Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЖУГСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Ужугская узкоколейная железная дорога принадлежит Кологривскому леспромхозу (Ужугский лесопункт). Находится в Кологривском районе Костромской области, на значительном удалении от железнодорожных линий широкой колеи. Начальный пункт узкоколейной железной дороги — посёлок Ужуга, расположенный на левом берегу реки Унжа.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 2012 году.



История

Кологривский леспромхоз существует с 1929 года. Ориентировочная дата открытия первого участка Ужугской узкоколейной железной дороги — 1949 год.

Изначально дорога являлась сплавной. Вывезенный по ней лес сплавлялся по реке Унжа. Подвижной состав завозился на узкоколейную железную дорогу баржами в период высокой воды.

В 1950-е годы на Ужугской узкоколейной железной дороге появился лесной посёлок Ульшма. В 1973 году он был выселен.

Напротив Ужуги, на правом берегу реки, появилась линия узкоколейной железной дороги Красноборского лесопункта Кологривского леспромхоза, которая позднее составила единую сеть с Потрусовской узкоколейной железной дорогой. В случае строительства моста через реку Унжа Ужугская узкоколейная железная дорога стала бы частью крупной сети, получила бы выход на широкую колею (станция Еленский).

Строительство моста через Унжу здесь не начиналось. Мост, обозначенный в некоторых топографических картах — это ничем не обоснованный плод фантазий «уважаемых» картографов.

В те годы, когда Красноборская узкоколейная железная дорога была связана со станцией Еленский на ширококолейной железнодорожной магистрали, подвижной состав для Ужугской узкоколейной железной дороги доставлялся от Еленского до Красного Бора «на своих осях», а от Красного Бора до Ужуги — на специальных санях по льду реки.





Состояние узкоколейной железной дороги на лето 2004 года

Узкоколейная железная дорога действует. Протяжённость магистральной линии составляет не менее 36 километров, общая протяжённость — не менее 50 километров.

Погрузка леса ведётся на ближних «усах» (от 6 километра, от 8 километра). На 27 километре магистрали строится новый ус (отходит от магистрали вправо — на восток). На 36 километре ведётся разборка пути.

Действующая магистраль вблизи бывшего посёлка Ульшма поворачивает в северном направлении. Линия, которая вела от бывшего посёлка Ульшма на восток, полностью разобрана.


Раздельные пункты (согласно графику исполненного
движения за 8 июня 2004 года):
Ужуга 6 км (рабочий ус) 9 км (рабочий ус) разъезд 13 км Ульшма разъезд 24 км 27 км (строительство уса) разъезд 32 км 36 км (разборка)





Каждый рабочий день от пассажирской платформы отправляются рабочие поезда к местам погрузки леса и на строительство «уса». По выходным дням движения нет.

Весь вывезенный по узкоколейной железной дороге лес перегружается на автомобили–лесовозы. Автомобильная дорога, связывающая посёлок Ужуга с районным центром, городом Кологривом — грунтовая на всём протяжении, но её качество относительно нормальное. Есть автобусное сообщение (маршрут Кологрив — Колохта).

Мотодрезин на узкоколейной железной дороге мало. Ездят на них крайне редко. Отчасти это связано с тем, что протяжённость дороги сравнительно невелика. В большинство мест, где ещё остался рельсовый путь, можно добраться рабочими поездами.

Зимой 2003—2004 годов магистраль узкоколейной железной дороги очищалась от снега (скорее всего, продолжалось строительство или разборка «усов»). Вывоза леса в зимнее время нет.



По словам представителей руководства Кологривского леспромхоза, скорее всего, дорога будет полностью разобрана в 2008 году, либо несколько позднее.













Подвижной состав

Депо узкоколейной железной дороги в посёлке Ужуга, по состоянию на август 2004 года, находилось в полуразгромленном состоянии. Почти все действующие локомотивы, как правило, в ночное время и по выходным дням стояли в тупике у пункта заправки горюче-смазочными материалами и пассажирской платформы (близ пересечения с автодорогой Кологрив — Колохта, приблизительно в 1,5 километрах от депо).

Установленные номера действующих локомотивов: ТУ8-0277, ТУ8-0377, ТУ6Д-0247. Один ТУ6А с неустановленным номером.

Известно, что тепловоз-дрезина ТУ6Д-0247 был привезён сюда не ранее, чем в 2000 году с Поназыревской узкоколейной железной дороги. Ещё один из тепловозов был доставлен из Брантовки.

Вблизи депо в августе 2004 года находился ТУ8-0114, внутри — 3 тепловоза: разгромленный ТУ8-0396, ещё два разгромленных ТУ8 либо ТУ6А.

В старом листе бумаги, находившемся в диспетчерской узкоколейной железной дороги, упоминались тепловозы ТУ8-0377, ТУ8-0277, ТУ8-0481, ТУ8-0375, ТУ8-0485, ТУ6СП-????.

Имелся снегоочиститель. На стоящей вблизи снегоочистителя платформе имелась табличка со следующим текстом: «Вагоностроительный завод советского государственного акционерного общества «ТРАНСМАШ» в Германии, г. Аммендорф 1952 №1158»

Имелась также автомотриса АМ1 (без двигателя, использовалась в качестве пассажирского вагона).






Ужугская узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:200 000.






Ужугская узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:100 000
(показаны только окрестности посёлка Ужуга).










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    












26.08.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Костромской области»

на главную страницу