полдневица сохранялся котёл паровоза, в своё время работавшего на узкоколейной железной дороге. Позже он использовался для отопления, и к нему приделали несоразмерно высокую трубу.

Я проехал от Полдневицы до Зинковки. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2000mzyakch.html.



По информации от Сергея Костыгова, побывавшего в Полдневице в сентябре 2005 года, в конце 2004 года (либо в начале 2005 года) Полдневицкая узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Нижний склад Шортюгского леспромхоза разрушен.

Почти весь подвижной состав узкоколейной железной дороги был вывезен в качестве металлолома. Известно, что мотовоз-электростанция ЭСУ2А-929 в 1990-х годах был продан для использования на узкоколейной железной дороге Мисковского торфопредприятия, а в 2006 году, после ликвидации узкоколейной железной дороги Мисковского торфопредприятия, поступил на узкоколейную железную дорогу Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия.

Судьба посёлка Зинковка неясна. Официально он считается закрытым, но не исключено, что в летнее время там всё же живут люди. В посёлок можно добраться не только по узкоколейной железной дороге, но и на лодке по реке Ветлуге.











Полдневица. Котёл паровоза, работавшего на узкоколейной железной дороге.
05.2000











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










14.10.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Костромской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика