Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЯКШАНГСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Станция Якшанга появилась в 1903 году при строительстве Вологодско—Вятской железной дороги. Согласно одной из версий, это название станции дали рабочие-татары (на любом тюркском языке похожее по звучанию слово может означать «хорошее место»). В действительности, скорее всего, топоним имеет финно-угорское происхождение.

Вскоре после открытия движения по Вологодско—Вятской железной дороге рядом со станцией Якшанга возникло небольшое лесозаготовительное предприятие, принадлежавшее компании «Зингер». В посёлке сохранилась водонапорная башня и несколько кирпичных зданий, построенных в первом десятилетии ХХ века.

Позднее, в 1930-е годы, здесь был организован Якшангский леспромхоз. На протяжении некоторого времени в посёлке находился лагерь, входивший в систему ГУЛага.

Узкоколейной железной дороги здесь долгое время не было — для вывоза леса использовались «лежнёвки» (дороги с деревянным покрытием). По имеющимся данным, первый участок узкоколейной железной дороги вступил в строй в 1943 году.

Дорога имела ширину колеи 600 мм. На ней использовался трофейный подвижной состав, взятый с военно-полевых железных дорог, построенных немецко-фашистскими войсками. Основная линия пролегала в юго-восточном направлении.

В конце 1940-х годов дорога была перестроена на колею 750 мм, были реконструированы искусственные сооружения, построены насыпи. На магистрали появились лесные посёлки Малая Якшанга и Северный, а позднее, в 1950-е годы — Панино.

С начала 1950-х годов развернулось также строительство «северной магистрали». Её начальная точка была расположена на 4-м километре от Якшанги. В месте пересечения с ширококолейной железнодорожной линией новый путепровод не строился — узкая колея была пропущена под уже существовавшим мостом через малую реку (ручей).

Вскоре «северная магистраль» стала значительно более длинной и мощной, чем старая — «юго-восточная». На ней возник лесной посёлок Сосновка. Позднее, в 1960-е годы, эта линия была доведена до берега реки Ветлуга (посёлок Шайма). Она соединялась с двумя соседними лесовозными узкоколейными железными дорогами — Зебляковской и Поназыревской.

Якшангский леспромхоз в те годы находился в числе лучших, считался образцово-показательным. Узкоколейная железная дорога работала очень активно. Позднее здесь стала применяться также автомобильная вывозка леса, но регулярное движение по линиям узкой колеи сохранялось.


Раздельные пункты Якшангской узкоколейной железной дороги
(по данным графика исполненного движения за 16 августа 1988 года):
Якшанга 4 км 11 км 17 км 22 км 28 км Сосновка 43 км 46 км 48 км 55 км 56 км 60 км 62 км 64 км 69 км Шайма 4 км Малая Якшанга Панино





В 1990-е годы Якшангский леспромхоз пришёл в запустение. Его положение было едва ли не самым печальным среди всех лесозаготовительных предприятий Костромской области.

По состоянию на 1997 год, формально ещё сохранялось пассажирское движение на Сосновку и Панино, но фактически поезда уже не курсировали. Лес вывозился с 4-го километра магистрали. Участок Сосновка — Шайма уже был частично разобран.




Ориентировочное расписание движения пассажирских поездов на лето 1997 года:


Якшанга — Сосновка: по понедельникам 3:00, 17:00, по пятницам 5:00, 17:00

Якшанга — Панино: по вторникам 5:00, 17:00, по четвергам 3:00, 17:00







В 1999 году из посёлка Сосновка были вывезены последние жители. Началась разборка «северной магистрали».

По состоянию на май 2000 года, «северная магистраль» была частично разобрана. На участке Якшанга — Панино рельсы ещё лежали, до Панино изредка ездили мотодрезины. «Тяжёлый» подвижной состав доехать до Панино не смог бы — местами рельсы «висели в воздухе».

В 2001 году Якшангский леспромхоз был признан банкротом. Позднее это предприятие было зарегистрировано под названием «Якшангский лесопромышленный комбинат».

В июне 2004 года была завершена разборка линии Якшанга - Сосновка - Шайма. Исчезло пересечение узкоколейной железной дороги с Транссибирской железнодорожной магистралью (через Ярославль — Якшангу — Киров проходит отсчёт расстояния от Москвы до Владивостока), одно из двух пересечений узкой колеи с Транссибом, существовавших в последние годы (второе находится у станции Михайло-Чесноковская).

Одновременно была начата разборка участка Якшанга — Панино, за исключением небольшого участка длиной менее трёх километров (в посёлке Якшанга и его окрестностях). В последние годы участок Якшанга — Панино находился в муниципальной собственности.

По состоянию на август 2004 года, разборка участка Якшанга — Панино продвигается быстрыми темпами. К октябрю она должна была быть завершена.

Единственный участок узкоколейной железной дороги, который предполагалось сохранить — от основного нижнего склада леспромхоза до «эстакады», расположенной у пересечения магистральной линии с высоковольтной ЛЭП. Протяжённость дороги не должна была превысить трёх километров. По этому участку мог бы осуществляться подвоз на основной нижний склад хлыстов, доставленных автотранспортом к «эстакаде» (месту зимнего накопления). Но эти надежды не оправдались.

Лесной посёлок Панино, по состоянию на 2004 год, по-прежнему обитаем (там осталось около 50 человек). К посёлку подведена автодорога из Поназырево. Посёлок Северный разрушен, в посёлке Малая Якшанга сохранилось несколько домов, которые используются жителями Якшанги как дачи.

В конце 2004 года (либо в начале 2005 года) последний участок узкоколейной железной дороги также был разобран. По сведениям, которые предоставил С. Костыгов, в сентябре 2005 года в посёлке Якшанга и его окрестностях уже нет уцелевших участков пути.

Действия главы администрации Поназыревского района Г. Суворова, продавшего узкоколейную железную дорогу Якшанга — Панино в качестве металлолома, позднее были признаны преступлением. Глава администрации был отстранён от должности и приговорён судом к 2 годам лишения свободы условно.





Подвижной состав

По данным на 12 августа 2004 года, в Якшанге находилось 2 — 3 «условно исправных» локомотива, а также до десятка разгромленных.


Установленные номера:
ТУ6А-3046
ТУ6Д-0369
ТУ6СПА-034
ТУ8-0209
ТУ7А-2877
ТУ7-2740
ВПР300У (двухосная путевая машина)
По данным А. Фетисова, в апреле 2004 года имелись также ТУ6А-0780 (ТУ6А-0789), ТУ7-2770, ТУ7-?058.

В 1994 году работал «ТУ8-2869» — так записано в документах. Возможно, что в реальности это тепловоз ТУ6А-2869.

В графиках исполненного движения за 1988 год упоминаются также ТУ6А-3492, ТУ6А-3713.





__________________________________________________________________________________

ФОТОГРАФИИ
__________________________________________________________________________________









Пути узкоколейной железной дороги в посёлке Панино.
Вид со стороны Якшанги в сторону центра посёлка.
05.2000








Вокзал на станции Якшанга («РЖД», Северная железная дорога).
12.08.2004






Подъездной путь широкой колеи, ведущий к нижнему складу. Вдали -
водонапорная башня, построенная в начале ХХ века.
12.08.2004






Пересечение «северной магистрали» узкоколейной железной дороги с железнодорожной линией
Буй — Шарья — Котельнич (историческая Вологодско-Вятская железная дорога).
Вид с юга, со стороны Якшанги.
12.08.2004






То же пересечение. Вид с северной стороны.
12.08.2004






Пути широкой колеи на пересечении. Вид на восток, в сторону станции Поназырево.
12.08.2004






Впереди — пересечение «северной магистрали» с автодорогой Кострома — Киров
(в будущем это дорога Москва — Владивосток, главная в стране).
Несколько месяцев назад здесь ещё лежали рельсы.
Вид в сторону Якшанги.
12.08.2004






Бывшая стрелка на 4-м километре — примыкание «северной магистрали» к линии Якшанга —
Панино. В её начальной точке стоит грузовая автомашина «разбиральщиков», снимающих
рельсы, которые вели к лесному посёлку Панино. Вид в юго-восточном направлении.
12.08.2004






Сравнительно недалеко от этого места начинается «недоразобранный» рельсовый путь.
Вид в сторону Якшанги.
12.08.2004






Стрелка, на которой отходит путь к «эстакаде» — месту зимнего накопления хлыстов.
Вид в сторону Якшанги.
12.08.2004






Впереди — «эстакада» (место зимнего накопления хлыстов).
12.08.2004






Линия вступает в пределы посёлка Якшанга. Вид в сторону нижнего склада и центра посёлка.
12.08.2004






Немногим далее, вид в противоположном направлении.
12.08.2004






Первый переезд в посёлке.
12.08.2004






Впереди — мост через реку Восточная Якшанга. Вид со стороны нижнего склада и центра посёлка.
12.08.2004






Начинается путевое развитие, впереди — нижний склад.
12.08.2004






Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении.
Слева — «гаражи» для мотодрезин.
12.08.2004






На подходе к нижнему складу.
12.08.2004






Тепловоз ТУ6А-3046 вблизи территории нижнего склада.
12.08.2004






Крытый вагон.
12.08.2004






«Балластные» вагоны.
12.08.2004






ТУ6СПА-034 вблизи топливозаправочного пункта.
12.08.2004






ТУ6Д-0369 вблизи топливозаправочного пункта.
12.08.2004






Сцепы вблизи территории нижнего склада. Вид в южном направлении.
12.08.2004






Впереди — разгромленное депо узкоколейной железной дороги (справа) и диспетчерская
узкоколейной железной дороги (слева). Вид в северном направлении.
12.08.2004






Путевая машина ВПР300У вблизи пустого здания диспетчерской.
12.08.2004






Здания депо и диспетчерской.
12.08.2004






Вид приблизительно оттуда же в обратную сторону.
Справа — разграбленный тепловоз ТУ7-2740.
12.08.2004










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    РАЗНОЕ    










04.05.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Костромской области»

на главную страницу